«… при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».
(М.М. Манасеина, 1880 г.)
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, повышает общий уровень двигательной активности.
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод. Ведь исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности – наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений, чтение художественной литературы, музыкальное и физическое воспитание.
Еще в 1997 г. Н.Н. Поддъяков писал: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Таким образом, «нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции» (А.И. Иванова)
Цель: познакомить детей с разнообразием камней.
Задачи:
- образовательные:
- познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности, растворимости в воде и т.д.;
- учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий и др.);
- дать детям первое представление о драгоценных камнях, из которых делают украшения;
- закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.
- развивающие:
- развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;
- развивать навыки постановки опытов;
- развивать память, внимание, связную речь;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
- воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.
Активизация словаря:
- камень, гора;
- твердый, прочный, тяжелый, гладкий, неровный, блестящий, не блестящий, холодный, теплый;
- тонет, плавает, рисует, пачкает, растворяется, не растворяется;
- драгоценные камни, янтарь, жемчуг, коралл.
Материалы и оборудование:
На каждого ребенка:
- поднос с разнообразными камнями,
- миски с водой,
- листы черной и белой бумаги.
У воспитателя:
- коралл,
- ювелирные изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями,
- модель «вулкан»,
- опорные сигналы «признаки живых организмов»,
- рисунки к сказке «Гном и светлячок»,
- посылка с разнообразными природными камнями.
Ход занятия
I. Вступительная часть.
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они сказки, и предлагает послушать новую сказку.
Чтение воспитателем сказки «Гном и светлячок».
II часть.
Воспитатель: Гномик прислал нам посылку, в которую положил природные камни, добытые им в пещере.
Игра на ощущение.
Ребенок с завязанными глазами вытаскивает из посылки один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Например: «Мой камешек маленький, круглый, гладкий»
Воспитатель: Камни живые или неживые? (неживые) Докажите, что камни неживые.
Дети выкладывают на магнитной доске карточки с опорными сигналами (не дышат, не питаются, не размножаются, не передвигаются, не растут).
Воспитатель: Как образуются камни? (при разрушении гор)
Проводится игра «Гора и камешки».
Дети-«камешки» стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, изображая гору. Звучит музыка.
Ведущий говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинках, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (ребенок отходит от группы), потом другой, третий (еще часть детей по очереди отделяется от «горы»). Гора становится все меньше и меньше, и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору!»
III часть. Экспериментирование.
Дети садятся за столы.
Задания:
- Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством).
- Рассмотрите камешек через лупу. Что видно? (трещины, узоры, крупинки …)
- Из всех камней отберите морские камни. Какие они? (круглые, без острых углов). Почему они такие? (вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся и о песок; острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми).
Воспитатель предлагает взять несколько камешков в ладошки о потрясти их, чтобы дети почувствовали, как они стучат друг о друга.
- Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что – с пластилином? Почему? (камень тверже пластилина).
- Потрогайте разные камни, приложите их к щеке. Они холодные или теплые? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?
- Можно ли рисовать камнем? Проверим, оставляют ли разные камни следы на черной и белой бумаге, пачкают ли руки?
- Что будет, если положить камешек в воду? (пусть ребенок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Бросьте камешек в воду, наблюдая, что происходит.
Все ли камни тонут?
Проводится опыт с керамзитом.
(Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет).
Такие легкие воздушные камни образуются при извержении «дымящихся гор» - вулканов.
Воспитатель показывает опыт «Вулкан».
В бутылку с узким горлышком наливаем стакан уксуса, капаем несколько капель шампуня, добавляем сухой краситель. Две столовые ложки соды заворачиваем в туалетную бумагу и бросаем в бутылку с уксусом. Наблюдаем за грандиозным извержением вулкана.
- А еще интересные камни образуются в море. Давайте совершим туда путешествие.
Физкультминутка «Мои умелые руки».
Стихотворение с движениями (музыкальное сопровождение – шум моря).
Мои руки – это волны, Ветер гонит их вперед. Мои руки – крылья чаек, Небо их к себе зовет. |
Изображают руками волну. Взмахивают плавно руками. Поднимают руки перед собой вверх. |
Мои руки – рыбки в море, Плавают туда-сюда. |
Кончики пальцев обеих рук соединяют. Делают плавные движения то в одну сторону, то в другую. |
Мои руки – это крабы, Разбежались кто куда. |
Руки перед собой, пальцы расправляют, опускают вниз, немного сгибают, пошевеливают. |
Спустимся на дно морское. | Соединяют руки перед собой, опускают вниз, наклоняются. |
Там кораллы, словно ветки. | Соединяют руки перед собой, из пальцев образуют веточки. |
Водоросли раскачались без ветра | Руки вверх, плавно покачивают. |
Там ракушка обитает, Жемчуг свой оберегает. |
Ладони соединяют – раскрывают, изображая створки раковины. |
Воспитатель демонстрирует детям коралл и жемчуг.
- Драгоценные и полудрагоценные камни – выставка ювелирных изделий.
IV часть. Закрепление знаний.
Дети, используя опорные сигналы, рассказывают, что они узнали о камнях.
Литература:
- Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами», Москва, ООО «Карапуз-дидактика», 2005.
- Н.П. Посвянская «Камни земли», Москва, «Скрипторий», 2005.
- С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», Москва, «Педагогическое общество России», 2005.
- С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва, «Педагогическое общество России», 2005.
- Е.А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые технологии», Москва, ТЦ «Сфера», 2006.
- А.Е. Польской «Большая книга сказок для самых маленьких», Минск, Харвест, 1998.