Учитель должен не только обеспечить усвоение учеником определенного минимума знаний, но и научить основным методам их добывания, а также приемам исследования. Он должен уметь сочетать традиционное и информационно-технологическое обучение в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
В нашей школе ( ГБОУ СОШ г. Москвы № 1248 с углубленным изучением французского языка) широко применяется такая новая интересная технология работы с интернет-ресурсами, как, так называемые, педагогические интернет-паркуры. Педагогический паркур – это, своего рода, управляемая обучающая игра с использованием ресурсов сети Интернет. Технология интернет-паркура позволяет сократить время обучения; дает возможность моделировать образовательный процесс; организовывать самостоятельную работу; проводить контроль, осуществлять проектную деятельность.
Существует ряд учебных пособий предлагающих аналогичные «паркуры», задания которых направлены на работу с аутентичными материалами во Всемирной Паутине.
Так, издательство «CLE International» на данный момент уже выпустило несколько учебных пособий с использованием интернет – ресурсов. Например, для изучающих французский язык на начальном и на среднем этапе («150 Activités Sur Internet Niveau Débutant» и «150 Activités Sur Internet Niveau Intermediaire»). С помощью данных учебных пособий каждый ученик имеет возможность погружаться в ту или иную тему, работая с интересными аутентичными документами. Работа может быть организована как дома, так и в компьютерном классе или в учебно-ресурсном центре и состоит главным образом из закрытых или полуоткрытых заданий, собранных в данных пособиях.
Niveau débutant (Начальный этап обучения)
С помощью данного пособия учащийся имеет возможность открыть для себя франкоговорящий Интернет в процессе овладения французским языком.
Эта рабочая тетрадь рекомендуется в первую очередь подростковой и взрослой публике уровней A1 и A2; она была задумана с основой на коммуникативный подход: имеется возможность работать с подлинными документами, рассматривать их во всей семантической комплексности, а затем углублять их понимание, имея целью интерес, удовольствие и общение. Предлагается использовать аутентичные сайты, работа с которыми ведет к большей самостоятельности учащихся. Выполняя всевозможные упражнения, ученики понемногу приближаются к настоящей французской цивилизации, распознают некоторые ее контуры и аспекты.
Работа в сети Интернет позволяет каждому работать над своим ритмом в группе или самостоятельно. Это позволяет наиболее быстрым не скучать и наиболее медленным не чувствовать сравнения: в конечном счете, они ведь все выполнили одни и те же задания, осуществляя определенную деятельность. Использование Интернета приводит к прямому контакту с аутентичными документами. К тому же именно средства информации требуют определенных умений: ориентироваться на сайте, научиться находить там информацию, вычленять из нее общий смысл.
Особое внимание в данном пособии уделяется лингвокультурологическому аспекту преподавания французского языка. Выполняя задания, учащиеся шаг за шагом знакомятся с настоящей французской цивилизацией и ее культурой. На этом уровне важно показать, что изучение иностранного языка – это также и изучение живой культуры – и что оно становится доступным во всем мире благодаря сети Интернет.
Это пособие объединяет 50 карточек. Каждая карточка предлагает:
- адреса сайтов;
- лингвистические или культурологические цели;
- три вида деятельности игрового и коммуникативного типа на следующие темы: умение представиться, рассказать о себе и о своей семье, ориентироваться на улице; одежда, плоды, овощи, кухня, отели, музеи, спорт, авиация, туризм, французы, профессии, флаги, цвета…
Niveau intermédiaire (Средний этап обучения)
Данное пособие рекомендуется в первую очередь публике уровня A2 и B1, желающей открыть для себя франкоговорящий Интернет в процессе овладения французским языком.
Являясь привлекательным средством изучения иностранного языка, Интернет положительно мотивирует учащихся. В данной книге нам предлагается открыть для себя франкоговорящую «Всемирную паутину» и в то же время не прекращать при этом изучение французского языка.
Данное пособие может использоваться для самостоятельной работы или для работы в группе. Оно объединяет 50 карточек. В каждой карточке мы можем найти:
- адреса сайтов;
- лингвистические или культурологические цели;
- три вида деятельности игрового и коммуникативного типа на следующие темы: искусство, гастрономия, география, язык, мода, памятники, профессии, наука и техника, общество, спорт...
Формы упражнений весьма разнообразны: кроссворд, скрытые слова, неполные тексты, диктанты, упражнения на порядок слов...
Смешивая вкус и любопытство к открытию с современной педагогикой, эта книга предлагает для каждого сайта всевозможные задачи, сопровождаемые интересными и мотивирующими, закрытыми или полуоткрытыми заданиями.
К данному пособию также прилагается книга с ответами и исправлениями (Livret de corrigés): она адресуется как преподавателю, так и ученику и предлагает несколько вариантов и новые пути навигации.
Ещё один интересный источник интернет - паркуров – сайт Le plaisir d’apprendre. Это сайт методических ресурсов и разработок для преподавателей французского языка как иностранного. Среди прочих материалов, в разделе Espace apprendre - Parcours internet можно найти разработки более 20 сценариев подобных уроков для обучающихся, находящихся на различных уровнях от А1 до В2. Темы предлагаемых паркуров очень разнообразны, например:
Уровень А1 - Se repérer à Paris
Уровень А2 - Allez dans un restaurant français
Уровень В1 - Regardez un film français
Уровень В2 - Le langage SMS et la langue française
Данная форма работы способствует повышению мотивации учащихся и создает условия для осуществления автономного изучения языка исходя из индивидуальных потребностей и возможностей каждого учащегося. Любой интернет - паркур представляет собой алгоритм действий по поиску информации для выполнения конкретных заданий по теме. Алгоритм состоит из вопросов и заданий, выполнение которых связано с использованием конкретных интернет – ресурсурсов. Каждый учитель может разработать и создать собственный банк интернет - паркуров, опираясь на простую схему:
- выбор темы паркура
- постановка конечной цели его прохождения
- поиск необходимых интернет-ресурсов
- выбор ресурсов соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, уровню владения языком и конечной цели паркура
- разработка цепочки заданий с указанием алгоритма действий по их выполнению со ссылкой на конкретные интернет-ресурсы.
В настоящее время в рамках инновационной деятельности учителя ГБОУ СОШ 1248 работают над созданием «учебника-навигатора» как дидактического средства организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. С примерами интернет – паркуров, разработанными учителями школы, можно познакомиться в журнале La langue française № 14, июль 2010 года.
Литература
1. Алемайкина Я. Л., Гиздатова К. Ю. «Bonjour, Internet»//Французский язык. – 2010.№ 14, стр. 14-162. Никитченко М. «Использование всемирной сети Интернет в обучении французскому языку»//Французский язык. – 2009. №1.
3. Giedo Custers, Christian Rodier. «Internet 150 activités. Niveau débutant » - CLE International, 2006.
4. Giedo Custers, Christian Rodier. «Internet 150 activités. Niveau intermediaire » - CLE International, 2005.
5. Nancy Davies «Ressources de classe. Activités de Français sur Internet» - CLE International,1999
6. Elisabeth Louveau, François Mangenot «Internet et la classe de langues» – CLE International, 2006
7. http://www.cavilamenligne.com/