Классный час к юбилею М.В. Ломоносова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;
  • способствовать формированию представления об истории развития мозаики;
  • пробуждать у детей чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с биографией М. В. Ломоносова.
  • Познакомить с одним из видов декоротивно-прикладного искусства – мозаикой.
  • Изучить приемы выполнения мозаичной техники.

Развивающие:

  • развивать память, речь учащихся;
  • развивать мелкую моторику рук

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к героям России
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих соотечественников
  • воспитывать у учащихся усидчивость, аккуратность.

Форма проведения классного часа: групповая

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что мы будем говорить о человеке, который известен во всем мире благодаря своим открытиям во многих областях науки, культуры, производства. Дома вы готовились к этому классному часу, изучали биографию ученого. (Приложение 1. Слайды 1-2)
– Работать сегодня мы будем по следующему плану. (Ребята вскрывают конверты и изучают план – Приложение 2) (Приложение 1. Слайд 3)

2. – Итак, проведем конкурс знатоков и посмотрим, какая команда лучше всех изучила биографию М.Ломоносова?

Ребята выполняют тест. (Приложение 3)

3. Проверка выполнения теста с помощью рассказа учителя и дополнения детей (Приложение 1. Слайды 4-18)

4. – Давайте обобщим сказанное и сделаем вывод, какие же науки изучил М.Ломоносов, какими профессиями овладел?

Ребята называют науки, а учитель вывешивает на доску карточки (Приложение 4).

5. Сообщение нового

– Но сегодня на классном часе мы поподробнее поговорим о Ломоносове – художнике (Приложение 1. Слайд 19)

Справочный материал о мозаике

Словарная работа: мозаика, смальта. (Слова записаны на доске)

Слово мозаика происходит от латинского слова mosaic, что означает пёстрая смесь. (Приложение 1. Слайд 20)

Мозаика – вид искусства. Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы, кости, раковин и др.). Кусочки материалов выкладываются на основе общей поверхности. Отдельные части набора плотно подгоняются друг к другу и скрепляются между собой. Она применяется для оформления настенных панно, создание картин, украшения фонтанов, стен, садовых дорожек. Мозаика долговечна, поэтому до наших дней сохранились уникальные произведения искусства.

Мозаику называют вечной живописью – и это очень точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия.

Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Римляне заимствовали его у греков. Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни разных цветов и оттенков.

6. Известные мозаичные работы Ломоносова (Приложение 1. Слайды 21-23)

7. Практическая работа

– Сегодня на классном часе мы будем знакомиться с прищипанной мозаикой. Для выполнения работы нам потребуется бумага, клей и карандаш. (Слайд 24)
Чтобы выполнить прищипанную мозаику необходимо сначала нарвать узкие полоски бумаги наискосок листа. Затем намазать клеем небольшой участок буквы и приклеить кончик полоски бумаги, прижав его карандашом. После этого резко дернуть полоску бумаги, так, чтобы под карандашом остался небольшой кусочек полоски. Таким образом заполнить всю необходимую поверхность.

8. Подготовка к работе

– Но для начала каждая команда отгадает загадку, и вы узнаете, какого сказочного героя вы будете оформлять при помощи мозаичной техники.

9. Самостоятельная работа детей

10. Итог классного часа

– Что мы смогли сделать на уроке?
– Что нового узнали?

Учитель вывешивает работы учащихся на доску.

– Ломоносовым было сделано множество открытий в разных науках: физике, химии, геологии, минерологи, астрономии, значит он еще и…(ученый), а также он был и философом, и историком, и поэтом. (Приложение 5)
– Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки, ведь недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Но более подробно с этим ученым и его открытиями вы познакомитесь в старших классах.