Цель урока: формировать умение лаконично передавать основное содержание исходного текста, используя различные приёмы компрессии (сжатия).
Задачи урока:
образовательные задачи:
1) повторить понятие “структура текста”;
2) сформулировать микротемы, опираясь на ключевые слова;
3) учиться соединять микротемы в текст;
4) вспомнить, какие бывают приёмы сжатия текста;
5) добиться композиционной целостности текста;
сопутствующие задачи:
*6) развивать орфографические и пунктуационные навыки;
*7) объяснить лексическое значение слов;
развивающие задачи:
1) развивать логическое мышление;
3) развить культуру речи;
воспитывающие задачи:
1) трудолюбие;
2) неординарный подход к решению возникающих проблем.
I. Оргмомент.
1) Готовность к уроку.
2) Оснащение урока (три листа):
а) текст для изложения;
б) информация по тексту для сжатого изложения ( рабочий листок);
в) приёмы сжатия текста;
г) карточки с индивидуальными заданиями;
д) толковый словарь С.И. Ожегова.
3) Тип урока: аналитическая беседа.
II. Этап целеполагания.
Учитель формулирует цель и задачи урока, записанные на доске.
III. Основная часть. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
Приступая к изложению или сочинению, мы должны помнить, что структуру текста образуют его композиционные части: вступление, основная часть, заключение.
1) О чём нужно писать во вступлении?
- Во вступлении нужно сформулировать тему текста.
2) Как определить тему текста?
- Тему текста можно определить по заглавию (если оно есть) или по началу текста.
3) Поскольку заглавия нет, попробуем определить тему текста по его началу, т.е. прочитаем первый абзац. (Учитель читает первый абзац).
* Объяснить лексическое значение слов.
4) Какова основная мысль первого абзаца?
- Людям необходимы не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.
* Что означает слово рациональный?
- Рациональный - разумно обоснованный, целесообразный. (См. толковый сл.)
* Что означает слово парадоксальный?
- Парадоксальный - противоречащий здравому смыслу. (См. толковый сл.)
5) Что нам помогло сформулировать основную мысль первого абзаца?
- Нам помогли ключевые словосочетания: рациональные цели, нерациональные мечты. (Запись на доске и на листочках)
6) Таким образом, сформулировав основную мысль первого абзаца, мы сформулировали первую микротему текста. (Запись на доске и на листочках).
2. Что такое микротема?
Микротема - это одно или несколько предложений, связанных одной мыслью и образующих абзац.
1) Из скольких абзацев состоит данный текст? (Из пяти)
2) Следовательно, сколько микротем в тексте? (Тоже пять)
3) Как сформулировать основную мысль микротемы? (Нужно найти ключевые слова в абзаце)
4) Поскольку первую микротему мы уже сформулировали, продолжим работу с последующими абзацами.
Для этого разделимся на группы.
Каждая группа выделит в своём абзаце ключевые слова и сформулирует микротему. Так у нас 5 абзацев в тексте, значит и групп будет тоже пять.
I группа:
II группа:
III группа:
IV группа:
V группа:
5) Прочитаем второй абзац (читает учитель).
а) Выписать ключевые слова второго абзаца. (На доске и на листочках)
КС: цель, продумать, просчитать, достичь, заранее.
б) Подумайте, как сформулировать микротему второго абзаца.
МТ: Цели можно достичь, если заранее всё продумать и просчитать.
(Запись на доске и на листочке)
*в) Задание индивидуальное: пользуясь памяткой “Приёмы сжатия текста” изложить сжато второй абзац текста. В начале абзаца использовать слово-помощник (слово-мостик).
Назвать ПСТ. Указать количество слов.
6) Прочитаем третий абзац (читает учитель).
а) Выписать ключевые слова третьего абзаца. (На доске и на листочках)
КС: мечта, волшебное, доброе, прекрасное, вера в лучшее.
б) Подумайте, как сформулировать микротему третьего абзаца.
МТ: Мечта - это нечто доброе и прекрасное. Мечта даёт человеку возможность верить в лучшее. (Запись на доске и на листочке)
*в) Задание индивидуальное (аналогично 1 абзацу).
7) Прочитаем четвёртый абзац (читает учитель).
а) Выписать ключевые слова четвёртого абзаца. (На доске и на листочках)
КС: мечтая, создать условия, приближаться к желаемому, препятствия не помеха.
б) Подумайте, как сформулировать микротему четвёртого абзаца.
МТ: Мечтая, человек создаёт условия для того, чтобы приблизиться к желаемому, несмотря на препятствия. (Запись на доске и на листочке)
*в) Задание индивидуальное (аналогично 2, 3 абзацам).
8) Прочитаем пятый абзац (читает учитель).
а) Выписать ключевые слова пятого абзаца. (На доске и на листочках)
КС: осуществляться (о мечте), наполняться смыслом на много лет (о жизни), становиться лучше (о человеке).
б) Подумайте, как сформулировать микротему пятого абзаца.
МТ: Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на много лет и делает нас лучше. (Запись на доске и на листочке)
*в) Задание индивидуальное (аналогично 2, 3, 4 абзацам).
3. Сформулировав микротемы, мы создали таким образом развёрнутый тезисный план изложения, в котором есть
вступление (1 абзац),
основная часть ( 2, 3, 4 абзацы)
заключение (5 абзац).
1) В каких абзацах мы раскрывали основное содержание текста?
- Во 2, 3 и 4 абзацах (=основная часть).
2) Что собой представляет 5 абзац?
- Вывод о том, какое значение имеет мечта в жизни человека, стремящегося к достижению цели (это и есть заключение).
4. Наша задача, опираясь на данные микротемы, сжато изложить текст, не нарушая при этом его композиционной целостности, т.е. смысловой цельности, связности и последовательности.
1) Для этого нам нужно вспомнить, какие существуют приёмы сжатия текста.
(Тем временем на доске работают пятеро учащихся с подготовленными индивидуальными заданиями по абзацам).
Итак, обратимся к памятке “Приёмы сжатия текста”.
а) Какие мы знаем два основных вида приёмов сжатия текста? (Содержательные и языковые)
б) Назовите содержательные приёмы сжатия текста. Что они предполагают? (Исключение, обобщение, упрощение)
в) Назовите языковые приёмы сжатия текста. (Замена, исключение, слияние)
г) Что означает приём замены?
(Замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения другим выражением;
замена предложения местоимением;
замена СПП на ПП)
д) Что означает приём исключения? (Исключение повторов; исключение фрагмента предложения)
е) Что означает приём слияния? (Слияние нескольких предложений в одно)
2) Зачитаем приблизительные варианты, полученные в результате сжатия текста.
1 абзац. Людям необходимы не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. (10 слов)
ПСТ: исключение фрагмента предложения (яз); упрощение (сод.).
2 абзац. Так, цель всегда конкретна и достижима. Нужно только чётко себе представлять, что необходимо знать, чтобы достичь желаемого. (17 слов)
ПСТ: замена фрагмента предложения синонимичным выражением (яз.); обобщение (сод.).
3 абзац. А вот мечта - это нечто волшебное, связанное с прекрасным. Поэтому в мечту люди просто верят, как верят в торжество добра над злом. Иначе говоря, мечта помогает верить в лучшее. (29 слов)
ПСТ: замена СПП на ПП(яз.); упрощение (сод.).
4 абзац. По мнению психологов, мечтающий человек сам приближает осуществление своего желания. А если возникают временные жизненные трудности, то они лишь откладывают исполнение этого желания, но не исключают его вообще. (28 слов)
ПСТ: замена фрагментов предложений синонимичными выражениями(яз.); исключение второстепенной информации; обобщение (перевод частного в общее) (сод.).
5 абзац. Например, человек мечтает посетить далёкую страну, но не имеет возможности сделать это в ближайшем будущем. С течением времени он узнаёт об этой стране всё больше и больше и даже решает связать с ней свою профессию. Когда же мечта исполняется, он понимает, что именно мечта наполнила его жизнь смыслом, сделала его лучше, добрее. (52 слова)
ПСТ: слияние нескольких предложений в одно (яз.); упрощение (сод.).
3) Таким образом, сколько слов в нашем сжатом изложении?
10+17+29+28+52=136 слов.
5. Подведение итогов урока (выводы).
1. Определили тему и основную мысль текста.
2. Сформулировали микротемы, опираясь на ключевые слова (в соответствии с абзацами).
3. Использовали содержательные и языковые приёмы сжатия текста.
4. Соблюдали логичность и последовательность в изложении теста, применяя слова-помощники (слова-мостики).
5. Достигли смысловой завершённости в изложении текста.
6. Д.з.: Осмыслить получившееся изложение, внести необходимые, на ваш взгляд, поправки.
Примечание: Текст (251 слово) взят из “сборника материалов для подготовки выпускников IX классов”. ГИА в 2009-2010 году в новой форме. Москва, 2009 год.