“Духовная жизнь ребенка полноценна
Лишь тогда, когда он живет в мире игры,
Сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок”.
В.А. Сухомлинский
Музыка и глухие дети…
Совместимы ли эти понятия?
Мы считаем, что музыка – одна из главных форм реабилитации эмоций, движения, слуха, ритма и голоса ребенка.
Образование певческих навыков не являлось нашей самоцелью. У детей, лишенных слуха, навыки приобрели особое значение, так как прямо служат развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного жизненного слухового опыта, поэтому благодаря музыке, глухие дети могут получить представление о ритмичности, слитности, чередовании ударных и безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.
Наша задача (учителя класса и учителя-дефектолога) заключалась в том, чтобы заставить работать остатки слуха, воздействуя на них музыкальными звуками, т.е. вслушиваться в музыкальное сопровождение.
В процессе занятий дети обучались эмоциональной, внятной и выразительной декламации песен под аккомпанемент учителя, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера, звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо).
Слушая музыку, воспроизводя несложные мелодии, мы стремились, чтобы дети получали навыки правильного владения своим голосом и выработкой более внятного произношения, разнообразных тембровых оттенков. При разучивании текстов песен первоначально использовались письменные таблички, затем дактильные слова заменяли свободным чтением с губ, тем самым, расширяя запас слов.
Практика показала, что общение с музыкой ускоряет разностороннее психофизическое развитие организма, улучшает осанку, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, повышает жизненный тонус. Движения становятся свободными, ритмичными, красивыми.
Мы убедились в том, что декламация текста песен под музыку способствует развитию модуляции голоса у детей, более естественного, выразительного звучания речи, помогает совершенствованию произносительных навыков школьников, развитию у них способности проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительного коллективного ее исполнения, автоматизации произносительных навыков детей с помощью фонетической ритмики.
В 1-м классе ученики учили песню “Елочка”. Играли на металлофоне куплеты, а припев пели. Во 2-м классе выучили песню “Маленькой елочке холодно зимой”, в 3-м классе – песни “В лесу родилась елочка”, “Мамочка, мы тебе поможем”, в 4-м классе - песни “Новый год”, “Мамочка”, “Священная война”(отрывок), в 5-м классе – песни “Учат в школе”, “Хоровод”. Все эти песни показывались на школьных праздниках, посвященных 8 Марта, Дню победы, Дню знаний и т.п. Хотелось бы отметить, что по мере выступлений ученики чувствовали себя более уверенно. При этом важную роль играла эмоциональная поддержка зала – школьников, учителей и родителей.
В результате работы, проводившейся на протяжении пяти лет, мы пришли к следующим выводам:
- Глухой ребенок постоянно напряжен, всматривается в окружающую обстановку, в лица взрослых, детей. При этом его зрение испытывает огромную нагрузку. Слушая музыку, он переключает свое внимание, получая, таким образом, удовольствие, разрядку.
- Глухие дети во время пения не слышат друг друга, но видя, как сидящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более активно включаются в пение. Речь сверстников становится для них как бы более ощутимой.
- Если слышащих детей можно научить чисто интонировать, то глухим детям это очень сложно.
- Протяжные музыкальные звуки в певческих упражнениях помогают закрепить навык чтения с губ.
- Пение – это один из шагов к полноценному развитию детей с тяжелыми нарушениями слуха, их социальной адаптации.