Урок математики в 3-м классе "Делимость чисел на 2"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель: Выявить признак делимости чисел на 2.

Задачи урока:

  • Познакомить с признаками делимости чисел (на 2)
  • Формировать навыки устных и письменных вычислений
  • Отрабатывать навыки работы в группах
  • Развивать логическое мышление, умение обобщать, делать выводы

Ход урока

1. Устные упражнения

(Слайды № 2,3)

а) Задачи на сообразительность:

- На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1 м друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников?

Ответ: 26 учеников.

- Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша?

Ответ: Миша выше, чем Дима.

б) Работа в парах (дети работают на листочках) (Слайд № 4)

- Не вычисляя, расположи выражения в порядке возрастания их значений:

38+92, 38+102, 92+15, 45+164

74-25, 89-25, 74-40, 89-14

(Проверка по щелчку мыши.)

в) Устный счет по карточкам с примерами на деление: «Собери картинку».

(На карточках размером 15х20 записаны выражения, ученики называют ответ и объясняют прием вычисления.)

64:2, 75:25, 280:2, 84:12, 280:20, 490:70, 60:5, 720:9, 81:9

2. Введение в тему урока.

Карточки выкладываются обратной стороной, появляется картинка.

На обратной стороне картинки надпись:

  • Сравни эти заготовки.
  • А как придумывать по этим заготовкам примеры?
  • Какое число удобнее придумывать раньше: делимое, делитель или частное?

(Дети называют делитель, т.к. это однозначное число.)

- Дети: Катя и два брата-близнеца Саша и Петя придумывали пример по заготовке: (Слайд №5)

Саша сразу придумал не один пример, а несколько и сказал, что это очень легко: (Слайд №6)

  • Рассмотри внимательно Сашины примеры и скажи, какой способ придумывания использовал Саша?

(Дети замечают, что каждое разрядное число в делимом делится на 2).

  • Можешь ли ты назвать частное?

(Ученики называют частное: 2413, 3110, 4202, 1243).

  • Составь свой пример Сашиным способом.

3. Самостоятельная работа в тетрадях.

4. Кате этот способ не очень понравился, хотя он оказался легким. Она делала так. Сначала зачем-то умножала (слайд № 7)

а затем писала примеры на деление.

- Вы разгадали секрет Катиного способа?

- Какие примеры на деление записала Катя по заготовке?

- Запишите Катины примеры на деление в тетрадь.

(Проверка на слайде №7 по щелчку мыши.)

5. Упражнения на зрение. (Слайды №8-13)

6. Продолжение работы над темой.

- Петя внимательно следил и за Сашиным и за Катиным способом и сказал, что задумался о другом способе.

  • Что могло ему не понравиться в Сашином способе?

- Каждое разрядное число в делимом делится на 2.

  •  Сравни Сашины и Катины примеры на деление. Что вы заметили?

- У Кати не все разрядные числа в делимом делятся на 2.

  • Почему Катин способ тоже не понравился Пете?

- Катя подбирала делимое очень долго.

7. Работа в группах. (Слайд № 14)

- Попробуйте придумать делимое так же быстро, как Саша, но другим способом. Может, вы догадаетесь, как рассуждал Петя?

(После обсуждения в группах читается вывод Мудрой Совы на слайде № 15)

Какое бы число не взяли, делимость его на 2 зависит только от последней цифры (единиц). Все остальные цифры могут быть любыми.

  • Почему это так? Доказать в группах.

После завершения работы, каждая группа представляет свое доказательство на листах бумаги формата А3 и делается вывод:

Если число оканчивается четной цифрой, то оно делится на 2, т.к. число десятков всегда разделится на 2, ведь 10 делится на 2.

В математике знак: используется как деление без остатка

8. Физкультминутка. (Слайд № 16)

Можно предложить любую физкультминутку со словами, например:

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте левой – правой,
Раз – два, раз – два.
Спину прямо все держите
И под ноги не смотрите.
Раз – два, раз – два.

Опустили руки вниз и за парту все садись!

9. Закрепление. Самостоятельная работа. (Слайд № 17)

  • Придумать примеры по заготовкам.

(Двое учеников работают у доски)

10. Подведение итогов урока. (Слайд №18)