Правописание И и Ы в корне после приставки

Разделы: Русский язык


Цель урока: развивать навыки правописания слов с орфограммой «Правописание И и Ы в корне после приставки».

Задачи:

  • Обучающие:создать условия для расширения кругозора учащихся, познакомить с условиями выбора гласной; повторить правописание орфограммы «Чередование гласных»;
  • Развивающие:развивать умение анализировать и делать выводы;  доказывать свою точку зрения, развивать познавательные интересы,  орфографическую зоркость.
  • Воспитательные:формировать интерес к языку;  культуру общения, навыки взаимопомощи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Необходимое техническое оборудование:Интернет; компьютерный класс.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока (1 мин.)

– Здравствуйте, садитесь! Начинаем урок. Не забывайте на уроке давать полные ответы, делать аккуратные записи в тетради.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Опрос (фронтальный). Работа с сигнальными карточками (5 мин.)

– Ребята! На прошлом уроке мы завершили изучение орфограммы «Чередование гласной в корне слова». Вспомните правописание известных вам чередующихся корней.
– От чего зависит правописание гласной в этих корнях?.  
– При каком условии в корне -гор-(-гар-) пишется буква о?  
– Вспомните правописание слов с корнями -зар-(-зор-).
– Когда в корне -кос-(-кас-) пишутся буквы о и а?
– Напомните алгоритм работы над этой орфограммой. (1.Чтение  слова, нахождение корня. 2. Необходимо выяснить, есть ли суффикс -а. 3. Руководствуясь правилом, нужно записать слово.)
– Работаем с сигнальными карточками. Я называю слова  на данные орфограммы, вы поднимаете карточку с той гласной, которая пишется в корне с чередованием.

 А 
 О 

Загораешь, зарница, соприкасаться, загореть, озарение, загорелось, нагар, касательная, горение, прикосновение, зоренька, коснуться.

3. Подготовка к активной УПД каждого ученика на основном этапе урока (1 мин.)

– Сегодня мы познакомимся с новой темой, будем учиться анализировать и делать выводы, доказывать свою точку зрения, развивать орфографическую зоркость. Новые знания помогут вам подготовиться к ЕГЭ, отлично выполнить задание А14.

4. Усвоение новых знаний (15 мин.)

а) На доске:

Играть                          сыграть, отыграть
Искать                          подыскать, разыскать

Выделите в словах корни. Выделите в однокоренных словах второго столбика приставки. Что происходит с первой гласной корня, когда она оказывается после приставки на согласный? Сделайте вывод. Сформулируйте правило. (После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо И пишется Ысогласно произношению) Запишите слова в тетрадь.

б) Работа с ЭОР. Использование коллекции  Каталог электронных образовательных ресурсов   Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) Разделительные Ъ и Ь знаки. И/Ы после приставок на согласную. И1. Сцена 3. (http://fcior.edu.ru/card/14790/razdelitelnye--i--znaki-i-y-posle-pristavok-na-soglasnuyu-i1.html)

– Замена и на ы происходит только после русских приставок, оканчивающихся на согласную (раз-, без-, воз-, с-, от-, вз-, об-, под- и др.). Прочитайте информацию СЦЕНЫ 3, выясните, происходит ли замена и на ы после заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную (замены и на ы не происходит)
– Происходит ли замена и на ы  после приставки из-, если ей предшествует другая приставка, оканчивающаяся на согласную? 

Запишите пример: весть-известие-небезызвестный

– Выпишите два слова с заимствованными приставками (панисламизм, трансиорданский).

в) Работа с Википедией (может сообщить заранее подготовленный ученик)

– Найдите в свободной энциклопедии значение слов «панисламизм» и «трансиорданский».

Панисламизм – религиозно-политическое движение, возникшее в  конце 20 века. Идеи панисламизма были направлены на политическое объединение всех «мусульманских» стран.
Трансиорда'ния – название обширного и без фиксированных границ региона к востоку от реки Иордан.

г) – Работа с учебником. Прочитайте правило «Правописание И и Ы в корне после приставки» в учебнике. С каким  словом-исключением вы познакомились? (Взимать)

д) Узелок на память (таблицы раздаются каждому ученику)

– Вклейте таблицу дома в «Помощницу по русскому языку» (тетрадь-справочник с правилами)

Ы/И на стыке приставки и корня.

Буква Ы как основная форма

После всегда твёрдых согласных в приставках перед
корнем на И происходит чередование звуков Ы/И,
что в большинстве случаев отражается на письме:

искать – отыскать, играть – обыграть.
Особый случай: взимать (приставка на мягкий согласный).

Буква И как исключение

Замена  И на Ы после приставки  в начале
корня не делается в исключительных случаях,
когда возникают дополнительные трудности в
понимании значения слова:

1. После иноязычных приставок: дезинформация, постимпрессионизм, субинспектор,  контригра.
2. В сложносокращённых словах: пединститут, спортигра, санинспекция.
3. После Ж и Х в приставках МЕЖ-, СВЕРХ-, а также в сложных словах (в русском языке нет написаний ЖЫ, ХЫ): межиздательский, сверхизысканный, двухимпульсный.

5. Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (5 мин.)

Объяснительный диктант (напечатан на карточках)

– Выпишите из предложений слова в тетрадь на изучаемую нами орфограмму, объясните их правописание.
1) Безыдейность, равнодушие, бездуховность надо изживать всеми силами   2) К вечеру разыгралась метель. 3) Жюри подытожило результаты состязаний 4) Я не терял надежды сыскать дорогу. 5)  Необходимо наладить выпуск межинтернатской электронной газеты. 6) За годы войны пединститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место. 7) В предыдущем номере журнала была интересная статья о дельфинах

6. Закрепление знаний (5 мин.)

Творческий диктант (слова записаны на доске)

Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.

История ––––––>
Иронизировать ––––––>
Интеллигентный ––––––>
Инфекция ––––––>
Имя ––––––>

7. Обобщение и систематизация знаний (5 мин.)

Вставьте нужные слова в правило, которому подчиняется орфограмма (проверка карточек у 3-4 учащихся на оценку)

Карточка

1. После ____________________, которая оканчивается на ____________________, пишется буква _____ ,
если исходное слово начинается с буквы _______:
итожить ––> подытожить, искать ––> изыскать, инициативный ––> безынициативный.
2.  Смены И на Ы не происходит после приставок ___________________________ происхождения: 
постиндустриальный, суперигра.
3. Смены И на Ы не происходит после приставок _____________________________ :
межинститутский, сверхизвестный.
4. Смены И на Ы не происходит в _______________________________________ словах:
спортинвентарь, пединстиут.
Смены И на Ы не происходит в слове ______________________________________.

8. Контроль и самопроверка знаний (5 мин.)

Работа с ЭОР. Использование коллекции  Каталог электронных образовательных ресурсов   Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/). Разделительные Ъ и Ь знаки. И/Ы после приставок на согласную. К2.

Задание3. (http://fcior.edu.ru/card/4263/razdelitelnye--i--znaki-i-y-posle-pristavok-na-soglasnuyu-k1.html)

– Выполните на оценку задание 3. Проверьте результат своей работы, нажав на кнопку «Ответить».

9. Подведение итогов урока (2 мин.)

– С какой  новой  орфограммой вы сегодня познакомились?

10. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению (1 мин.)

– На дом: выполнить упражнение № 153 по заданию.
– Творческое задание (по желанию): сочинить лингвистическую сказку на тему «Правописание И и Ы в корне после приставки» или придумать словарный диктант с изученной орфограммой.