Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Именно такой является технология модульного обучения.
Технология модульного обучения, будучи личностно ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. Важным достоинством данной технологии является ее интеграционное качество, так как модуль – целостное единство содержания и технологии, его изучение реализуется через комплекс технологий, интегрируемых в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий и т. д.
Сущность модульного обучения состоит в том, что
«обучающийся более самостоятельно или полностью
самостоятельно может работать с предложенной
ему индивидуальной учебной программой,
включающей в себя целевую программу действий,
банк информации и методическое руководство по
достижению поставленных дидактических целей» [1,
С.10].
Именно модуль может выступать как программа
обучения, индивидуализированная по содержанию,
методам обучения, уровню самостоятельности,
темпу учебно-познавательной деятельности
ученика.
Работа по модулям не только позволяет учащимся
получать прочные знания, но и меняет отношения
учителя и ученика, всех ребят в классе, побуждая
их полностью или частично работать по
индивидуальной целевой программе, включает
каждого в активную и результативную
деятельность. Выбирая пути достижения целей,
работая индивидуально, в диалоговом, групповом
режиме, школьник учится общаться с товарищами и
учителями, осмысляет и оценивает собственные
действия и состояния.
Предлагаем разработку модульного урока по теме
«Деепричастие (повторение и обобщение
изученного)».
УЭ-0. Интегрирующая цель – в процессе работы над учебными элементами вы должны:
- Повторить и обобщить изученное о деепричастии.
- Систематизировать полученные знания.
- Закрепить умение определять вид деепричастия.
- Закрепить умение выделять знаками препинания деепричастный оборот.
- Закрепить навыки правописания не с деепричастиями.
- Производить морфологический разбор деепричастия.
- Закрепить умение строить предложение с деепричастными оборотами.
УЭ-1. Цель – закрепить умения находить деепричастия в предложении.
Выписать из предложения глаголы с деепричастными оборотами.
Как найти деепричастие:
А) образовано от глагола;
Б) имеет суффиксы -а, -я, -в, -ши, -вши;
В) обозначает добавочное действие при основном
глаголе;
Г) отвечает на вопросы что делая?, что
сделав? и вопросы обстоятельства.
- Свернув с просеки, мы отправились по утоптанной тропинке.
- Лианы, извиваясь, обкручивали деревья, как удавы.
- Мы остановились на большой высоте и, глядя вниз, долго любовались неподвижной бирюзой водной поверхности.
- Берега, заключая озеро в круглую раму зелени, густо заросли камышом.
- Увидели слева долину и направились туда, постепенно спускаясь вниз по густой траве.
- Там извивалась речка, то прячась в тени лесистых берегов, то снова выкатываясь на простор.
- По вечерам, отделавшись от работы, я выходил на улицу.
- Корабль, накренившись на правый борт и приподняв нос, не подчинился воле людей.
Проверьте работу по ключу № 1 (Приложение 1)
Оцените свою работу. Критерии оценки:
- Без ошибок – «5».
- Одна-две ошибки – «4».
- Три-четыре ошибки – «3».
- Пять и более ошибок – «2».
УЭ-2. Цель – закрепить умения различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
1. Выписать словосочетания с деепричастиями в две колонки, обозначив суффиксы.
Совершенный вид Несовершенный вид
Распл…тая косы, увл…кая за собой, легко ск…льзя, постепенно разг…раясь на солнце, пол...жив документы, зап...вая водой, зап...вая песню, подст...лив подстилку, увидев мать.
2. Образуйте следующие формы от глаголов приг...товить, распол...гать, выр...стить, перес...дить:
А) 3-е л. ед. ч. изъявительное наклонение /он/
Б) страдательное причастие настоящего/ ом, им,
ем/, прошедшего времени /енн, нн, т/.
В) деепричастие.
3. Придумать и записать слова с данными значимыми частями: -евши, -евший, -ивши, -авши, -авший.
Проверьте работу по ключу № 2, 3. Оцените свою работу. (Приложение 1)
Критерии оценки:
- Выполнено три задания – «5».
- Выполнено два задания – «4».
- Выполнено одно задание – «3».
УЭ-3. Цель – закрепить навыки правописания не с деепричастиями.
1. Раскройте скобки, запишите словосочетания по трем группам.
(Не)терпя возражений, сильно (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (не)навидя лень, (не)истовствуя от досады, (не)здороваясь ни(с)кем.
Деепричастие + существительное | Деепричастие + местоимение | Наречие + деепричастие |
2. Спишите, раскрывая скобки.
(Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь. (Не)зная броду, (не)суйся в воду. (Не)берисъ лапти плести, (не)надравши лыка. (Не)накормив лошадь, далеко (не)уедешъ. (Не)поужинавши, легче, а поужинавши, лучше. (Не)пригож лицом, а хорош умом.
Проверьте работу по ключу №5. Оцените свою работу. (Приложение 1)
УЭ-4. Цель – закрепить умение выделять знаками препинания деепричастные обороты, произвести морфологический разбор деепричастий.
Как найти деепричастный оборот:
- Найдите деепричастие.
- Найдите зависимые от деепричастия слова.
- Прочитайте деепричастный оборот.
- Выделите деепричастный оборот запятыми.
1. Спишите, расставляя запятые, подчеркивая деепричастный оборот.
Приближаясь к роще Лиза пошла тише. Она шла задумавшись по дороге. (Не)дав себе времени зарядить ружьё вышел Алексей в поле с верным своим Сбогаром. Григорий Иванович Муромский соблазнясь хорошею погодой велел оседлать куцую свою кобылку. Подъезжая к лесу увидел он своего соседа. Но лошадь доскакав до оврага вдруг, кинулась в сторону и Муромский (не)усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю он лежал и проклинал свою куцую кобылку.
2. Произведите морфологический разбор деепричастий.
Вариант I Вариант П
приближаясь доскакав
3. Из какого произведения взят отрывок текста? Кто автор?
Проверьте работу по ключу №6. Оцените свою работу. (Приложение 1)
УЭ-5. Цель – закрепить умение строить предложения с деепричастными оборотами.
Помните!
А. Деепричастие
дополняет действие глагола.
Б. Глагол и
деепричастие имеют одно действующее лицо,
относятся к одному подлежащему.
1. Замените причастие деепричастиями, запишите полученные предложения, расставив знаки препинания, графически обозначьте деепричастные обороты.
Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне. Блестящий на солнце снег слепил глаза. Березки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали. Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада. Из-за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря.
2. Замените деепричастия глаголами, образуйте сложное предложение и подчеркните главные члены.
Мальчик долго лежал в темноте, прижимаясь к подушке и стараясь заснуть. Печально садилось осеннее солнце, заливая прощальным светом уже убранное поле. Свежий весенний ветер пронесся по лугу, пригибая к земле длинные стебли трав. Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.
3. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий. Запишите правильные предложения.
Возвращаясь из школы, меня застала гроза. Наблюдая за ходом матча, у меня потерялась книга. Включив радио, раздались звуки музыки. Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался сосед.
Проверьте работу по ключу № 7.Оцените свою работу. (Приложение 1)
УЭ-6. Комплексное применение знаний. Работа с текстом.
Цель – закрепить навыки постановки знаков препинания при деепричастных оборотах уметь находить в тексте предложения с деепричастными оборотами.
1. Из текста выписать предложения с деепричастными оборотами, расставить знаки препинания, графически выделить деепричастные обороты, определить вид деепричастий, выделить суффиксы деепричастий.
2. Выполнить синтаксический разбор любого предложения с деепричастным оборотом.
Неожиданно подул ветер. Он прошелся вдоль
берега зарябив зеркало плёса обломав сухие
ветки. Птицы исчезли бесследно. Работяги-кроты
строившие подземные царства спрятались в свои
лабиринты. Солнце послав на землю последний луч
зарылось в серую мглу. Вся природа затаив дыхание
замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый
лист упала первая снежинка.
И вот бесшумно пошел снег засыпая все
неровности на земле смягчая рельефы склонов.
Снежный ковер изменяя обычный наряд леса опушил
вековую ель лебяжьим пухом лег на ветки берез.
Мелкие хлыстики ивняка покорно пригнулись к
земле. Сквозь пуховое одеяло видны остренькие
верхушки сиротливо растущих у опушки елочек.
Большой снег накрывает лесной роток
останавливая течение у берегов глуша шум на
перекатах. Снег поглотил все звуки создал
бесконечные вереницы белых фигур погрузив все
лесное царство в мир безмолвия и сновидений.
Проверьте работу по ключу № 8. Оцените свою работу. (Приложение 1)
УЭ-7. Срез знаний. Итоговый тест.
Цель – проверить уровень знаний по теме «Деепричастие».
Укажите, правильно ли поставлены знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами. Рядом с номером предложения поставить «1» или «2», где «1» – правильно поставлены знаки препинания, «2» – неправильно поставлены знаки препинания.
Вариант первый:
- Дневальный обняв винтовку, крепко спал под навесом.
- Теперь, лежа на тихой таёжной прогалине, Мечик всё переживал вновь.
- В толпе, поблескивая ружейными дулами, все чаще мелькали фигуры партизан.
- Из барака неловко сломившись в дверях, вышел доктор Сташинский.
- Парень поджал было губы обидчиво и достойно, но поймав на себе насмешливый взгляд Левинсона, юркнул в толпу.
- Желая проверить свои предположения, Левинсон пошел на собрание заблаговременно.
- Но, вслушиваясь в растрепанные мужицкие голоса, Левинсон улавливал в них внятные ему одному тревожные нотки.
- Бакланов сидя на ступеньках, записывал фамилии.
- Туманной ночью, пробравшись незамеченным сквозь неприятельское пекло, взвод Дубова появился на линии.
- Оставшись без оружия, Морозко сразу размяк.
Вариант второй:
- Ежедневно, сидя на подоконнике, Петя дожидался Гаврика.
- Таща на спине тяжелый ранец, Петя покорно следовал за Гавриком повсюду.
- Заперев матроса, рыбаки отправились на промысел и через два часа возвратились назад найдя все дома в полном порядке.
- В тот день, наохотившись до устали, Егор пришел в избушку рано.
- Семен по привычке сгибаясь, вошел в избу.
- Однажды вернувшись с фермы, старуха застала Дедка сидящим.
- Они устало брели по направлению к переправе, но поравнявшись с машиной повернули ко мне.
- Несколько женщин растянувшись цепочкой, косили траву.
- Вытерев косу пучком травы, Нина вернула ее хозяйке.
- Над головами пассажиров пролетел, разматываясь на лету свернутый халат.
УЭ-8. Подведение итогов урока (беседа с учащимися)
- Прочитайте цели урока (УЭ-0).
- Как Вы считаете, достигнуты ли цели урока?
- Как Вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?
Литература:
- Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989. – С. 10.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Томсон Н.А. Технология модульного обучения на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2007, №3. – с. 15-17.
- Корниенко Р.Н. Работа по модулям в IX классе // Русский язык в школе. – 2007, №3. – с. 18-21.