В системе образования лиц с нарушенным слухом особое значение приобретают средства обучения, которые обеспечивают эффективность коррекционно-образовательного процесса. В школе I вида многопланово задействованы компьютерные презентации. Для создания компьютерной презентации “Тундра” были использованы фотоматериалы по проведённой экскурсии в краеведческий музей (зоологический отдел). Была организована встреча с коренным представителем малых народов Севера – саамкой Афанасьевой Ниной Елисеевной. На этих внеклассных мероприятиях ребята познакомились с жизнью животного мира в тундре, с культурой коренных жителей тундры – саамов. На уроках природоведения по теме “Поверхность своего края” неслышащие учащиеся знакомились с формой поверхности тундры.
При использовании компьютерной презентации “Тундра” на уроке ППО я ставила перед собой следующие задачи:
- Расширение знаний по теме: знакомство глухих детей с пространством полярной области, со скудной мелкой растительностью, животным миром, и её коренным населением.
- Достижение более высокой мотивации обучения.
- Достижение обучающего эффекта в более короткий срок.
- Развитие высших психических функций у глухих учащихся.
- Развитие слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
- Обогащение словарного запаса неслышащих детей по теме “Тундра”.
Возрастная группа: компьютерная презентация была использована для учащихся 4 “Г” класса школы I вида.
Результативность. Данное средство обучения (компьютерная презентация “Тундра”) обеспечило мне большую полноту и точность информации по изучаемой теме, содействовало проявлению познавательной активности неслышащих школьников, самостоятельности при выполнении макета “Тундра”, создавало благоприятные условия для развития словесной речи учащихся, т. к. глухие дети использовали речевой материал компьютерной презентации.
В своей работе я обратила внимание на следующие моменты:
– адекватность использования компьютерной презентации по теме “Тундра” основной теме урока;
– правомерность использования компьютерной презентации на определённом этапе урока (на этапе подачи нового материала);
– эффективность использования компьютерной презентации в данном уроке;
– практическое применение знаний, полученных с помощью компьютерной презентации на уроке ППО;
– компьютерная презентация – эффективное средство наглядности, которое содействовало познанию окружающего мира на основе непосредственного наблюдения;
– компьютерная презентация доходчива, доступна для глухого школьника;
– компьютерная презентация способствует развитию наблюдательности, памяти, воображения, и, следовательно, длительному сохранению полученных знаний, а так же способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения;
– компьютерная презентация служила мне исходным материалом для конструирования макета “Тундра” и её объектов.
Еще одним достоинством компьютерной презентации является её эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание было направлено на формирование у глухих младших школьников личностного отношения к увиденному. Использование компьютерной презентации помогало развитию различных сторон психической деятельности учащихся с недостатками слуха: внимание, памяти. Во время просмотра в классе возникала атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становился внимательным. Для того, чтобы понять содержание слайдов презентации, школьники с недостатками слуха прилагали определённые усилия. Так, непроизвольное внимание переходило в произвольное, его интенсивность оказывала влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (зрительное, слуховое, моторное восприятие) положительно влияло на прочность усвоения речевого материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия компьютерной презентации на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной деятельности учащихся.
Практика показывает, что уроки с использованием компьютерной презентации являются эффективным средством обучения.