В условиях современной школы социальное партнерство становится средством обновления качества образования, повышения его социальной, экономической эффективности.
Социальное партнерство по отношению к образованию понимается как партнерство, которое инициирует система образования в качестве особой сферы социальной жизни, внося свой вклад в становление гражданского общества.
Важнейшим социальным партнером является семья и поэтому школа заинтересована к приобщению семьи как социального партнера в системе государственного общественного управления школой.
Данное направление работы актуально, т.к. основные черты характера ребенка сформированы в семье в младенческие годы. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностей ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, поэтому назрела проблема педагогического просвещения для родителей, приобщение семьи к процессу воспитания детей. Одним из направлений воспитательной работы в нашей школе является осуществление системы родительского всеобуча с применением разнообразных форм привлечения родительской общественности, которая наиболее полно представлена в проекте "Школа для родителей". На основе данного проекта каждый классный руководитель выстраивает систему работы внутри классного коллектива. Реализация проекта рассматривается на примере работы классного руководителя 61 класса. Работа над проектом начата в 2009 году, определены задачи, формы работы, критерии эффективности, планируемые результаты работы с родительской общественностью.
Задачи:
- Взаимодействие сил семьи и школы в воспитании нравственной и физически здоровой личности ребенка, поддержка одаренных детей.
- Создание условий для повышенной заинтересованности родителей в системе дополнительного образования ребенка, совместная организация досуга.
- Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, профилактика безнадзорности и правонарушений.
Формы работы с родителями.
1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей:
- классные родительские собрания;
- презентации опыта семейного воспитания;
- индивидуальные консультации
2. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей учащихся;
- семейные туристические, краеведческие и экскурсионные программы;
- игровые семейные конкурсы
- ремонт и оформление кабинета;
- благоустройство и озеленение школьного двора;
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей:
Критерии эффективности.
- Диагностика отношения родителей общественности к школе.
- Участие родителей в коллективно-творческих делах класса.
Планируемый результат.
- Обеспечение родителями возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей.
- Укрепление связи семьи и школы.
- Активная позиция родителей в организации досуга. Планирование свободного времени учащихся с помощью родителей через занятость в системе дополнительного образования.
Возникает вопрос, как привлечь родителей к участию в образовательном процессе, к посещению родительских собраний. Это самый актуальный аспект, именно на родительском собрании происходит непосредственный контакт с родителями, дается информация об образовании, воспитании и развитии ребенка в школе. Представляю опыт работы по этой проблеме. Прежде всего, тщательно готовлюсь к проведению родительского собрания и использую некоторые инструкции и правила.
Инструкция для подготовки собрания:
- Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
- Уточнить регламент, продумать ход собрания;
- Разослать родителям приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.
- Продумать, где будут родители раздеваться, кто встретит их в школе;
- Продумать выставочный и информационный материал;
- Определить, кого из учителей предметников или других специалистов можно пригласить;
- Продумать свой внешний вид.
Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
- Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
- Дать родителям почувствовать уважение и внимание к ним.
- Дать понимание, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать пути вместе.
- Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
- Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных людей уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Некоторые секреты успешности родительского собрания:
- Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга
- Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они не знают друг друга.
- использовать форму разговора за чашкой чаю.
- Определить самую сложную проблему для разговора и на ее обсуждении постройте собрание.
- Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
- Определить оптимальный день и час родительского собрания.
- Предложите простые правила родительского собрания, например: снимать верхнюю одежду, не отмалчиваться, отвергая предложения, вносить встречные, называть друг друга по имени и т.д.
- Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
- Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
По окончании собрания принимайте конкретные решения. Пример собрания №2
Родители наши социальные партнеры, поэтому мы стараемся их привлечь к осуществлению социально значимых проектов. С целью координации и укрепления взаимодействия школы и родителей в интересах творческого развития личности ребенка, воспитания чувства гордости за семью, рекламы здорового образа жизни в школе проводится социально значимый проект "Моя семья". Современный родитель юридически грамотный, знающий и владеющий информационными технологиями, поэтому традиционные формы подачи материала воспринимаются как слабое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, что отражается на имидже школы и классного руководителя. Поэтому в реализации проекта "Моя семья" широко использую оборудование мультимедийного кабинета.
Реализация проекта происходит в несколько этапов.
№ | Этапы | Сроки реализации |
1 | Подготовительный | 5 класс |
2 | Сбор материала о своей семье, просмотр альбома фотографий, составление сценария | первое полугодие, 6 класс. |
3 | Создание презентаций, фильмов | 6-7 класс |
4 | Презентации опыта семейного воспитания (фильмы, презентации). | во время родительских собраний. 6, 7, 8, 9 класс |
5 | Рефлексия - оценивают свою деятельность с учетом оценки других. | во время просмотра на классном часе, на родительском собрании |
- Подготовительный 5 класс.
- Сбор материала о своей семье, просмотр альбома фотографий, составление сценария. 1 четверть 6 класс.
- Создание презентаций, фильмов в течение учебного года
- Презентации опыта семейного воспитания. Фильмы, презентации. Во время родительских собраний.
- Рефлексия - оценивает свою деятельность с учетом оценки других. Во время просмотра на классном часе.
Реализация проекта начинается с изучения родительского коллектива. Проводится анкетирование.
Образование родителей:
- Неполное среднее образование -1. Полное среднее образование- 8.
- Среднеспециальное образование - 14. Незаконченное высшее -3. Высшее -2.
- Статус семьи: Обеспеченные-5. Среднеобеспеченные- 15. Малообеспеченные-6. Многодетные-2.
- Пожелания: родителей педагогическому
коллективу:
- терпения, здоровья, успешной работы
- больше прислушиваться к детям и их проблемам
- новые учителя имеют разные требования, не всегда дети находят общий язык с учителем предметником
- быть построже с учениками
- быть терпимыми к детям и их проблемам
- стабильности во всем и уважения
Подготовительный этап предполагает знакомство с классным руководителем, с системой его учебно-воспитательной работы.
Для знакомства с системой воспитательной работы проводится обсуждение классных часов, привлечение родителей к проведению классных мероприятий, экскурсий, походов в театр и т.д.
Проведение праздников, например, 1 Сентября 2010, классных часов, просмотр презентаций, обсуждение результатов проделанной работы. Привлечение родителей для подготовки и проведения праздников, выездов на природу, посещение театров, выставок, музеев. Приложение №1.
Второй этап включает сбор материала о своей семье, совместный просмотр детьми и их родителями альбома фотографий, составление сценария.
На третьем этапе учитель проводит консультации, предлагает техническую помощь в создании презентаций, фильмов. Приложение №2.
На четвертом этапе во время проведения родительских собраний происходит презентация опыта семейного воспитания. Обсуждаются трудности в работе над проектом, довольны ли родители результатом работы. Оценивается участие семьи в проекте с учетом оценки других.
Завершая родительское собрание, традиционно акцентирую внимание на ведущих воспитательных подходах в общении родителей с ребенком и обращаюсь к памятке "Помни родитель, что:"
Дети учатся жить у жизни
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть справедливым.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.