Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является третьим уроком данного раздела по изучению категорий частей речи.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Части речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное»
Формы организации учебной деятельности:
- групповая; индивидуальная;
- фронтальная.
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать возможность учащимся самостоятельно вывести понятие о роде существительных, определение рода существительных.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор.
- программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
- русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.135-136.
- Раздаточный материал – карточки.
Особенности урока: урок с применением информационно-коммуникационных технологий.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности, работа в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чистописание
ле ел со то во
Слайд 2
Игра «Ассоциация»
– Назовите слова, которые ассоциируются с данной картинкой.
Запись слов в тетрадь под диктовку.
зима, снег, лед, снежная баба, елка, сосулька, пальто, санки, рукавички, Рождество, сластёна
III. Подведение к проблеме
– Чем похожи слова? (темой – зима, Новый год)
– Найди лишние единицы речи, объясни. (снежная баба – словосочетание; пальто – неизменяемое (несклоняемое); санки, рукавички – мн. ч., Рождество – имя собственное)
– Найдите в словах изученные орфограммы.
IV. Разделите слова на три группы
1 группа: зима, ель, сосулька, ёлка;
2 группа: снег, лед;
3 группа: Рождество.
– Почему разделили именно так? (ж.р., м.р., с.р.)
– Как узнали род? Из какого источника можно узнать сведения? (подставили слова «он», «она», «оно»), (учебник, спросить у взрослых).
Работа с правилом с. 135.
– Назовите тему урока. Чему будем учиться?
– Какие слова остались, почему? («санки», «рукавички», «пальто», «сластена»). (Дети «сластена» поставят в 1 группу, вернуться к данному слову при обсуждении итогов завершенной работы)
– А могут ли слова данные иметь род? («….», род имеют существительные ед. числа.)
– Отличаются ли данные слова «санки» и «рукавицы»?
На доске: ножницы, консервы, торты, хлопоты, ручки, финансы, фонтаны, духи, столы, санки, рукавички.
– Какие слова относятся к слову «санки», к слову «рукавички»?
– Чем похожи слова? Какие слова можно поставить в ед. ч.? (ножницы, консервы, хлопоты, финансы, духи, санки – только имеют форму мн. ч. Слова остальные могут иметь форму ед. числа и мн. ч.)
IV. Физминутка для глаз
V. Формулирование проблемы
– Как вы думаете, а может ли быть в русском языке еще какой-либо род?
– Как определить род неизменяемых слов?
VI. Составление плана исследования
1. Формирование гипотезы
– Наверно есть.
– Нет, скорее всего, больше нет никакого рода.
(Деление на группы)
2. Выбор методов исследования
– Как и где можно проверить? (спросить у взрослых, словарь, учебник)
3. План последовательности проверки исследования.
А) прочитать слова;
Б) найти информацию по словарю, по интернету, справочнику);
В) выяснить признак деления, определить в столбик по роду;
Г) сделать вывод.
VII. Проведение исследования
Работа в 2 группах.
1. Сбор и обработка информации.
На столах карточки со словами: тигр, Саша, Валя, Женя, волчица, сирота, чистюля, грязнуха, тигрица, петух, волк, соня, выскочка, корова, дерево, кофе, кот, солнце, кафе, пальто, курица, кошка, какао, бык.
– Найдите однокоренные слова? (тигр – тигрица, волк – волчица, кот – кошка)
– Найдите пары слов, которые должны быть однокоренными, но они не являются таковыми. (петух-курица, бык – корова)
2. Анализ и обобщение, полученных материалов.
Обучающиеся структурируют слова по группам, удаляют не относящийся в теме материал.
3. Подготовка отчета исследования
Дают понятие «общий род». Приводят примеры. Рассказ о 2 способе определения рода существительных.
VIII. Подведение итогов исследования
1. Защита сообщения
2. Обсуждение итогов завершенной работы
– Задайте вопросы. Какого же рода слова «сластена», «пальто», которые вы определили в 1 и 2 группу соответственно?
– Почему?
– Почему словосочетание «снежная баба» определили в группу ж. р.? (подчинительная связь - согласование)
Работа с правилом с. 136
IX. Физминутка
Руки вверх – сущ. м.р.
Руки вперед – сущ. ж.р.
Руки на пояс – сущ. с. р.
Руки вниз – сущ. общего рода.зима, лед, окно, мороз, сластена, узор, Новый год, Снегурочка, чистюля, Рождество, Дед Мороз, соня
X. Рефлексия
– Рассмотрите картинку. (по картинке дети приводят примеры)
Имена существительные имеют род:
Определить род можно по … и по …
Несклоняемые существительные имеют род, можно определить …
Имена существительные мн. ч. род …
XI. Итог урока
Выставление оценок с комментированием. Д/з уч. с. 136 №3, правила.