Цели.
1. Совершенствовать навык и умение в написании ударной и безударной гласной в слове.
2. Корректировать мыслительные операции анализа и синтеза через обобщение правил.
3. Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: учебник В.В.Воронкова, Е.Д.Переяслова “Русский язык 5 класс вспомогательная школа”, ручка, простой карандаш, рабочие тетради учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Кто больше придумает и скажет слов начинающихся на букву “С” за две минуты (итог в конце урока).
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы путешествуем в страну ударных и безударных гласных.
III. Станция “Чистописание”
- Записать в тетради дату, “Классная работа”.
- Работа над пословицей “Жизнь дана на добрые дела”.
А) прочитать записанную на доске пословицу, объяснить смысловое значение с опорой на нашу деятельность на уроке, в жизненной ситуации.
Б) записать пословицу в тетрадь.
IV. Станция “Словарная”
1. Учащиеся пишут слова под диктовку: здравствуй, до свидания, свобода, космос, физкультура.
2. Самопроверка по словарику учебника.
3. Составление предложений со словом “физкультура”, запись одного в тетрадь (воспитательный момент – значение физических упражнений в жизни человека).
V. Станция “Проверяю память”
На доске записаны слова:
Высокие горы, большие поля, степные просторы, родная земля!
- Выучить и записать на память (3 минуты).
- Устно подобрать к слову “земля” однокоренные слова.
- Коллективная запись однокоренных слов к слову “земля” (один работает у доски, остальные - в тетрадях)
- Выделить гласную “е” в словах и поставить ударение.
Вывод: ученики формулируют вывод о правописании гласной в однокоренных словах.
VI. Станция “Физминутка”
Ребята встают, берут руки в “замок”, делают вращения туловищем вправо и влево, проговаривая слова:
Раз – вертушка, два – вертушка,
Спинку нам помяла,
Закружилась, как вертушка,
Лень всем отогнала.
VII. Станция “Самостоятельная”
1. Ребята выполняют задание по учебнику:
I вариант - страница 16, упражнение 44, подобрать проверочное слово, поставив знак ударения.
II вариант - страница 15, упражнение 42, списать, поставить ударение, подчеркнуть гласную, на которую не падает ударение.
2. Работы ребят проверяю индивидуально с подведением итога по соревнованию.
3. Задание I варианта проверяем с комментированием учащимися вслух.
Обобщение: правописание ударных и безударных гласных в слове с опорой на правило страница 16.
VIII. Станция “Правильная” (разбор домашнего задания)
Страница 16 упражнение 43.
I вариант - выполнить всё задание.
II вариант – выполняет по возможностям.
IX. Станция “Экзамен”
1. Учащиеся 1 ряда записывают слова в алфавитном порядке упражнение 46 страница 17.
2. Учащиеся 2 ряда составляют предложения со словарными словами (3 предложения).
Проверка: комментирование учащимися выполненных заданий.
X. Станция “Дружба”
Подведение итогов работы на уроке.
XI. Станция “Переменная”