Цели:
- формировать внутреннюю психическую активность, уметь мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми.
- представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
- уметь выразительно интонировать с разной силой голоса реплики героев, -выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние сказочных героев,
- внедрение инновационных методов технологий.
Задачи:
- создание условий для воплощения образа литературного персонажа,
- использованные сказки не только как средство "обучения", но и как средства развития личности.
- организация комплексной работы со сказкой, -воспитывать желание сотрудничать, умение общаться,
- учить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Оборудование: ватманы, гуашь, кисти, клей, цветная бумага, ножницы костюмы для театрализации, музыкальное сопровождение.
Уважаемые коллеги!
"В сказке ложь да в ней намек
Добрым молодцам урок".
Дается задание - назвать свои команды.
Теоретическая часть. Консультация " Играем сказки в театре" (старший воспитатель Мамаева Т.Г.)
"Вы можете в своем творческом зерне считать и сознавать себя великим счастливцем, потому что нашли применение и выход своим творческим силам..., развивайте в своем творческом зерне все оттенки радости, памятуя о том, что я говорил вам, что радость - сила непобедимая" К. С. Станиславский.
В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста сказка и театр рассматривается, как действенное средство всестороннего развития личности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.
Сказка, развивая личность ребенка, обогащает детей новыми, впечатлениями, знаниями и умениями, прививает устойчивый интерес к литературе, к театру, формирует диалогическую эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Сказка близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-чувственное восприятие мира. Логика и рассуждения взрослых ребенку еще не понятны, а сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.
Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Сказку любят все и дети и взрослые. Да и как не любить волшебную сказку, когда в ней все так не обычно. Герои её путешествуют по тридесятому государству, сражается со Змеем Горынычем, с Кощеем Бессмертным, летает на ковре самолете, скачет на Коньке Горбунке и даже на Сером волке.
А как приятно слушать или читать веселую сказку. Её герой чаще всего бедный мужик или храбрый солдат. Благодаря своему уму и находчивости они ставят смешное и глупое положение гордого барина, жадного попа, деревенского богатея, и даже смерть.
Народные сказки полны мудрости. В них выражены мечты, и надежды трудовых людей, а лучшей доли, о справедливой и счастливой жизни.
Народных сказок очень много. Читая сказки, невольно сравнивать давние мечты с делами народа. Все, о чем мечтает народ, когда то сбылось в наши дни, не ковер плывет над землей, а стремительно мчатся воздушные лайнеры; не царь водяной командует морями и океанами - атомный ледокол расчищает кораблям дорогу; не ворон достает живую и мертвую воду - врачи спасают жизнь человеку. Много лет я занимаюсь театрализованной деятельностью. Перевоплощаясь в героев сказок, дети выпускают на волю свою застенчивость, скованность. Они преображаются, становятся личностью в полном смысле слова.
Ах, эти сказки! Кто не воспитывался на их поучительных сюжетах?! Ведь драматический конфликт, эмоциональная насыщенность, свойственная сказкам, - все это создает благоприятные условия для проведения игр - драматизации. Например, сказка "Три поросенка". Дети сами выбирают костюмы, изготовляют декорации атрибуты, проводится большая подготовительная работа, Рассматриваются с детьми книги, оформленные разными художниками (К.Кротова, А. Савенко, Э. Булатова, О. Васильева), провожу ряд бесед. Дети изображают медведей в разных позах и с разной мимикой. А сказка "Золушка" по балету Прокофьева, а отрывок из сказки "Щелкунчик", "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", "Колобок", "Теремок", "Три богатыря", "Царь горох", "Царевна не Смеяна" это не просто разыгрывание любимых сказок это титанический труд каждого ребёнка. Сколько только одних костюмов и декораций было изготовлено к ним. Записана с пластинки на кассету музыка, разучена масса танцевальных импровизаций. Детям нравится выступать перед зрителями, показывать свои артистические способности. Работая над постановкой спектаклей, нужно обязательно сплотить детский коллектив, дать каждому ребенку проявить свое творчество.
В театре важен процесс игры, то есть драматизации сказки, процесс творческого переживания и воплощения, а неконечный результат. По ходу работы в этой деятельности я стремлюсь, чтобы театрализованные игры-сказки носили непосредственность детской игры, основанной на импровизации.
Желательно, чтобы дети, основываясь на хорошей пьесе или сказке, сами придумывали диалоги действующих лиц - самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя артистические средства (мимику, позу, жесты, песенные танцевальные и игровые импровизации).
А вот для того, чтобы ребенок проявил творчество, ему необходимы знания и умения в разных видах деятельности. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть, и тем раньше он приобщится к миру искусства. Чем богаче багаж малыша, тем ярче будут творческие способности.
... Ребенок впервые пришел в детский сад. Новая обстановка, незнакомые лица вызывают у него чувство неуверенности. Он испытывает беспокойство и тревогу.
И тут я предлагаю ему посмотреть на игрушки, погремушки, обращая внимания на веселые картинки. А вот на столе пляшут веселые, заводные цыплята. Стараюсь отвлечь ребенка яркими игрушками: здесь и пушистый заяц, и красивая кукла, и яркая неваляшка, и веселая музыка в грамзаписи. Здесь же происходит первое знакомство с играющей куклой. Надеваю на руку (кошку, собачку, зайчика) и начинаю читать потешки, разные шутки, попевки, подражая голосам животных, стараюсь вызвать у детей положительную реакцию. Первый трудный день для малыша должен быть веселым и радостным.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, и с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Для организации кукольного театра необходимы куклы различных систем: яркие, легкие, удобные в управлении. По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные.
К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы - это перчаточные и тростевые.
Напольные куклы находятся рядом с кукловодом на полу. Кукловод управляет ими на глазах у зрителей - к ним относятся марионетки и большие куклы.
Я начала знакомить детей с кукольным театром с первой младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли-драматизации, которые показывали дети дошкольных групп или сами воспитатели. Такие встречи с театральной куклой помогают расслабиться, снять напряжение, создают радостную атмосферу. К концу года дети этой группы, накопили уже небольшой опыт, и сами пытались играть в простейших спектаклях. Для этого подойдет пальчиковый театр. Делается он просто: "нарисуйте лицо, волосы на бумаге или вырежьте любые картинки, получается эффектно и красиво, а еще и удобно. Детям очень нравится такой театр, и в дальнейшем они с удовольствием им играют в свободное время. В этом возрасте используются и другие виды театров ( картинки на фланелеграфе, театр петрушек, перчаточный, теневой).
Поэтому, именно в этом возрасте, ребенку почти как воздух необходимы праздники, развлечения и, в частности, использование театрального творчества.
Начиная со второй младшей группы, и до выпуска детей в школу начинаю последовательно знакомить с различными видами кукольного театра, с театральными жанрами. В этом возрасте я обучаю детей простейшим приемам кукловедения настольных кукол. Для этого использую резиновые, мягкие, дымковские, конусные игрушки. Даю малышам поиграть с куклой, подержать ее в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться "оживить", определить, какой у нее характер, голос, походка.
Предлагаю подумать и придумать небольшие истории (здесь или помогает в большой степени технология "Триз"), а как бы ты поступил или что сделал, или куда пошел на месте этой куклы? " Как бы ты это сказал? Какой интонацией?".
В этом возрасте важна роль взрослого, потому как речь еще не очень развита, внимание рассеянное, поэтому я помогаю детям наводящими вопросами.
Начиная со средней группы перехожу от самого простого театра на столе к более сложному. В этой группе происходит объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Знакомлю с детей с театральной ширмой и верховыми куклами, основу которых составляет гапит (деревянный стержень), он является позвоночником куклы. В этом возрасте дети сами выбирают вид деятельности в соответствии с психологическим состоянием. Дети, которые в себе неуверенные, выбирают кукольный театр, потому что он как бы является для них ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации, в данном случае, выступление перед зрителем. В нашей группе ребята, которые уже преодолели свои страхи, обычно выбирали семи себе роли в спектаклях, которых они участвовали как актеры драматического театра. В этой же группе я использую - театр ложек. Этот вид очень нравится детям, он легкий и удобный в управлении. На специальных занятиях по театрализованной деятельности знакомлю детей с приемами кукловождения.
Для этого использую простейшие упражнения - этюды с куклой на ширме: "По грядке", "Бежит мышка", "Идет дед". Такие этюды развивают у детей внимание и воображение, они проводятся под музыку.
Этюды на развитие внимания: "Будь внимателен", "Конон для малышей";
- памяти: " Запомни свое место", "Запомни свою позу";
- на выразительность текста: "Это я! Это мое!", "Отдай";
- на преодоление двигательного автоматизма: "Флажок";
- на тренировку отдельных групп мышц: "Сосулька", "Шалтай- Балтай", "Петрушка прыгает";
- на выражение основных эмоций: "Удивление", "Цветок", и т.д.
Такие этюды развивают ребенка способность понимать эмоциональное состояние другого, умение выразить свое. Так же в своей работе на данном этапе начинаю использовать шумовые инструменты (погремушки, колокольчики, бубен). Разыгрываем с детьми русские народные сказки: "Колобок", "Теремок", "Репка", и другие. Беру отдельные сюжеты полюбившихся детям сказок, - "Три медведя", "Рукавичка", "Зимовье зверей", с использованием элементов костюма и декораций.
Все мы знаем, что участие ребенка в драматизациях сказок и театрализованных играх - всегда праздник. Поэтому в старшем возрасте я чаще использую их, как совместную деятельность с взрослыми. В этом возрасте театральная деятельность требует особого и целенаправленного внимания. Изучив специальную литературу по данной теме пришла к выводу, что надо обязательно познакомить детей с театром, как одним из видов искусства. Подобрав дидактический материал, провела беседу на тему: "Здравствуй театр!" потом предложила детям разыграть небольшие сценки - диалоги: "В театре", "На спектакле", разыгрывали и другие темы: "В парикмахерской", "Мама звонит по телефону". Опять же роль педагога немаловажна в процессе игры, ненавязчиво помогаю выстроить линию диалога, придумать реплику, понять суть роли. Такие игры помогают детям овладеть ценными навыками - общения.
На занятиях по развитию речи, музыке, физкультуре мы обращаем внимания на интонацию, позу, жесты, мимику, пантомимки, чтобы дети могли вести себя на сцене расковано, умели передать образ своего героя.
В процессе работы над интонацией предлагаю произносить отдельные фразы и слова, с различной высотой голоса (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх, радость и.т. д.) - добиваюсь выразительности и звуковой культуры речи.
Поза - мы играем с детьми в игру " Море волнуется", потом предлагаю загадки: изобразить, например паука, березку, бабочку, предлагаю объяснить, почему они выполнили задание именно так. Затем уже переходим на более сложные образы из сказок: Баба Яга, Буратино.
Жесты - предлагаю показать состояние животных или ощущение человека (зайке холодно, муравьишке больно, человеку плохо). Провожу и более сложные задания, например, прошу детей изобразить, как мама моет посуду или папа пришивает пуговицу и т. д.
Мимика - учу детей выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец). Применяю игру "У кого какое настроение" (изобразить).
Пантомимка - здесь уже сочетаются сразу три средства выразительности: пластические позы, жесты, мимика (распускающийся цветок, прыгающая лягушка, качающееся на ветру дерево и много других). В конце года дети уже овладели всеми этими средствами выразительности, мы с детьми показывали сценки из книги "Веселый этикет" (к нам пришли гости, утро, семейный обед).
И уже в подготовительной группе театрализованная деятельность детей по сказкам переходит в более сложное русло. Предлагаю изобразить сразу несколько героев, например - щенка и кошку; воробья и бабочку. "Щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, прогнулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам, побежал на улицу, там встретил кошку...". Учу детей придумывать загадки, типа: показать своего героя в движении, все должны отгадать, кто это был. Показываю сама: зайчик грыз морковку, но потом испугался и убежал. Дети легко отгадывают загадки и придумывают их сами.
Другие виды искусства отличаются от театра тем, что они являются завершенным результатом творчества. В театре же на протяжении всей пьесы идет волнующий процесс. Мысли, чувства, поступки героев возникают и проходят на глазах у зрителей. Участвуют в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Занимаясь этой деятельностью, у детей совершенствуется речь и выразительная, и диалогическая, не заметно пополняется их словарный запас, развивается умственное воспитание.
Влияние театрализованной деятельности на нравственное воспитание тоже огромно. Яркие впечатления, полученные от просмотра или участия в спектаклях, переживания за героя все это влияет на развитие ребенка.
Если мы привьем любовь к театру с самого раннего возраста, значит, научим малыша любить, радоваться, грустить. Хорошее отношение к сверстникам, родителям и просто к близким и взрослым людям, ответственным за свои поступки умение отвечать за них на примере героев произведений и сказок, все это идет через театрализованное творчество.
Наша задача сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной. Каждый ребенок талантлив изначально. Театр дает возможность выявить и развить в нем то, что заложено природой.
И так, сказка реализуемая в театрализованной деятельности совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов, ребенку открывается эмоциональный мир. Он приобщается к духовному богатству. Наша задача сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. "Программа воспитания и обучения в детском саду" нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчество, учит воспитывать все самое лучшее в ребёнке.
"Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей". Д.Б.Кабалевский
Практическая часть.
- Задание № 1. Назовите сказки, где доброта побеждает зло. Назвать сказки, где мы знакомим детей с азами экономики. В каких сказках говорится о целесообразности ведения домашнего хозяйства. В какой сказке говорится о производстве обуви. А где мы узнаем о товаре и ведении различных операций.
- Задание № 2. Выполни театрализованные этюды.
- Задание № 3. Какие картины рисовал художник В.М. Васнецов по сказкам.
- Задание № 4. Назовите сказки о небесных светилах.
- Задание № 5. Командам предлагается разыграть сказки: "Репка", "Теремок", "Волк и семеро козлят".
- Задание № 6. Раздается цветная бумага для изготовления настольного театра.
- Задание № 7. Предлагаться придумать свою сказку и записать схемой. Расскажите ее выразительно.
- Задание № 8. Командам предлагается выполнить пантомимические этюды. (злость, горе, радость, глупость, хитрость)
- Задание № 9. Коллективная работа. Всей командой нужно нарисовать на листе ватмана сказку ("Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Петушок и бобовое зернышко").
- Задание № 10. Мозговой штурм. Нестандартное мышление, видение ситуации в новом свете, развитие воображения.("Колобок"-как сделать так, чтобы Колобка ни лиса и никто другой не съел; "Теремок" - как сделать так, чтобы Медведь не раздавил теремок; "Красная шапочка"- как сделать чтобы волк не съел Красную шапочку и т.д.)
Слово, для подведения итогов, предоставляется жюри.
Подведение итогов мастер-класса.
Стихотворение "Сказки живут тут и там "
Не бывает в наши дни чудес на свете
Для тех, кто не верит в них сам
Нет, кощея это знают даже дети
А сказки живут тут и там.Лукоморья нет на карте
Значит, в сказку нет пути
Это присказка не сказка
Сказка будет впереди: