Класс: 6.
Тема и номер урока: «Координаты на плоскости», урок «Столбчатые диаграммы» в данной теме седьмой
Базовый учебник: Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Н.Я. Виленкин, В.Н. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбуд. – 25-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. ISB 978-5-346-01240-5
Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.
Цели урока:
Образовательные:
- научить читать диаграммы с использованием ЭОР.
- выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме;
- научить строить диаграммы на бумаге с помощью карандаша и линейки, с помощью компьютера.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
- формировать ответственность;
- воспитывать познавательную активность.
Развивающие:
- совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация;
- способствовать творческой деятельности учащихся;
- продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями с применением ЭОР.
Задачи урока:
Знать:
- понятие диаграммы;
- виды диаграмм (круговая, столбчатая).
Уметь:
- приводить примеры использования диаграмм в повседневной жизни;
- строить столбчатые и круговые диаграммы на листе бумаги и в компьютерном варианте.
Научиться делать самоанализ урока.
Приобретаемые навыки детей:
- Учащиеся учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы;
- развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;
- повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
- воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины.
- подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, парная.
Формы организации работы учителя:
- используется словесно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение;
- проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ПК в компьютерном классе, линейка, карандаш, набор цветных карандашей, транспортир, циркуль.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. (1 мин.) |
Проверяет готовность к уроку | Определяют готовность к уроку |
Проверка домашнего задания и актуализация знаний. (1 мин.) |
Проверяем домашнее задание. Слово консультантам. (на каждом ряду есть ответственные учащиеся, которые перед началом урока проверяют наличие выполненного дом. задания). |
Открывают тетради. Докладывают о выполнении домашнего задания учащимися. (В случае отсутствия домашнего задания, учащимся даётся консультация после уроков) |
Устный счёт. (5 мин.) Слайд 2 www.mathvaz.ru |
Расходы семьи на коммунальные услуги: 1. Как называется эта таблица? 2. За какой период времени указаны расходы на коммунальные услуги? 3. За какие коммунальные услуги производится оплата? 4. Какова была оплата за газ каждый месяц? 5. Какова была оплата за каждый вид услуги в мае? 6. Как получена строка в таблице «Итого»? 7. Как получен столбец в таблице «Всего»? 8.Что означает число 4678 в таблице? |
Ответы учащихся: 1. Расходы семьи на коммунальные услуги. 2. За 6 месяцев. 3. Кварплата, газ, свет, телефон. 4. Январь, февраль по 88. Март, апрель, май по 92. 5. Кварплата – 530, газ – 92, свет – 92, телефон – 166. 6. Сложением услуг за 6 месяцев. 7. Сложением всех услуг за каждый месяц. 8. Оплата всех услуг за 6 месяцев. |
Целеполагание (3 мин.) Слайд 3 Слайд 4 |
Сегодня на уроке мы познакомимся… А вот с чем, вы узнаете позже. 1. Как называются данные чертежи? (примеры круговых и столбчатых диаграмм). 2. Какое название имеет каждая из этих диаграмм? Правильное название второй диаграммы в виде прямоугольников – это столбчатые диаграммы. И тема сегодняшнего урока «Столбчатые диаграммы». 3. А что такое диаграмма? (через фронтальную работу с классом учитель подводит учащихся к научному понятию диаграммы) Диаграмма – это средство наглядного изображения информации, предназначенной для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины и т.д. 4. Как вы думаете, где и для чего они используются? |
Отвечают на вопросы учителя Диаграммы. Ответы учащихся (круговая и …) Формулируют тему урока и цель урока. Некоторые учащиеся пытаются дать понятие диаграммы. Ответы учащихся |
Мотивация (10 мин.) Слайд 5 Слайд 6 (ответ к задаче) |
В 5 классе вы строили круговые диаграммы, которые служат для сравнения величин в одной точке. Особенно она полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Рассмотрим задачу на построение круговой диаграммы. Пример 1. Незнайка торгует канцелярскими товарами: блокнотами, карандашами, тетрадями. Будем считать, что за день он продал 2 блокнота, 13 карандашей и 45 тетрадей. Построить круговую диаграмму, показывающую, какой товар покупался в течение дня чаще всего. Круговая диаграмма, как и следует из названия, располагается на круге. Круг – это 360 градусов. Суммарное количество проданных товаров составляет 60 штук. Значит, за 1 штуку товара приходится 360:60=6 градусов. Пересчитаем «товар в градусы»: 2-м блокнотам будет соответствовать 2∙6=12 градусов; 13-ти карандашам – 13∙6=78 градусов; 45-ти тетрадям – 45∙6=270 градусов. Осталось разбить круг на три сектора – 12, 78 и 270 градусов |
Слушают объяснение учителя по условию задачи и переносят таблицу в тетрадь. Предлагают пути построения диаграммы Записывают решение задачи в тетрадь (диалог) Учащиеся строят круговую диаграмму в тетради |
Физминутка (1 мин.) |
Самое время заняться гимнастикой, чтобы голова и тело отдохнули от работы! 1. Вытяни руки перед собой и покрути кистями то в одну, то в другую сторону. Сделай 3 раза. 2. Надави пальцами рук друг на друга, отожми, а потом вновь надави и задержи пальцы в таком состоянии секунд 5-7. 3. Покрутите головой, 3 раза в одну сторону, три раза в другую. 4. Закрой рукой глаз, скрути корпус в одну сторону, а потом в другую. Сделай 3 раза. |
Выполняют указанные предписания на месте. Дежурный по классу ведёт физминутку |
Освоение учащимися новой информации (10 мин.) Слайд 7 (компьютерный вариант построенной диаграммы) Слайд 8 |
Круговая диаграмма не всегда обеспечивает необходимую наглядность представления информации. Во-первых, на одном круге может оказаться слишком много секторов. Во-вторых, все сектора могут быть примерно одинакового размера. Вместе эти две причины делают круговую диаграмму малополезной. Значит, нужен другой инструмент, диаграмма другого типа. Это – столбчатые диаграммы, где числовые данные изображаются в виде столбиков, высота которых пропорциональна этим числам. Столбчатые диаграммы, как и большинство диаграмм с которыми мы еще познакомимся, строятся в прямоугольной системе координат. Применяются для сравнения данных в пределах одного временного периода. Рассмотрим пример. Пример 2. В селе 90 домов. Из них 15 домов – под железной крышей, 45 домов под черепичной крышей и 30 домов – под шиферной. Для этого надо нарисовать три столбика, высота которых соответствует количеству домов каждого вида. Пусть высота первого столбика 15 мм, второго 45 мм, третьего 3 0мм. Ребята, оцените затраты времени на построение диаграммы вручную? Оказывается, существуют компьютерные программы, позволяющие строить различные диаграммы, в том числе столбчатые, автоматически. Наиболее распространенная из них Microsoft Excel. Вспомним алгоритм построения диаграмм в компьютерном варианте: 1. Построить таблицу с исходными данными. 2. Выделить блок клеток. 3. Вызвать Мастер диаграмм. (Меню – Вставка – Диаграмма). 4. Выбрать тип диаграммы – гистограмма и вид. 5. Вставить заголовки и подписи данных. 6. Поместить диаграмму на имеющемся листе. |
Слушают учителя Записывают условие задачи в виде таблицы в тетрадь. Работают в диалоге с учителем Строят диаграмму в тетради. Слушают учителя и отвечают на вопросы (в 5 классе строили круговые диаграммы в компьютерном варианте). Некоторые учащиеся уже знакомы с данной программой. Называют последовательность построения диаграмм |
Первичное закрепление знаний (9 мин.) |
Учащиеся получают алгоритм построения диаграмм на отдельных листочках и карточку 1 с текстом задачи. (См. приложение) | Самостоятельно выполняют задание за компьютерами |
Контроль и проверка знаний (2 мин.) |
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: В чём разница полученной диаграммы с предыдущей диаграммой. |
Разница с предыдущими диаграммами будет в том, что теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три – по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково. |
Рефлексия (1 мин.) |
Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Что было самое интересное на уроке? 2. Что было самое трудное на уроке? |
Ответы с места |
Подведение итогов урока (1 мин.) |
Итак, подведём итоги урока. · С каким видом диаграмм мы сегодня познакомились? · Какие два способа построения диаграмм вам известны? · Какой из них более рациональный? Почему? |
Отвечают на вопросы |
Домашнее задание (1 мин.) Слайд 9 |
№1437(б), №1439. Карточка 2 (построить диаграмму в тетради и в приложении Excel) | Знакомятся с домашним заданием, записывают в дневник |