Цели:
1) образовательная: показать многообразие животного мира; выделить этапы развития зоологии; начать формирование представления о виде как систематической категории;
2) развивающая: учить наблюдать, видеть необычное в окружающем обычном; прививать интерес к исследовательской деятельности;
3) воспитательная: воспитание любви к своей малой родине, научной работе на примере интересных фактов из жизни ученых и участии в археологической экспедиции.
Оборудование: диск с презентацией. Презентация
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Продол-ть |
1. Ориентировочно-мотивационный этап. Актуализация знаний учащихся и постановка цели урока. Планирование действий. | С сегодняшнего урока мы начинаем
путешествие по новому миру живой природы – миру
животных (1 слайд. Презентация).
Давайте вспомним: 1) Как называется наука, изучающая живую природу? 2) Какие дисциплины составляют биологию? (2-6 слайды) 3) Раздел биологии, изучающий животных, называется зоология (греч. “зоо” - животное, “логос” - наука) (7 слайд) 4) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии? 5) Корректирует ответы учащихся и направляет их к формулированию темы (слайд 8). 6) Что нового мы узнаем на сегодняшнем уроке? 7) Формулирование целей урока (слайд 8) и составление плана работы (слайд 8) |
1) Наука, изучающая живую природу,
называется биологией. 2) Учащиеся называют разделы биологии 3) Запись определения “зоологии” в тетрадь. 4) Учащиеся дают свои варианты ответов. 5) Запись темы урока в тетрадь 6) Учащиеся дают свои варианты ответов. 7) Учащиеся записывают план в тетрадь |
8 мин. |
2. Операциионый этап | Зоология – древнейшая наука.
Пожалуй, она старше всех других наук. Животных, их
образ жизни, повадки, строение тела человек начал
изучать еще до того, как отделил себя от мира
зверей и осознал человеком. Где бы ни селились
люди, они должны были хорошо изучить окружающий
их животный мир: насекомых, рыб, пресмыкающихся,
птиц, млекопитающих. От этого зависела жизнь
каждого. Задолго до появления письменности люди
изображали в наскальных рисунках тех животных,
на которых охотились (слайд 9-12). Наскальные
рисунки обнаружены также и на территории России -
в Каповой пещере в Башкортостане (слайд 13), а
также на территории Челябинской области – в
знаменитой Игнатьевской пещере (слайд 14) Рисунки
сделаны красной охрой и принадлежат они
неизвестному художнику Ледникового периода.
Чтобы понять, что на камне рукой древнего
человека нанесен рисунок, стены пещеры пришлось
отмывать от толстого слоя копоти, скопившейся
здесь за сотни лет от факелов и костров,
керосиновых ламп и свечей, которыми пользовались
все, кто посещал пещеру. После кропотливой работы
по очистке стен перед археологами предстали
изображения мамонта, щерстистого носорога,
лошади и быка. Летом 2006 года археологические
раскопки проводились у нас в Ашинском районе – в
пещере Козья (слайд 15). Пока наскальные рисунки не
обнаружены, зато обнаружено много фрагментов
костей животных, обитавших в пещерах или
принесенных древним человеком (слайд 16–18). Таким образом, знания людей о животных постепенно накапливались и, чтобы не запутаться в этом многообразии, человек предпринял попытки деления всех животных на группы, то есть классификации. Как вы считаете, какой этап развития зоологии начинается с этого момента? (возвращение к плану урока). Первую попытку систематизации животных сделал Аристотель. Шло время. Началась эпоха Великих географических открытий, которая позволила расширить знания о видовом составе животного мира, а также привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах. С изобретением книгопечатания начали издаваться научные труды, а, следовательно, круг лиц, изучающих зоологию, расширился. Одним из таких людей оказался голландец Антонии Ван Левенгук. Заслуга Левенгука состоит в том, что им был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать их изучение. Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринималась неоднократно. Наиболее значимая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 году. Его системой мы пользовались в 6 классе. Давайте вспомним. (В ходе беседы учитель проводит уточнение по вопросам: что такое вид? По какому признаку распределяются растения по родам и семействам? Что вы знаете о бинарной номенклатуре?) (слайд 21) Вклад Карла Линнея в зоологию и ботанику неоценим (слайд 22). Тясычи экспедиций снаряжались во все концы света, чтобы на месте узнавать о новых животных, об их жизни. К началу прошлого столетия исследователи изучили почти всех известных к тому времени животных, собрали великое множество фактов. Вот как сказал о загадках живой природы известный астроном Шепли: (слайд 23). Казалось бы, что все нас окружающее давно известно и не представляет ничего интересного. Но это не так, стоит только внимательнее вглядеться в знакомое, чтобы узнать это знакомое с новой стороны. “Жить – чтобы узнавать” - таким должен быть девиз юного любителя зоологии. |
Ответы учащихся
Историческую справку об Аристотеле дают учащиеся (слайд 19)
Сообщение учащегося об Антонии Ван Левенгуке (слайд 20)
Слушиваются ответы учащихся |
25 мин. |