В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам и последствиям имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, в расчете на 100 тыс. населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. В Российской Федерации детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью. Тяжесть последствий от ДТП с участием детей до 7 лет в 10 раз выше, чем, например, в Великобритании.
Острота проблемы диктует необходимость формирования у дошкольников навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом.
Предложенный мной конспект занятия построен на основе игр закрепляющих правила поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
- учить детей называть и различать части улицы, используя в речи слова: проезжая часть и тротуара
- продолжать закреплять знания детей о сигналах светофора;
- дать представление о различных группах людей, находящихся на улице: пешеходы, водители и пассажиры;
- формировать умения детей точно выполнять инструкцию педагога и ориентироваться на рабочем листе тетради;
- воспитывать культуру пешехода, доведя до сознания детей, к каким последствиям может привести нарушение правил дорожного движения.
Материалы и оборудование: дорожный знак "Пешеходный переход", милицейский жезл, костюм милиционера регулировщика, фломастеры, рабочие тетради "Пешеходы и вездеходы", мольберт, образец рабочего листа тетради, макет светофора, атрибуты для игры "Водители и пешеходы".
Ход занятия
Воспитатель: Дети, какое правило мы выучили вчера? (Пора не пора - не ходи со двора!Играй только во дворе и не выбегай на проезжую часть дороги!)
Воспитатель: Скажите, почему нельзя так делать?(Потому, что на улице много машин, и они очень быстро ездят.)
Воспитатель: Для пешеходов, как и для машин, существуют правила дорожного движения. О важности этих правил нам расскажут ваши друзья.
Ребенок:
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда,
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда!
2 ребенок:
Выходят в рейс по правилам,
Полярник и пилот,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
3 ребенок:
По городу, по улице,
Не ходят просто так,
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Ребенок:
Все время будь внимательным,
И помни наперед,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Воспитатель: Одно из этих правил - пешеходы должны ходить по определенной части улицы. Как она называется? (тротуар) По какой стороне улицы должны идти пешеходы? (по правой)
Воспитатель: Правильно, чтобы не мешать другим пешеходам. Все мы с вами знаем, что в пешеходном деле самое главное и трудное - переходить улицу. Где пешеходы должны переходить улицу? (по пешеходному переходу, по "зебре").
Воспитатель: У пешеходов есть помощники, которые помогают передвигаться по улице. Один из помощников придет к нам в гости. Отгадайте, кто это? Воспитатель читает стих-загадку. Здесь на посту в любое время
Дежурный ловкий - постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
(милиционер-регулировщик)
Входит педагог в костюме милиционера.
Милиционер: Здравствуйте, дети! Я милиционер - регулировщик, несу свою службу и днем и ночью, первым прихожу на помощь пострадавшим при аварии. Я поднимаю жезл, и машины останавливаются. Сегодня я приглашаю вас в "Школу пешеходных наук". Поедем мы в школу на автобусе, я буду водителем, а вы - пассажирами. Поехали! Едут на воображаемом автобусе.
Милиционер: Занимайте места в нашей школе! Откройте рабочие тетради там, где закладка.
Рассмотрим правую страницу. Широкая часть дороги между тротуарами называется проезжей частью. Проезжая часть - только для транспорта. Белая линия делит проезжую часть пополам. По одной половине - машины едут в одну сторону, по другой - в противоположную. В дорожном движении участвуют пешеходы, водители, пассажиры. Посмотрите, какой транспорт едет по проезжей части? Кто идет по тротуару?
Рассмотрим левую страницу. В первом кружке изображена тетя Галя, во втором - Толик, в третьем кружке - бабушка Толика. Они - пешеходы.
Найдите их изображения на правой картинке.
Рассмотрите портреты, изображенные внизу: слева - дядя Саша, он сидит за рулем легковой машины и едет на работу. Найдите машину, в которой он едет. Справа в кружке нарисован дядя Витя. Он работает водителем маршрутного такси. Найдите его на картинке справа.
Задание: соедините красным фломастером портреты водителей с их транспортом.
Дети самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях.
Милиционер:
- Какую группу людей мы соединим зеленым фломастером? (пешеходов)
- Как называется группа людей, которая управляет транспортом? (водители)
- Как называется группа людей, которая едет в транспорте? (пассажиры)
Задание: соедините зеленым фломастером портреты пешеходов с их изображением на картинке справа.
Милиционер: Молодцы, ребята, справились с заданием!
Воспитатель: Дети, что помогает пешеходам и водителям соблюдать правила дорожного движения? (светофор)
- Какие сигналы есть у светофора? (красный, желтый, зеленый) Вспомните, что означают эти сигналы?
- Красный глаз глядит на нас,
- Что гласит его приказ? ("Стоп!")
- Желтый глаз глядит на нас,
- Что гласит его приказ? ("Осторожно, приготовиться!")
- А зеленый глаз - для нас,
- Что гласит его приказ? ("Можно переходить!")
Милиционер: Дети, вы правильно отвечали, поэтому предлагаю вам поиграть в игру "Водители и пешеходы". Для этого нам нужно разделиться на две группы, одна группа будет водителями, другая - пешеходами. Водители будут размещаться в гараже и по сигналу выезжать на проезжую часть, а пешеходам необходимо пройти на тротуар. Я буду показывать направление движения машинам и сигналы светофора.
Проводится игра "Водители и пешеходы".
Милиционер: Молодцы, дети, вы были внимательны, соблюдали правила дорожного движения: пешеходы переходили улицу правильно, машины пропускали пешеходов и двигались по сигналу светофора.
"Азбукой улиц, проспектов, дорог, Город все время дает нам урок, Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!"
Милиционер: Дорогие мои друзья, мне пора возвращаться на улицы нашего города, на память о нашей встрече я дарю вам маленькие светофоры, чтобы вы всегда помнили их сигналы, и рассказывали о них своим друзьям!
Воспитатель: Дети, вам понравилось заниматься в "Школе пешеходных наук"? Что больше всего вам понравилось на занятии? Что бы вы пожелали друг другу?