Культура здорового образа жизни и физического воспитания у девушек старшего школьного возраста

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (176 кБ)


“Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не оступиться в пути, он должен быть обучен”. (Соковня-Семёнова И.И.)

Цель занятия: Формировать понятия здорового образа жизни и физического воспитания у девушек старшего школьного возраста и их родителей.

Актуальность

Воспитание всесторонне развитого человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из важнейших государственных задач. В её решении немалая роль принадлежит культуре физического воспитания в семье.

Фундамент здоровья и долголетия закладывается в юные годы. Поэтому повышенное внимание в нашей стране уделяется вопросам здорового образа жизни и культуры физического воспитания подрастающего поколения. Регулярно и правильно организованные занятия по физическому воспитанию, направлены на последовательное укрепление здоровья, развитие компенсаторных функций, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды. Всё это, вместе взятое, является фундаментом повышения физической и умственной работоспособности подростающего поколения.

Физическое воспитание – одно из важнейших направлений деятельности семьи и школы. Большое влияние на учащихся может оказать личный пример педагога и родителей. Здоровый образ жизни подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей. Служит целям всестороннего развития культуры жизнедеятельности физических и духовных сил ребёнка в подготовке его к дальнейшей жизни с понятиями здоровьесберегающих технологий и умение применять их.

Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания и культуры здорового образа жизни девушек старшего школьного возраста составляют:

  • уроки и факультативные занятия по физической культуре и различным видам спорта;
  • соблюдение режима дня;
  • правила гигиены и закаливания;
  • ежедневное выполнение утренней гимнастики;
  • воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;
  • здоровое питание, понятие рационального и сбалансированного питания:
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • тонизирующее воздействие на психику подрастающего поколения закаливания, бани в сочетании с массажем;
  • самоконтроль.

Здоровье детей и их родителей зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Поэтому учащиеся должны воспитывать ответственности за своё здоровье и уметь пользоваться предоставленными им здоровьесберегающими программами.

Задачи:

  1. Привитие девушкам старшего школьного возраста основ здорового образа жизни.
  2. Развитие потребности в регулярных занятиях физической культурой.
  3. Воспитание навыков здоровых привычек и неприятие к вредным.
  4. Совершенствование физического, психического, духовного и социального благополучия личности.
  5. Формирование понятий укрепления здоровья и умение применять их (физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее и правильное питание).

Тип мероприятия: обучающий.

Метод проведения: групповой.

Место проведения: спортивный зал.

Форма проведения: игра – викторина.

Инвентарь: магнитафон, таблицы, раздаточный материал, плакаты, фотоотчёты.

Сценарий мероприятия

Спортивный зал украшен плакатами с фотоотчётом от каждого класса на тему: “Здоровые дети – счастливая семья!”. Участники заранее подготовили отчёт с использованием семейных фотографий, на которых отражены фрагменты здорового образа жизни (в понимании школьников). В центре зала висит плакат: “Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы…” (Карлейль Т.).

Игра – викторина проводится по итогам информационных занятий по здоровьесберегающим технологиям.

Принцип проведения викторины очень прост. Ведущий задаёт вопрос командам, даётся время на обсуждение и ответ оценивается по бальной системе экспертами и болельщиками.

Эксперты проходят за судейский стол, команды занимают свои места, зрители рассаживаются.

Вступительное слово ведущего

Часто приходится слышать мнение: если хочешь быть здоровым – занимайся физической культурой. С этой точки зрения невозможно не согласиться, потому что оно совершенно справедливо. Никогда не поздно приобщиться к физкультуре и эффект будет, безусловно, положительный. Хотя надо сказать, что физическая культура может причинить вред здоровью при её неправильном или безграмотном применении.

Физическая культура по определению – очень широкое понятие. Оно включает в себя использование физических упражнений в определённом количественном и качественном сочетании, направленных: 1) на закаливание организма, 2) поддержание и укрепление здоровья человека, 3) рациональную организацию труда и отдыха, 4) формирование активной жизненной позиции и долголетия.

Сильно упрощая, можно вывести следующую формулу:

физическая культура = физическое самосовершенствование

Здоровье легче сохранять и поддерживать на хорошем уровне, чем укреплять пошатнувшееся.

С помощью ответов и вопросов мы сегодня попробуем выделить для себя основные моменты, из которых формируется здоровье человека. Объеденим между собой понятия здорового образа жизни и физической культуры. Попробуем правильно оценить, насколько важно соблюдать здоровьесберегающие технологии и двигательную активность, а так же можно или нет разделить эти понятия и иметь хорошее здоровье.

Для нас важна связь: ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК – ЗДОРОВАЯ ДЕВУШКА –

ЗДОРОВАЯ ЖЕНЩИНА – ЗДОРОВАЯ МАТЬ!

И попробуем вместе убедиться, что понятие верно:

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ!

А теперь совместными усилиями откроем для себя, что мы знаем о здоровье, как поддерживать здоровье, какая двигательная деятельность необходима, чтобы чувствовать себя активным и совершенным.

Представление экспертов

Разрешите представить вам наших гостей экспертов, которые помогут нам в спорных вопроосах, если конечно такие возникнут.

Первый конкурс – “Представление команд”

Ведущий.

Сегодня мы проводим соревнования между девушками 11-х классов, которые представят девиз, название команды и фотоотчёт, после предварительной жеребъёвки.

Девушки в музыкальной форме представляют название команды и девиз.

После выступления эксперты подводят итоги и озвучивают результаты.

Второй конкурс – “Цветок здоровья”

Ведущий.

Нам всегда приятно получать в подарок цветы. Ещё приятней нам с вами будет самим создать “цветок здоровья”. Перед вами пустой стебелёк к которому необходимо прикрепить лепестки, по вашему мнению которые отражают формирующие компоненты здоровья. Среди лепестков здоровья затерялись лепестки вредных привычек, которые мешают нам быть здоровыми. Вы их должны прикрепит на травку под цветком как опавшие листья. Команда, закончившая выполнение заданий, поднимает вверх сигнальную карточку.

Звучит музыкальная пауза, во время подготовки команд.

Лепестки здорового образа жизни и вредных привычек:

  • Режим дня;
  • Двигательная активность;
  • Курение;
  • Наркотики;
  • Питание;
  • Рациональная организация труда;
  • Спиртные напитки;
  • Наследственность;
  • Переедание;
  • Закаливание;
  • Компьютерная зависимость.

Девушки показывают свои цветы здоровья и лепестки, опавшие на траву. Они кратко объясняют, почему выбрали именно эти лепестки.

Эксперты подводят итоги и озвучивают результаты.

Третий конкурс – “Как мы питаемся?”

Ведущий.

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определённая “доза” двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в прцессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества мышечнолй работы является величина энергозатрат.

Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для жизнедеятельности организма соответствует 2880-3840 ккал. (в зависимости от возраста, пола и массы тела). Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 1200-1900 ккал., остальные энергозатраты обеспечивают жизнедеятельность организма в состоянии покоя.

В экономически развитых странах за последнии 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти до 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем (500-750 ккал.) и этот факт привёл к тому, что людей с избыточным весом стало очень много.

Чтобы определить, насколько хорошо вы разбираетесь какие продукты полезны нашему организму, а какие вредны, вы попробуете распределить продукты питания от рекомендуемых до не рекомендуемых нам в применении для здоровой пищи.

Каждой команде выданы таблицы с перечисленными продуктами питиния и ответы к ним в виде карточек, которые необходимо разместить в определённом столбце: рекомендуется – ограниченное потребление – не рекомендуется.

Каждый правильный ответ – бал.

Таблица:

Продукты питания

Рекомендуется

Ограниченное потребление

Не рекомендуется

1.Молоко и кисломолочные продукты 1. Обезжиренное молоко, творог, кефир, сыр 20%, нежирный творог и изделия из творога (не более 10% жирности) 1. Цельное молоко и йогурты из цельного молока 1. --------------------------
2. Овощи 2. Все виды сырых, варённых или тушённых 2. Запекание из овощей 2. Овощи панированные в сухарях и жаренные в масле
3. фрукты 3. Все виды свежих фруктов, варённые фрукты без добавления сахара 3. Сухофрукты, маринованные фрукты и сухофрукты в сахаре 3. Жаренные на масле фрукты
4. Крахмало –

содержащие продукты

4. Картофель, макаронные изделия, крупы, каши, все виды хлеба, хлопья, отруби 4. Белый хлеб, изделия из картофельного теста, пицца и т.д. 4. Слоённое тесто, сдобное тесто, блины, гренки, картофель фри, чипсы
5. Бобовые

5. Фасоль, бобы, соя, чечевица

5. --------------------------

5. --------------------------

6.Мясо и заменители мяса 6. Молодое нежирное мясо, рыба, нежирная ветчина, нежирный бекон, грудка индейки, яичные белки, все нежирные мясные супы, кальмары 6. Яйца (не более 2 яиц), копчённые мясные продукты, рыба в масле 6. Потроха, кожа птицы, мясные продукты с большим количеством видимого жира, шкварки
7.Жир и жирные продукты 7.Растительные масла (лесные, грецкие, миндаль…), семечки (тыквы, подсолнечника…) 7. Майонез, сливки маргарин, сметана, сливочное масло, творожные сыры 7.Свиной жир, говяжий жир, шкварки, бекон жирный
8.Сахар и кондитерские продукты 8. Соки без добавления сахара, джем для диабетиков 8.Несладкий компот, джем, мёд, какао, шоколад, мороженое 8.Жирные и очень сладкие десерты (торты, пончики), жаренные пирожки, сахар, конфеты
9.Специи, пряности, концентраты 9. Все специи и пряности 9. Соль (для взрослых достаточно 6 гр. поваренной соли в день – это 1 ч.л.) 9. Концентраты для супов, готовые блюда в консервах, блюда в пакетиках
10. Напитки 10. Обычная и минеральная вода, фруктовые, растительные чаи 10. Настоящий натуральный кофе (1 раз/ день), вино (только 100 мл/сутки) 10.Алкогольные напитки, особенно крепкие, напитки с добавлением сахара, ликёры, горячий шоколад, кока-кола

Для капитанов команды приготовлен отдельный конкурс, девушки должны правильно распределить энергозатраты (они находятся на карточках) при занятиях различными видами спорта, каждый правильный ответ – бал.

Примерные цифры энергозатрат при занятиях разными видами физкультуры и спорта для человека весом 65 кг.

Вид спорта

Ккал в час

Аэробика (высокой интенсивности)

520

Аэробика (низкой интенсивности)

400

Бадминтон

370

Бокс (вольный бой)

865

Велосипедный спорт (16 км/час)

385

Велосипедный спорт (8,8 км/час)

250

Дзюдо

760

Тренажёр – гребля

445

Бег (4 км/мин)

1000

Бег (6 км/мин)

750

Сквош

615

Плавание (в быстром темпе)

630

Теннис (одиночный)

415

Силовые тренировки

270 – 450

Звучит музыкальная пауза, во время подготовки команд.

Девушки показывают свои результаты ответов. Они кратко объясняют, почему выбрали именно эти карточки, так же капитаны команд показывают таблицы энергозатрат.

Эксперты подводят итоги и озвучивают результаты.

Четвёртый конкурс – “Режим дня”

Ведущий.

В режиме дня должно быть всё точно распределено: продолжительность учебных занятий, прогулки, регулярность и правильность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое. Так например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определённое время аппетит и т.д. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, ходить на лыжах, совершать туристические походы. Длительное пребывание в помещении, где физические свойства и химический состав воздуха даже при хорошей вентиляции изменяются с каждым часом в неблагоприятную сторону, вызывая кислородное голодание.

Задание для команд. Вы должны составить свой режим дня с указанием времени, где будет всё распределено в последовательности, в которой вы считаете должен проходить день у девушек вашего возраста. При указании времени приёма пищи пропишите, какие продукты питания необходимы для организма в данное время суток и сколько раз в день необходимо принимать пищу и в каких количествах (объём), чтобы не поправляться.

Звучит музыкальная пауза, во время подготовки команд.

Эксперты подводят итоги и озвучивают результаты после подведения итогов всех конкурсов. Награждается лучшая команда.

Литература:

  1. Л.Д.Назаренко “Оздоровительные основы физических упражнений”, М: “Владос – пресс”, 2002 г.
  2. В.В.Марков “Основы здорового образа жизни и профилактика болезней”, М: “Академия”, 2001 г.
  3. Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов “Теория и методика физического воспитания и спорта”, М: “Академия”, 2000 г.
  4. В.И.Дубровский “Валеология. Здоровый образ жизни”, М: “Retorika”, 2000 г.
  5. Н.К.Смирнов “Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе”, М: “Прсвещение”, 2006 г.
  6. М.В.Видякин “Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры”, Волгоград: “Учитель”, 2007 г.