Цели:
- обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;
- способствовать формированию представления об истории развития мозаики;
- пробуждать у детей чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с биографией М. В. Ломоносова.
- Познакомить с одним из видов декоротивно-прикладного искусства – мозаикой.
- Изучить приемы выполнения мозаичной техники.
Развивающие:
- развивать память, речь учащихся;
- развивать мелкую моторику рук
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к героям России
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих соотечественников
- воспитывать у учащихся усидчивость, аккуратность.
Форма проведения классного часа: групповая
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому
что мы будем говорить о человеке, который
известен во всем мире благодаря своим открытиям
во многих областях науки, культуры, производства.
Дома вы готовились к этому классному часу,
изучали биографию ученого. (Приложение
1. Слайды 1-2)
– Работать сегодня мы будем по следующему плану. (Ребята
вскрывают конверты и изучают план – Приложение
2) (Приложение 1.
Слайд 3)
2. – Итак, проведем конкурс знатоков и посмотрим, какая команда лучше всех изучила биографию М.Ломоносова?
Ребята выполняют тест. (Приложение 3)
3. Проверка выполнения теста с помощью рассказа учителя и дополнения детей (Приложение 1. Слайды 4-18)
4. – Давайте обобщим сказанное и сделаем вывод, какие же науки изучил М.Ломоносов, какими профессиями овладел?
Ребята называют науки, а учитель вывешивает на доску карточки (Приложение 4).
5. Сообщение нового
– Но сегодня на классном часе мы поподробнее поговорим о Ломоносове – художнике (Приложение 1. Слайд 19)
Справочный материал о мозаике
Словарная работа: мозаика, смальта. (Слова записаны на доске)
Слово мозаика происходит от латинского слова mosaic, что означает пёстрая смесь. (Приложение 1. Слайд 20)
Мозаика – вид искусства. Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы, кости, раковин и др.). Кусочки материалов выкладываются на основе общей поверхности. Отдельные части набора плотно подгоняются друг к другу и скрепляются между собой. Она применяется для оформления настенных панно, создание картин, украшения фонтанов, стен, садовых дорожек. Мозаика долговечна, поэтому до наших дней сохранились уникальные произведения искусства.
Мозаику называют вечной живописью – и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия.
Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Римляне заимствовали его у греков. Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни разных цветов и оттенков.
6. Известные мозаичные работы Ломоносова (Приложение 1. Слайды 21-23)
7. Практическая работа
– Сегодня на классном часе мы будем
знакомиться с прищипанной мозаикой. Для
выполнения работы нам потребуется бумага, клей и
карандаш. (Слайд 24)
Чтобы выполнить прищипанную мозаику необходимо
сначала нарвать узкие полоски бумаги наискосок
листа. Затем намазать клеем небольшой участок
буквы и приклеить кончик полоски бумаги, прижав
его карандашом. После этого резко дернуть
полоску бумаги, так, чтобы под карандашом остался
небольшой кусочек полоски. Таким образом
заполнить всю необходимую поверхность.
8. Подготовка к работе
– Но для начала каждая команда отгадает загадку, и вы узнаете, какого сказочного героя вы будете оформлять при помощи мозаичной техники.
9. Самостоятельная работа детей
10. Итог классного часа
– Что мы смогли сделать на уроке?
– Что нового узнали?
Учитель вывешивает работы учащихся на доску.
– Ломоносовым было сделано множество открытий
в разных науках: физике, химии, геологии,
минерологи, астрономии, значит он еще и…(ученый),
а также он был и философом, и историком, и поэтом. (Приложение 5)
– Да, этот гений успел за свою жизнь сделать
много открытий в разных областях науки, ведь
недаром говорят, что талантливый человек
талантлив во всем. Но более подробно с этим
ученым и его открытиями вы познакомитесь в
старших классах.