Учебник: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких и др., “Математика”, 1 класс, часть 1.
Цели.
Образовательные:
- познакомить с образованием и составом числа 5, рассмотреть все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа, научить писать цифру 5.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, умение говорить грамотно, используя математические термины, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; электронный учебник “Математика в начальной школе”, тема “Сложение и вычитание в пределах 10”. Работай, задание №1, тренажёр № 1, задание № 2; “Математика. Счёт” (ООО “МОС” г. Калуга. 2005 г.); презентация “Как писать цифры ”, карточки с цифрами, моделями чисел, рисунки лепестков от цветов.
I. Организационный момент
Перемена пролетела, дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс и урок начнем сейчас.
- Ребята, сегодня на уроке за активную работу вы будете получать лепестки от цветов и в конце урока мы из них составим большой цветик – семицветик.
II. Актуализация знаний
1) Счет по числовому отрезку до 10 вперед и обратно. (Отрезок выставки на доске и есть у детей.)
- Сосчитайте от 7 до 10, от 10 до 5.
- Назовите предыдущее число для 9, 6. Как получить предыдущее число? Насколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите последующее число для 4, 8. Как получить последующее число? Насколько последующее число больше предыдущего?
- Какое число стоит между 7 и 9, 3 и 5?
- Какое число стоит справа от 6, слева от 1?
- Назовите соседей числа 9.
2) Установите закономерность в записи ряда чисел и продолжите его влево и вправо на одно число. (Опора - числовой отрезок.)
3) На доске числа: 1234.
Назовите число, которое можно получить в результате сложения двух других чисел.
Назовите число, которое можно получить в результате вычитания двух других чисел.
Составьте равенства из этих чисел.
4) Задачи в стихах. Электронный учебник “Математика. Счёт”. Задание “Цифра 5. Реши примеры”.
Дети с помощью цифровых карточек показывают ответ. Результат проверяется на числовом отрезке.
- Какое число, нами ещё не изученное встретилось вам при решении?
III. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
1) Восстановите порядок в ряду:
1 4 3 2
- Как вы думаете, какое число хочет с нами познакомиться?
- Число 5 очень хочет, чтобы его тоже можно было записывать знаком — цифрой.
- А чем примечательно это число? Где оно встречается?
(5 – самая лучшая оценка в школе, 5 пальцев на одной руке, 5 лучей у звезды…)
2) Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 58, задание № 1.
- Как получили 5 вагонов? Так что надо сделать, чтобы получить число 5 из 4-х?
Числовой ряд.
- Каким числом является 5 для 4? Как его получить из 4?
- Насколько оно больше 4?
- А каким число для 5 является 4? Как его получить? Насколько оно меньше 5?
Задания № 2
- Почему вы нарисовали 5 точек?
Задания №3
- С каким числом мы познакомились?
IV. Физминутка.
- Молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку – физкультурную минутку! Вышли все ребятки из-за парт, встали удобно, вытянули ручки вперед, кисти рук сжали в кулачки! Смотрим на меня и повторяем хором слова и действия.
Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять (из кулачка по очереди распрямляем по одному пальчику).
Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять (по одному пальчику складываем в кулачок).
И еще два раза!
- Хорошо! А теперь снова за работу! Занимайте свои места и в путь!
V. Знакомство с цифрой 5.
(Учитель демонстрирует карточку с цифрой 5).
- Ребята, а чей это портрет? Что за незнакомка здесь изображена?
- Это цифра 5. Так записывают число 5.
- Где вы встречались с цифрой 5? (Цифру 5 мы видели на страницах учебника, на линейке, на монетах, на домах)
Презентация “Как писать цифры”
- Давайте потренируемся правильно писать цифру пять (показ образца написания цифры 5). Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
Рабочая тетрадь, стр. 28, зад. № 2
(Разобрать закономерности, повторить написание изученных цифр)
Презентация “Как писать цифры”
- Как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в тетрадочках обязательно потренируйтесь и у вас всё получится!
VI. Первичное закрепление.
1) Задание № 5 на стр. 59 учебника выполняем в рабочей тетради № 3 (стр. 28). При выполнении заданий обращаем внимание детей на ключевые слова на полях учебника.
- Каким числом будет число 5 для 4?
- А число 4 для 5?
Выполняем задание № 6 учебника в рабочей тетради № 4 (стр. 28).
- По какому признаку разбили Петины вагоны на группы?
- Чему равна первая часть? (1)
- Чему равна вторая часть? (3)
- Чему равно целое? (5)
- Какие равенства можно составить? (Запись в тетрадке и на доске)
(Аналогично рисунок Вовы)
Рассматривается состав числа 5.
- Пять – это …. (1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2)
VII. Физминутка.
VIII. Самостоятельная работа.
а) Задание № 7 учебника выполняется в рабочей тетради № 5 (стр. 28).
б) Одновременно идёт работа за компьютером.
Электронный учебник “Математика в начальной школе”, тема “Сложение и вычитание в пределах 10”. Работай, задание №1; тренажёр № 1, задание № 2.
К компьютеру выходят работать два ученика. Один ученик работает за компьютером, второй (консультант) наблюдает и оказывает помощь при затруднении или неправильном вычислении первого.
IX. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
- Задание № 8 учебника выполняется в рабочей тетради № 6 (стр. 28).
- Задание № 9 учебника.
X. Итог урока.
- Ребята, с каким числом вы сегодня познакомились?
- А с какой цифрой?
- Как получить число 5?
Электронный учебник “Математика. Счёт”. Задание “+.+1”.
- А теперь, давайте полюбуемся нашим цветком. (Дети приклеивают лепестки на доску). Какой он у нас красивый получился. Знаете почему? Это вы так дружно и активно работали на уроке, что распустился цветик-семицветик.
Спасибо за урок!