Цель урока: развивать навыки правописания слов с орфограммой «Правописание И и Ы в корне после приставки».
Задачи:
- Обучающие:создать условия для расширения кругозора учащихся, познакомить с условиями выбора гласной; повторить правописание орфограммы «Чередование гласных»;
- Развивающие:развивать умение анализировать и делать выводы; доказывать свою точку зрения, развивать познавательные интересы, орфографическую зоркость.
- Воспитательные:формировать интерес к языку; культуру общения, навыки взаимопомощи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Необходимое техническое оборудование:Интернет; компьютерный класс.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока (1 мин.)
– Здравствуйте, садитесь! Начинаем урок. Не забывайте на уроке давать полные ответы, делать аккуратные записи в тетради.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Опрос (фронтальный). Работа с сигнальными карточками (5 мин.)
– Ребята! На прошлом уроке мы завершили
изучение орфограммы «Чередование гласной в
корне слова». Вспомните правописание известных
вам чередующихся корней.
– От чего зависит правописание гласной в этих
корнях?.
– При каком условии в корне -гор-(-гар-)
пишется буква о?
– Вспомните правописание слов с корнями -зар-(-зор-).
– Когда в корне -кос-(-кас-) пишутся
буквы о и а?
– Напомните алгоритм работы над этой
орфограммой. (1.Чтение слова, нахождение корня.
2. Необходимо выяснить, есть ли суффикс -а. 3. Руководствуясь
правилом, нужно записать слово.)
– Работаем с сигнальными карточками. Я
называю слова на данные орфограммы, вы
поднимаете карточку с той гласной, которая
пишется в корне с чередованием.
|
|
Загораешь, зарница, соприкасаться, загореть, озарение, загорелось, нагар, касательная, горение, прикосновение, зоренька, коснуться.
3. Подготовка к активной УПД каждого ученика на основном этапе урока (1 мин.)
– Сегодня мы познакомимся с новой темой, будем учиться анализировать и делать выводы, доказывать свою точку зрения, развивать орфографическую зоркость. Новые знания помогут вам подготовиться к ЕГЭ, отлично выполнить задание А14.
4. Усвоение новых знаний (15 мин.)
а) На доске:
Играть сыграть, отыграть
Искать подыскать, разыскать
– Выделите в словах корни. Выделите в однокоренных словах второго столбика приставки. Что происходит с первой гласной корня, когда она оказывается после приставки на согласный? Сделайте вывод. Сформулируйте правило. (После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо И пишется Ысогласно произношению) Запишите слова в тетрадь.
б) Работа с ЭОР. Использование коллекции Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) Разделительные Ъ и Ь знаки. И/Ы после приставок на согласную. И1. Сцена 3. (http://fcior.edu.ru/card/14790/razdelitelnye--i--znaki-i-y-posle-pristavok-na-soglasnuyu-i1.html)
– Замена и на ы происходит только
после русских приставок, оканчивающихся на
согласную (раз-, без-, воз-, с-, от-,
вз-, об-, под- и др.). Прочитайте
информацию СЦЕНЫ 3, выясните, происходит ли
замена и на ы после
заимствованных приставок,
оканчивающихся на согласную (замены и
на ы не происходит)
– Происходит ли замена и на ы
после приставки из-, если ей
предшествует другая приставка, оканчивающаяся
на согласную?
Запишите пример: весть-известие-небезызвестный
– Выпишите два слова с заимствованными приставками (панисламизм, трансиорданский).
в) Работа с Википедией (может сообщить заранее подготовленный ученик)
– Найдите в свободной энциклопедии значение слов «панисламизм» и «трансиорданский».
Панисламизм –
религиозно-политическое движение, возникшее
в конце 20 века. Идеи панисламизма были
направлены на политическое объединение всех
«мусульманских» стран.
Трансиорда'ния – название обширного и
без фиксированных границ региона к востоку от
реки Иордан.
г) – Работа с учебником. Прочитайте правило «Правописание И и Ы в корне после приставки» в учебнике. С каким словом-исключением вы познакомились? (Взимать)
д) Узелок на память (таблицы раздаются каждому ученику)
– Вклейте таблицу дома в «Помощницу по русскому языку» (тетрадь-справочник с правилами)
Ы/И на стыке приставки и корня. |
||
Буква Ы как основная форма
искать – отыскать, играть –
обыграть. Буква И как исключение
1. После иноязычных приставок:
дезинформация, постимпрессионизм,
субинспектор, контригра. |
5. Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (5 мин.)
Объяснительный диктант (напечатан на карточках)
– Выпишите из предложений слова в тетрадь
на изучаемую нами орфограмму, объясните их
правописание.
1) Безыдейность, равнодушие, бездуховность надо
изживать всеми силами 2) К вечеру
разыгралась метель. 3) Жюри подытожило
результаты состязаний 4) Я не терял надежды
сыскать дорогу. 5) Необходимо наладить выпуск
межинтернатской электронной газеты. 6) За годы
войны пединститут пострадал больше всех томских
вузов, перенеся шесть переездов с места на место.
7) В предыдущем номере журнала была интересная
статья о дельфинах
6. Закрепление знаний (5 мин.)
Творческий диктант (слова записаны на доске)
– Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.
История ––––––>
Иронизировать ––––––>
Интеллигентный ––––––>
Инфекция ––––––>
Имя ––––––>
7. Обобщение и систематизация знаний (5 мин.)
– Вставьте нужные слова в правило, которому подчиняется орфограмма (проверка карточек у 3-4 учащихся на оценку)
Карточка 1. После ____________________, которая оканчивается на
____________________, пишется буква _____ , |
8. Контроль и самопроверка знаний (5 мин.)
Работа с ЭОР. Использование коллекции Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/). Разделительные Ъ и Ь знаки. И/Ы после приставок на согласную. К2.
Задание3. (http://fcior.edu.ru/card/4263/razdelitelnye--i--znaki-i-y-posle-pristavok-na-soglasnuyu-k1.html)
– Выполните на оценку задание 3. Проверьте результат своей работы, нажав на кнопку «Ответить».
9. Подведение итогов урока (2 мин.)
– С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
10. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению (1 мин.)
– На дом: выполнить упражнение № 153 по заданию.
– Творческое задание (по желанию): сочинить
лингвистическую сказку на тему «Правописание
И и Ы в корне после приставки» или придумать
словарный диктант с изученной орфограммой.