Цели: обобщить знания учащихся о науках, изучающих природу, о небесных телах, о Вселенной; расширять их кругозор; продолжать формировать умения наблюдать, узнавать, сравнивать объекты.
Задачи: показать результаты изучения человеком природы и вселенной, привлечь внимание учащихся к вопросу охраны окружающей среды.
Ход игры
Учитель: ребята, мы сегодня проводим на уроке обобщающую игру по теме «Вселенная». Будьте внимательными и активными. Слушайте задания. В игре участвует три команды. Прошу сообщить жюри названия команд. Принимаем ваши предложения.
Ребята предлагают названия команд. Итак, 1 команда называется «Метеор», 2 команда – «Звезда», 3 команда – «Астероиды».
I конкурс. Что же это за науки?
Командам поочередно задаётся по три вопроса.
- Как называется наука, изучающая живую природу? Отметьте происхождение этого термина. (Биология)
- Как называется наука, изучающая небесные тела? Что же она изучает? (Астрономия)
- Назовите науку о природных явлениях. (Физика)
- Какая наука изучает животный мир? (Зоология)
- Наука о Земле, её форме, строении, составе, развитии – эта наука называется … ( Геология)
- Назовите науку, описывающую нашу планету, её материки, моря, океаны, страны и народы. (География)
- Назовите науку о растениях. (Ботаника)
- Наука о веществах и их взаимных превращениях – это … (Химия)
- Как называется наука о связи живых организмов и среды обитания, о связи человека и природы. (Экология)
Жюри подводит итоги первого конкурса.
II конкурс. Какие утверждения верны? [2]
Учитель называет командам утверждения, которые необходимо оценить, отметить истинные.
- Звёзды – небесные тела, которые светят отражённым светом.
- Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
- Солнце – это гигантский пылающий шар.
- Солнце по размерам почти такое же, как Луна.
- Солнце неподвижно.
- Самые большие звёзды называются карликами.
- Солнце относится к звёздам-карликам.
- Созвездия – это участки звёздного неба.
- Названия звёзд и созвездий появились совсем недавно.
(Верные утверждения: 2, 3, 6, 7, 8.)
Жюри подсчитывает баллы по итогам второго конкурса.
III конкурс. Подумайте!
Задание 1. Что означают эти цифры?
88 15000000 6000 |
число звёзд, которые можно увидеть невооружённым глазом число созвездий на небе температура внутри Солнца |
Задание 2. Подберите особенности, характерные для каждой планеты. [1]
Меркурий Венера Земля Марс |
а) имеет плотную, облачную атмосферу из углекислого газа; б) не имеет атмосферы; в) имеет белые полярные шапки из замёрзшей смеси воды и углекислого газа; г) населена живыми организмами. |
Задание 3. Выберите правильный ответ. [2]
-
Новую систему мира, опровергнувшую учение Птолемея, создал:
а) Аристарх Самосский;
б) Н. Коперник;
в) Г. Галилей. -
Первым для изучения небесных тел применил телескоп:
а) Н. Коперник;
б) Дж. Бруно;
в) Г. Галилей.
Жюри подводит итоги третьего конкурса.
IV конкурс. Кто же самый умный?
Учитель: ребята, постарайтесь в данном конкурсе дать правильные и точные ответы. Этот конкурс решающий в нашей игре.
Вопросы командам.
- Что такое Солнечная система?
- На какие группы делятся планеты?
- Какие планеты относятся к планетам земной группы?
- Какая планета земной группы расположена ближе к Солнцу, а какая – дальше всех от нас?
- Какая планета земной группы самая маленькая, а какая – самая большая?
- Назовите главное отличие Земли от других планет?
- Какой газ составляет атмосферы Венеры и Марса?
- Какие планеты земной группы имеют спутники?
- Почему спутники Марса называются Фобос и Деймос?
Жюри объявляет результаты четвёртого конкурса.
V конкурс. Отгадай-ка!
Вопрос 1. О каком явлении идёт речь в отрывке? [3]
«Сотни людей видели её, и всем она казалась кровавого цвета и длинной. На вершине её различали согнутую руку, держащую тяжёлый меч и как бы стремящуюся им поразить…»
Очевидец кометы, 1527 г.
Вопрос 2. О каком небесном теле идёт речь? [3]
А) «падающая звезда» Б) «волосатая звезда» В) космический камень, упавший на Землю |
комета метеор метеорит |
Вопрос 3. Что означают астрономические термины: [1]
- Вселенная;
- Солнечная система;
- планета;
- комета;
- метеор;
- метеорит.
Жюри подводит итоги игры и выявляет победителя.
Учитель делает вывод, отмечает наиболее активных ребят, проводит рефлексию.
Литература:
- Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внекласс-ным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.