Цель: Выявить признак делимости чисел на 2.
Задачи урока:
- Познакомить с признаками делимости чисел (на 2)
- Формировать навыки устных и письменных вычислений
- Отрабатывать навыки работы в группах
- Развивать логическое мышление, умение обобщать, делать выводы
Ход урока
1. Устные упражнения
(Слайды № 2,3)
а) Задачи на сообразительность:
- На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1 м друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников?
Ответ: 26 учеников.
- Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша?
Ответ: Миша выше, чем Дима.
б) Работа в парах (дети работают на листочках) (Слайд № 4)
- Не вычисляя, расположи выражения в порядке возрастания их значений:
38+92, 38+102, 92+15, 45+164
74-25, 89-25, 74-40, 89-14
(Проверка по щелчку мыши.)
в) Устный счет по карточкам с примерами на деление: «Собери картинку».
(На карточках размером 15х20 записаны выражения, ученики называют ответ и объясняют прием вычисления.)
64:2, 75:25, 280:2, 84:12, 280:20, 490:70, 60:5, 720:9, 81:9
2. Введение в тему урока.
Карточки выкладываются обратной стороной, появляется картинка.
На обратной стороне картинки надпись:
- Сравни эти заготовки.
- А как придумывать по этим заготовкам примеры?
- Какое число удобнее придумывать раньше: делимое, делитель или частное?
(Дети называют делитель, т.к. это однозначное число.)
- Дети: Катя и два брата-близнеца Саша и Петя придумывали пример по заготовке: (Слайд №5)
Саша сразу придумал не один пример, а несколько и сказал, что это очень легко: (Слайд №6)
- Рассмотри внимательно Сашины примеры и скажи, какой способ придумывания использовал Саша?
(Дети замечают, что каждое разрядное число в делимом делится на 2).
- Можешь ли ты назвать частное?
(Ученики называют частное: 2413, 3110, 4202, 1243).
- Составь свой пример Сашиным способом.
3. Самостоятельная работа в тетрадях.
4. Кате этот способ не очень понравился, хотя он оказался легким. Она делала так. Сначала зачем-то умножала (слайд № 7)
а затем писала примеры на деление.
- Вы разгадали секрет Катиного способа?
- Какие примеры на деление записала Катя по заготовке?
- Запишите Катины примеры на деление в тетрадь.
(Проверка на слайде №7 по щелчку мыши.)
5. Упражнения на зрение. (Слайды №8-13)
6. Продолжение работы над темой.
- Петя внимательно следил и за Сашиным и за Катиным способом и сказал, что задумался о другом способе.
- Что могло ему не понравиться в Сашином способе?
- Каждое разрядное число в делимом делится на 2.
- Сравни Сашины и Катины примеры на деление. Что вы заметили?
- У Кати не все разрядные числа в делимом делятся на 2.
- Почему Катин способ тоже не понравился Пете?
- Катя подбирала делимое очень долго.
7. Работа в группах. (Слайд № 14)
- Попробуйте придумать делимое так же быстро, как Саша, но другим способом. Может, вы догадаетесь, как рассуждал Петя?
(После обсуждения в группах читается вывод Мудрой Совы на слайде № 15)
Какое бы число не взяли, делимость его на 2 зависит только от последней цифры (единиц). Все остальные цифры могут быть любыми.
- Почему это так? Доказать в группах.
После завершения работы, каждая группа представляет свое доказательство на листах бумаги формата А3 и делается вывод:
Если число оканчивается четной цифрой, то оно делится на 2, т.к. число десятков всегда разделится на 2, ведь 10 делится на 2.
В математике знак: используется как деление без остатка
8. Физкультминутка. (Слайд № 16)
Можно предложить любую физкультминутку со словами, например:
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте левой – правой,
Раз – два, раз – два.
Спину прямо все держите
И под ноги не смотрите.
Раз – два, раз – два.
Опустили руки вниз и за парту все садись!
9. Закрепление. Самостоятельная работа. (Слайд № 17)
- Придумать примеры по заготовкам.
(Двое учеников работают у доски)
10. Подведение итогов урока. (Слайд №18)