Само название базового курса: «Информатика и ИКТ» предполагает его разбиение на три (довольно самостоятельных) блока:
- информатика,
- информационные технологии,
- коммуникативные технологии.
Данное разбиение не противоречит стандарту образования.
В свою очередь информатику можно представить как совокупность тем с их подтемами:
- Основы информатики:
- Основные понятия и определения,
- Единицы измерения информации,
- Кодирование информации;
- Основы ЭВМ:
А) структура ЭВМ.
Б) математические основы ЭВМ:
• системы счисления,
• основы математической логики. - Основы алгоритмизации и программирования.
- Моделирование и формализация.
Целью данной работы будет рассмотрение первой темы, а именно, основы информатики
Поурочное планирование данной темы можно представить в виде следующей таблицы:
№ |
ТЕМА |
1 |
Урок №1. Тема: «Основные понятия и определения». |
2 |
Практическое задание (Тема: «Основные понятия»). |
3 |
Урок №2.ТЕМА: «Единицы измерения информации». |
4 |
Практическое задание (Тема: «Единицы измерения»). |
5 |
Урок №3.ТЕМА: «Кодирование информации». |
6 |
Практическое задание (Тема: «Кодирование информации»). |
7 |
Практическое задание (Тема: «Кодирование информации»). |
8 |
Тематическое тестирование. Контрольная работа. |
Для проработки данной темы достаточно 8часов, то есть данная тема может быть рассмотрена уже в первом триместре.
Теоретический материал в сжатом виде дан в Приложении №1, Приложении №2, Приложении №3. Там же можно найти и задачи для практических занятий.Эта тема, как правило, рассматривается в начале изучения базового курса данного предмета. Отметим также, что данная тема достаточно хорошо проработана в учебниках по Информатике и ИКТ, что позволит брать дополнительный теоретический материал практически в любом «допущенном» или «рекомендованном» министерством образования учебнике по базовому курсу (любого автора). Дополнительные задачи можно брать из ЕГЭ или брошюр разработок ФИПИ.
Данная тема представлена, как совокупность трех уроков.
Тема первого из них: «Основные понятия и определения». Он предназначен дать введение в формализованный язык информатики. И именно поэтому, необходимо тестирование усвоения теоретической части этого урока. В практической части некоторую сложность представляют задачи на свойства информации, так как в разных учебниках даются разные свойства, как в количественном, так и в качественном составе.
Тема второго урока: «Единицы измерения информации». Основная задача данной темы – это усвоить и научиться переводить единицы информации. Как перейти из [м] в [км], как правило, не вызывает трудностей, а переход из [байт] в [КилоБайты], на первых порах всегда вызывает трудности.
Тема третьего урока: «Кодирование информации». Этот урок – знакомство с кодированием всех типов информации (в первую очередь) в компьютере. Дополнительное углубление знаний проводится на соответствующих уроках информационных технологий.
В зависимости от усвоения материала, для уроков №№2,3 можно дать дополнительное время для решения задач (то есть, увеличить число необходимого времени на заданную тему блока до 10 часов).