Цель урока: организация образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся, способствующего осуществлению связи предметных компетенций и жизненной практики.
Задачи урока:
Дидактические:
- формирование представления о характере связи языка и действительности;
- актуализация знаний по темам “Текст”, “Части речи”, “Стили речи”, “Типы речи”;
- формирование комплексного представления о функциональной специфике типов речи;
- создание условий, способствующих применению теоретических знаний в жизненной практике.
Воспитательные:
- создание условий для осуществления процесса формирования ценностных ориентаций учащихся, их профессионального и личностного самоопределения;
- содействие формированию просоциальных нравственных установок личности.
Развивающие:
- создание условий, способствующих развитию субъектно-активной личностной позиции учащихся;
- создание условий, способствующих развитию критического мышления учащихся;
- создание условий, способствующих развитию речи учащихся.
Предметное содержание урока: анализ текстов, их речевых особенностей, а также создание собственных текстов с заранее заданными характеристиками; ориентировано на компетентностный результат обучения – развитие способности свободно оперировать средствами языка в различных коммуникативных ситуациях.
Сюжетное поле урока – проекция установок и ценностных ориентаций учащихся на различные ситуации “успешного будущего” – обусловлено возрастными задачами развития учащихся старших классов (формирование целостной личной идентичности, выбор жизненных целей, социально-нравственное самоопределение и т.п.).
Основные принципы:
- концентрация внимания на успешном;
- рефлексивность;
- системность;
- ориентация на диалог.
Выбор определённых форм работы на уроке и использование конкретных приёмов обусловлены задачами урока:
- фронтальный диалог с аудиторией в начале урока призван способствовать формированию единого познавательного пространства;
- использование метафоры способствует созданию сюжетного поля урока;
- выбор групповой формы работы в качестве базовой способствует реализации принципов развивающего обучения (развитие личностных новообразований происходит в процессе осуществления значимой совместной деятельности, формирование позиций возможно только в диалоге);
- ролевая игра “Интервью из будущего” призвана способствовать погружению в ситуацию успеха, созданию позитивного эмоционального “якоря”;
- создание индивидуального интеллектуального творческого продукта в качестве домашнего задания призвано способствовать осуществлению личностного самоопределения учащихся, а также формированию метапредметной компетентности.
Ход урока
1. Оргмомент. Формирование мотивации к учебной деятельности на уроке.
<Приложение 1>Задачи:
- создание сюжетного поля урока
- актуализация процесса личностного позиционирования
Приём: РАБОТА С МЕТАФОРОЙ
Содержание этапа:
- демонстрация ролика с записью фрагментов хоккейного/футбольного матча (изображение деятельности игроков, судей и болельщиков);
- фиксация трёх субъектных позиций (в диалоге с учащимися и на доске) – “Наблюдатель” (болельщики), “Реализатор” (игроки) и “Критик” (судьи);
- актуализация соответствующих Я-состояний (обсуждение тезиса “Жизнь — игра”).
2. Постановка проблемы урока. Целеполагание. <Приложение 2>
Задачи:
- создание проблемного поля урока
- актуализация имеющихся знаний о типах речи и их особенностях
Приёмы: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Содержание этапа:
- демонстрация слайда (фотоизображение человека с наличием типичного набора атрибутов “жизненного успеха”) ;
- создание устных текстов в ходе беседы (“Портрет успешного человека”, “История успеха”, “Счастлив ли этот человек?”);
- фиксация соответствия текстов различных типов речи этапам целеполагания (“описание — образ цели”, “повествование — шаги/действия по её достижению”, “рассуждение — оценка результата”);
- определение темы урока (“Текст. Реализация субъектной позици”);
- постановка цели урока (определение возможностей текстов разных типов речи с точки зрения создания “Сценариев жизненного успеха”).
3. Основной этап. Творческая работа с материалом. <Приложение 2>, <Приложение 3>
Задачи:
- актуализация навыков лингвистического анализа текста;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование позитивого эмоционального отношения к будущему;
- содействие личностному самоопределению учащихся.
Приёмы: РАБОТА В ГРУППАХ, РОЛЕВАЯ ИГРА.
Содержание этапа:
- лингвистический анализ текстов-образцов (“Портрет успешного человека”, “История успеха”, “Счастлив ли этот человек?”);
- ролевая игра “Интервью из будущего” (моделирование текстов с использованием языковых элементов разных типов речи);
- презентация продуктов группового творчества;
- групповая рефлексия.
4. Домашнее задание. Рефлексия.
Задачи:
- актуализация навыков лингвистического анализа текста;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование позитивого эмоционального отношения к будущему;
- содействие личностному самоопределению учащихся.
Приёмы: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Содержание этапа:
- ролевая игра “Интервью из будущего” (моделирование текста “Сценарий моего успеха” с использованием языковых элементов всех типов речи).