Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка: "Род существительных"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: урок-исследование.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является третьим уроком данного раздела по изучению категорий частей речи.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Части речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное»

Формы организации учебной деятельности:

  • групповая; индивидуальная;
  • фронтальная.

Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.

ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о роде существительных, определение рода существительных.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный проектор.
  • программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
  • русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.135-136.
  • Раздаточный материал – карточки.

Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чистописание

ле ел со то во

Слайд 2

Игра «Ассоциация»

– Назовите слова, которые ассоциируются с данной картинкой.

Запись слов в тетрадь под диктовку.

зима, снег, лед, снежная баба, елка, сосулька, пальто, санки, рукавички, Рождество, сластёна

III. Подведение к проблеме

– Чем похожи слова? (темой – зима, Новый год)

– Найди лишние единицы речи, объясни. (снежная баба – словосочетание; пальто – неизменяемое (несклоняемое); санки, рукавички – мн. ч., Рождество – имя собственное)

– Найдите в словах изученные орфограммы.

IV. Разделите слова на три группы

1 группа: зима, ель, сосулька, ёлка;

2 группа: снег, лед;

3 группа: Рождество.

– Почему разделили именно так? (ж.р., м.р., с.р.)

– Как узнали род? Из какого источника можно узнать сведения? (подставили слова «он», «она», «оно»), (учебник, спросить у взрослых).

Работа с правилом с. 135.

– Назовите тему урока. Чему будем учиться?

– Какие слова остались, почему? («санки», «рукавички», «пальто», «сластена»). (Дети «сластена» поставят в 1 группу, вернуться к данному слову при обсуждении итогов завершенной работы)

– А могут ли слова данные иметь род? («….», род имеют существительные ед. числа.)

– Отличаются ли данные слова «санки» и «рукавицы»?

На доске: ножницы, консервы, торты, хлопоты, ручки, финансы, фонтаны, духи, столы, санки, рукавички.

– Какие слова относятся к слову «санки», к слову «рукавички»?

– Чем похожи слова? Какие слова можно поставить в ед. ч.? (ножницы, консервы, хлопоты, финансы, духи, санки – только имеют форму мн. ч. Слова остальные могут иметь форму ед. числа и мн. ч.)

IV. Физминутка для глаз

V. Формулирование проблемы

– Как вы думаете, а может ли быть в русском языке еще какой-либо род?

– Как определить род неизменяемых слов?

VI. Составление плана исследования

1. Формирование гипотезы

– Наверно есть.

– Нет, скорее всего, больше нет никакого рода.

(Деление на группы)

2. Выбор методов исследования

– Как и где можно проверить? (спросить у взрослых, словарь, учебник)

3. План последовательности проверки исследования.

А) прочитать слова;

Б) найти информацию по словарю, по интернету, справочнику);

В) выяснить признак деления, определить в столбик по роду;

Г) сделать вывод.

VII. Проведение исследования

Работа в 2 группах.

1. Сбор и обработка информации.

На столах карточки со словами: тигр, Саша, Валя, Женя, волчица, сирота, чистюля, грязнуха, тигрица, петух, волк, соня, выскочка, корова, дерево, кофе, кот, солнце, кафе, пальто, курица, кошка, какао, бык.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2

– Найдите однокоренные слова? (тигр – тигрица, волк – волчица, кот – кошка)

– Найдите пары слов, которые должны быть однокоренными, но они не являются таковыми. (петух-курица, бык – корова)

2. Анализ и обобщение, полученных материалов.

Обучающиеся структурируют слова по группам, удаляют не относящийся в теме материал.

3. Подготовка отчета исследования

Дают понятие «общий род». Приводят примеры. Рассказ о 2 способе определения рода существительных.

VIII. Подведение итогов исследования

1. Защита сообщения

2. Обсуждение итогов завершенной работы

– Задайте вопросы. Какого же рода слова «сластена», «пальто», которые вы определили в 1 и 2 группу соответственно?

– Почему?

– Почему словосочетание «снежная баба» определили в группу ж. р.? (подчинительная связь - согласование)

Работа с правилом с. 136

IX. Физминутка

Руки вверх – сущ. м.р.
Руки вперед – сущ. ж.р.
Руки на пояс – сущ. с. р.
Руки вниз – сущ. общего рода.

зима, лед, окно, мороз, сластена, узор, Новый год, Снегурочка, чистюля, Рождество, Дед Мороз, соня

X. Рефлексия

– Рассмотрите картинку. (по картинке дети приводят примеры)

Имена существительные имеют род:

Определить род можно по … и по …

Несклоняемые существительные имеют род, можно определить …

Имена существительные мн. ч. род …

XI. Итог урока

Выставление оценок с комментированием. Д/з уч. с. 136 №3, правила.

Презентация.