Признаки делимости чисел на 9 и на 3

Разделы: Математика


Класс: учащиеся с дефектами зрения, которым показано обучение в коррекционных общеобразовательных учреждениях III, IV видов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Базовый учебник: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд Математика. 6 класс – 26-е изд., стер. ­­– М.: Мнемозина, 2010.

Цели урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:
в направлении личностного развития: ответственного отношения к учению; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в образовательной деятельности; умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, оценивать свои учебные достижения;
в метапредметном направлении: способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; умения строить логические рассуждения, делать выводы; формирование общепользовательской компетентности в области использования ИКТ; развитие навыков восприятия зрительной и слуховой информации;
в предметном направлении: понимание сути  признаков делимости чисел на 9 и на 3, а также делимости суммы, разности и произведения; умение устанавливать делимость  чисел на 9 и на 3, не выполняя операции деления; применение признаков делимости на 9 и на 3 при решении примеров и задач базового уровня; умение точно и грамотно выражать свои мысли, применяя математическую терминологию в процессе рассуждений; развитие способности обосновывать суждения.

Задачи:

  • Обучающие: научить учащихся устанавливать делимость чисел на 9 и на 3, используя признаки делимости чисел;
  • Развивающие: развивать логическое мышление и речь учащихся (логичность, обоснованность, точность);
  • Воспитательные: воспитывать культуру математического мышления, положительное эмоциональное отношение к учению, к математике, аккуратность, умение слушать товарища и объективно оценивать результаты своего труда.

Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.

Необходимое техническое оборудование:компьютер, проектор, проекционный экран.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

1 Организационный этап   Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку, организация внимания. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. 2 мин.
2 Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока   Проводит «Математическую разминку» (устный счёт):

1. Упростите выражения: 

3х + 4х; 10хх; х + х; 4х + 7х – 3х.

2. Назовите 3 числа, меньше 54, делящиеся на 10. Делятся ли эти числа на 5, на 2? Как можно установить это, не выполняя операции деления? (Повторение признаков делимости чисел на 10, на 5 и на 2.)

3. Назовите наименьшее натуральное число; наибольшее натуральное число (назвать нельзя).

4. Перечислите все цифры, которые мы используем для записи чисел.

Раздаёт карточки-задания для индивидуальной работы на повторение действий с десятичными дробями.

Примерное содержание карточек:

1 вариант.

Вычислите 0,4 • 5,7.
Упростите 7х – 2,3х + 4х.

2 вариант.

Вычислите 0,21 : 0,7.     
Упростите 6х – 1,9х + 5х.

Проверяет полученные результаты:

Какие результаты получились в заданиях у 1 (2) варианта? (Спрашивает одного из учащихся, выполнявших задания 1 (2) варианта.)
У кого получились другие результаты? Какие правила необходимо знать, чтобы верно выполнить эти задания?
(Если у кого-то из учащихся получились неверные результаты, учитель просит одного из них выполнить вычисления, прокомментировав свои действия.)

 

Выполняют задания для устного счёта. Формулируют признаки делимости на 10, на 5 и на 2.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Выполняют индивидуальные задания. (Задания разрешается выполнять письменно или устно, но обязательно нужно записать полученные результаты.)

 

 

 

 

Осуществляют проверку полученных результатов в ходе коллективного обсуждения, а в случае допущенных ошибок – записывают верное решение.

7 мин.
3 Постановка темы и цели урока.   На предыдущих уроках мы с вами научились узнавать, делится ли одно число на другое, определяя это по записи чисел  и не выполняя операции деления. Так можно установить делимость чисел на 10, на 5 и на 2.
А может быть есть еще и другие признаки? Посмотрите внимательно на числа 99, 27, 81, 333, 999, 9 и 3. Что вы заметили?
Молодцы! Сегодня мы продолжим изучать признаки делимости чисел и научимся определять делимость чисел на 9 и на 3.

Формулирует задания подготовительной работы:

1. Запишите 2 двузначных числа, делящихся на 9. Делятся ли они на 3? Как вы это установили?
2. Найдите сумму цифр этих чисел. Проверьте, делится ли она на 9. А на 3?
3. Запишите трёхзначное число, сумма цифр которого делится на 9. Проверьте, делится ли оно на 9. Проверьте, будет ли оно делиться на 3.
4. Какие выводы о делимости чисел на 9 и на 3 можно сделать на основе выполненных заданий?

Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала, показ практической значимости изучения нового материала (знание признаков делимости чисел понадобится в дальнейшем при нахождении НОД и НОК чисел, при изучении действий с обыкновенными дробями).

 

Рассуждают, высказывают свои мнения о том, что общего у всех данных чисел. В ходе коллективного обсуждения самостоятельно (либо с помощью учителя) делают вывод о делимости всех данных чисел на 3, а некоторых – и на 9.

Выполняют задания и формулируют выводы о делимости чисел на 9 и на 3.

 

 

 

 

Формулируют с помощью учителя цель и задачу изучения нового материала (познакомиться с признаками делимости чисел на 9 и на 3, научиться определять делимость чисел на 9 и на 3, не выполняя операции деления).

3 мин.
4 Мотивация учащихся к освоению нового материала.   Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов  на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т. д. Приведите свои примеры подобных ситуаций. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, приводят свои примеры. 1 мин.
5 Усвоение новых знаний  

 

 

 

Признаки делимости на 3 и 9. И2, №1
Делимость суммы, разности и произведения. И1, №2

Организация внимания

Каждый из вас сегодня придумывал свои двузначные и трёхзначные числа, но вывод о делимости этих чисел на 9 получился один и тот же. Почему же это произошло?
А сейчас давайте посмотрим и послушаем, как же можно установить делимость чисел на 9 и на 3, не выполняя деления.

Организация процесса восприятия, осознания, осмысления нового для учащихся учебного материала путём демонстрации ЭОР, сопровождаемой комментариями учителя (необходимость проговаривать все не озвученные в мультимедийном модуле действия обусловлена тем, что у учащихся имеются дефекты зрения).
В процессе просмотра (прослушивания) учебного модуля проводится первичное обобщение и систематизация нового учебного материала путём постановки учащимся вопросов вида «Как было установлено, что данное число делится на 9 (на 3)?», «Если число делится на 9, будет ли оно делиться на 3?», «Как можно установить, что сумма (разность, произведение) делится на указанное число?».

 

 

Рассуждают, высказывают свои мнения с аргументацией.

 

Воспринимают информацию, содержащуюся в электронных информационных модулях, и пояснения учителя.

Отвечают на поставленные вопросы по содержанию мультимедийных модулей с необходимыми пояснениями.

10 мин.
6 Физкультминутка   Организует проведение с учащимися физкультминутки Выполняют упражнения, показываемые одним из учащихся. 2 мин
7 Первичная проверка понимания учащимися нового материала   Проверка учителем полноты и осознанности усвоения новых знаний (признаки делимости чисел на 3 и на 9), проверка понимания сущности понятия «сумма цифр». Учитель отвечает на возникшие у учащихся вопросы, задаёт вопросы по новому материалу:

1.  Найдите сумму цифр числа 1358. Будет ли это число делиться на 3 (на 9)? Почему?
2. Сформулируйте признак делимости на 9.
3. Сформулируйте признак делимости на 3.
4. Приведите примеры четырёхзначных чисел, делящихся на 3, но не делящихся на 9.
5. Решите устно № 66, 67 (ответы обоснуйте, используя рассмотренные признаки делимости).

Задают учителю уточняющие вопросы по новому материалу, отвечают на вопросы учителя, решают задачи из учебника, обосновывают полученные результаты. 5 мин.
8 Закрепление знаний Признаки делимости на 3, 9. П2, №3 Выработка соответствующих навыков и умений в ходе выполнения заданий предлагаемого ЭОР. (Так как данный ЭОР не имеет звукового сопровождения, то учителю необходимо озвучивать задания в случае затруднений при чтении у слабовидящих учащихся, а для учащихся, обучающихся по системе Брайля, задания дублируются на карточках). При выполнении каждого из заданий учитель просит сначала одного из учащихся сформулировать используемый признак делимости чисел.
Проверка правильности выполнения предложенных заданий и выявление типичных ошибок:
Какой ответ получился в 1 (2, 3, 4, 5) задании? У кого получился другой ответ? Какой признак делимости нужно было использовать при выполнении этого задания? В чём причина допущенной ошибки?
Анализ результатов выполнения учащимися заданий.
Осмысление нового учебного материала, его применение на практике. Выполнение заданий ЭОР, демонстрируемых на экране, запись полученных результатов. Формулирование используемых  признаков делимости чисел.

 

Обсуждение полученных результатов, осознание причин допущенных ошибок.

10 мин.
9 Подведение итогов урока. Рефлексия.   Организация рефлексивной деятельности

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?
Как по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 3 (на 9) или нет?
Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему это произошло? Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в дальнейшем подобных ошибок?
Что понравилось на уроке и почему? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Какое у вас сейчас настроение?

Учитель даёт общую характеристика работы класса, показывает успешность овладения содержанием урока, отмечает недостатки, указывает пути их преодоления (повторение учебного материала по конкретным темам), выставляет отметки за урок.

 

Осуществляют рефлексивную деятельность, оценивая свои успехи и достижения на данном уроке, а также анализируя причины возникших затруднений.
Высказывают мнения с необходимыми пояснениями.

 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

2 мин.
10 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.   Сообщает домашнее задание (выучить формулировки признаков делимости чисел на 9 и на 3 на стр. 14, решить № 86, 88, 90 (а, в)), инструктирует учащихся о его выполнении, проверяет, как поняли содержание работы и способы её выполнения.
Творческое задание (по желанию): подумать над признаком делимости чисел на 27.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на вопросы учителя и задают свои вопросы по домашнему заданию. 3 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Таблица 2.

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Признаки делимости на 3 и 9. И2 Открытая образовательная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль информационного вида Мультимедийный модуль http://fcior.edu.ru/card/3756/priznaki-delimosti-na-3-i-9-i2.html
2 Делимость суммы, разности и произведения. И1 ОМС, электронный учебный модуль информационного вида Мультимедийный модуль http://fcior.edu.ru/card/8074/delimost-summy-raznosti-i-proizvedeniya-i1.html
3 Признаки делимости на 3, 9. П2 ОМС, электронный учебный модуль практического вида Тест http://fcior.edu.ru/card/12024/priznaki-delimosti-na-3-9-p2.html