В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использование языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Наша задача – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперед в овладении умением общаться. Данная система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Большое значение в обучении риторики является культура речевого поведения, т.е. проявление общей культуры человека. Именно поэтому особую роль в риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи – чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.
Цели:
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, связную речь.
- Упражнять детей в составлении предложений с противительным союзом «А».
- Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с придаточным причины (потому что).
- Уточнять и расширять знания детей о животных жарких стран.
- Воспитывать взаимовыручки и взаимопомощи.
Словарь.
- Активный словарь: слон, верблюд, лев, носорог, крокодил, обезьяна, бегемот, черепаха, зебра, Африка, массивный, зубастый, ушастый, хвостатый, лохматый, длиннохвостый, длинношеий.
- Пассивный словарь: континент, фотоохота, фотоаппарат. хищник, травоядное, парнокопытное, книгоиздательство.
Материалы и пособия: кукла Пират, кукла Попугай, магнитная доска с магнитами, карта Африки, карточки с изображением животных, карточки с изображением силуэтов животных, фонограмма звуков моря, силуэты животных для раскрашивания.
Сценарный план занятия:
Дети проходят в центр группы и располагаются на ковре полукругом. Педагог вносит куклу Пирата с фотоаппаратом и картой Африканского континента.
Пират: Здравствуйте, ребята! У меня вчера был день рождения и мне подарили фотоаппарат. Я давно мечтал о таком подарке. Я много плавал по морям и океанам, много видел интересного и хочу написать книгу об африканских животных. С помощью фотоаппарата можно сделать иллюстрации, а вот рассказывать, сочинять я не умею. Может вы сможете мне помочь? Хотите поехать со мной в Африку?
Дети: Да!
Пират: Я как раз набираю команду, и возьму с собой самых внимательных и сообразительных. К проверке готовы?
Дети: Да!
Педагог от имени Пирата показывает детям карту Африки и объясняет правила «Топни – хлопни» игры на внимание
Пират: Мне бы хотелось узнать знаете ли вы животных Африки. Сейчас мы проверим. Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке – вы хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.
Детям показываются картинки с изображением различных животных (слон, лиса, носорог, заяц, волк, обезьяна, лось, енот, жираф, барсук, зебра, лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, хорёк, черепаха, тигр).
Карточки с изображением африканских животных выставляются на карте Африки закрепленной на магнитной доске.
Пират: Итак, посмотрим на нашу карту. На ней сразу видно, какие животные водятся на этом континенте. Саша, сможешь ли ты их назвать?
Саша перечисляет названия животных, в случае затруднения попросить помочь других детей.
Пират: Я очень рад, что вы справились с этим заданием! А теперь проверим вашу память! Я буду называть пары слов, а вам их надо будет запомнить. Будьте внимательны
Слон – тарелка
Крокодил – пила
Верблюд – гора
Бегемот – булочка
Лев – корона
Зебра – мяч
Носорог – нож
Обезьяна – кукла.
Пират: А теперь подскажите мне животное. Первым будет Ваня. Тарелка – …
Ваня: Слон!
Пират: Маша. Пила – …
Маша: Крокодил!
Пират: Аня. Гора – …
Аня: Верблюд!
Пират: Коля. Булочка – …
Коля: Бегемот!
Пират: Алеша. Корона – …
Алеша: Лев!
Пират: Женя. Мяч – …
Женя: Зебра!
Пират: Таня. Нож – …
Таня: Носорог!
Пират: Марина. Кукла – …
Марина: Обезьяна!
Дети называют животных, которые запомнили, в случае затруднения – помогают друг другу.
Пират: Вы отлично справились с заданием. Теперь проверим зоркость ваших глаз. Представьте себе, что в Африке наступила ночь. В темноте видны только силуэты животных. Сможете ли вы их узнать?
Проводится игра «Узнай животное по силуэту». Каждому ребенку индивидуально показывают карточки с силуэтным изображением животных слона, жирафа, бегемота, обезьяны, зебры, черепахи, носорога, крокодила, верблюда, а те их называют.
Пират: Я очень раз, что вы выдержали и это испытание, беру всех. Не будем терять время. В путь!
Педагог предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в Африку.
Пират: Высаживаемся на берег. Предлагаю провести разминку:
Дети встают в круг, проводится физкультминутка
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз и – наклонились
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
Встанем, выдохнем, вдохнём
И места свои займём.
Дети выполняют движения в соответствии со
стихотворным текстом. По окончании занимают
места за столами.
Педагог обращает внимание детей на куклу
попугая
Попугай: Здравствуйте, что это вы тут делаете?
Дети: Мы приехали к вам, чтобы посмотреть на африканских животных и сфотографировать их потому, что хотим выпустить книгу о жизни животных Африки.
Попугай: О, я могу вам рассказать о наших животных много интересного! Например, слон
(Рассказ о слоне).
Педагог от имени Попугая проводит игру «Истинное, ложное, неизвестное». Дети определяют вид высказывания и мотивируют свой ответ.
Педагог: Дети, внимательно послушаем попугая и постараемся определить, что из сказанного им будет истинное, ложное или неизвестное.
Попугай: У жирафа самая длинная шея.
Ребенок: Истинна, потому, что – это правда, я читал об этом в энциклопедии.
Попугай: Слон – самое большое животное.
Ребенок: Высказывание истинно, потому, что нет животных больше слона.
Попугай: Львы питаются травой.
Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что львы хищные животные и питаются мясом.
Попугай: Длина удава 3 метра.
Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что удавы могут быть разной длины.
Попугай: У крокодила острые зубы.
Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы – хищники и для их питания нужны острые зубы.
Попугай: Обезьяны сами учат своих детей писать и читать.
Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что животные не умеют читать и писать.
Попугай: Крокодилята появляются из яиц.
Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы откладывают яйца.
Попугай: У тигрицы 5 тигрят.
Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что тигрят может быть меньше.
Попугай: Черепахи спят и видят сны.
Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что это невозможно проверить.
Попугай: Верблюд может длительное время переносить жажду.
Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что горбы помогают ему обходиться без воды.
В случае затруднения дети, путем рассуждения находят правильный ответ.
Попугай: Я вижу, вы хорошо знакомы с животным миром Африки. Очень приятно было побеседовать с вами, ну мне, к сожалению, пора. До свидания!
Попугай «улетает».
Педагог: Вы порадовали меня тем, как справились со всеми заданиями, но нам пора возвращаться.
Пират: Чтобы время в пути пролетело незаметно, вы проверите правильность моих наблюдений.
Игра «Определи лишнее слово»
Пират: Крокодил – зелёный, зубастый, ласковый, хищник.
Ребенок: Крокодил не может быть ласковым, потому, что он – хищник.
Пират: Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный.
Ребенок: Бегемот толстый, тяжёлый, травоядный, а не длинноносый.
Пират: Носорог – опасный, маленький, толстый.
Ребенок: Носорог – опасный, толстый, а не маленький.
Пират: Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый.
Ребенок: Жираф не длиннохвостый, потому, что у него короткий хвост.
Пират: Обезьяна – шустрая, лохматая, копытная, крикливая.
Ребенок: У обезьяны нет копыт.
Пират: Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный.
Ребенок: Слон – большой, ушастый, сильный, а не рогатый.
Пират: Спасибо вам за то, что в моей книге о животных теперь не будет ошибок! Мы с вами видели много животных. Попробуем найти отличия двух из их с помощью моих самых лучших фотографий.
На магнитную доску прикрепляют изображение слона и жирафа.
Предположительные ответы детей:
- Слон серый, а жираф пятнистый.
- У слона короткая шея, а у жирафа длинная.
- У жирафа длинные и тонкие ноги , а у слона – короткое и толстые.
- У жирафа есть маленькие рожки, а у слона – бивни.
Пират: Вы порадовали меня своей наблюдательностью. Каждый путешественник должен не только быть наблюдательным, но и обязательно уметь рассказывать и немного сочинять. Давайте попробуем пофантазировать. Я начну предложение, а вы закончите.
Игра «Что было дальше?»
Пират: Слон хоботом взял тяжёлое бревно и…
Ребенок: Отнёс его к дому человека.
Пират: Слон положил бревно и …
Ребенок: Пошёл ещё за одним.
Пират: Так одно, второе, третье и …
Ребенок: Дом был построен.
Пират: Человек очень обрадовался этому и …
Ребенок: Угостил слона фруктами.
Пират: Все предложения, которые вы придумали, мы обязательно пометим в нашей книге. Вот и дом. Спасибо вам за компанию, вы отличная команда. Я бы хотел подарить вам на память о нашем путешествии фотографии, только, к сожалению, получились они у меня чёрно-белые. А мне так хотелось поместить в книгу цветные иллюстрации! Что делать?
Дети предлагают раскрасить снимки.
Пират: Вы меня так выручите! До свидания, мы ещё встретимся когда будем составлять нашу книгу.
Пират «уходит».
Педагог: Мы сегодня с вами совершили увлекательное путешествие. А что вам больше всего запомнилось из того, что делали?
Дети делятся своими впечатлениями.