Цель:
- Формирование основ музыкальной культуры на примере вокальной музыки 19–20 вв.;
- на примере произведений А.С.Пушкина и М.И.Глинки показать, что музыка и поэзия XIX века может быть современной.
Задачи:
- Доказать, что музыка и поэзия прошлых эпох может быть глубоко современной нам, людям XXI века, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены; закрепление навыков вокально-хоровой работы
- Развитие умения вдумчиво слушать музыкальное произведение, анализировать и обобщать особенности музыкального языка и средств музыкальной выразительности.
- Воспитание чувства уважения и любви к поэзии и вокальной музыке 19–20 вв, опираясь на яркие сочинения высокого нравственного и духовного уровня, воспитание познавательного интереса к искусству композиторов и поэтов.
Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье», экран, мультимедиапректор, Приложение 1 (текст стихотворения «Я помню чудное мгновение» по количеству учащихся), Приложение 2 (текст песни «Лесное солнышко» Ю.Визбора по количеству учащихся), Приложение 3 («Психологическая самооценка комфортности на уроке» по количеству учащихся).
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем я объявлю тему сегодняшнего урока, я хотела бы чтобы вы обратили внимание на то, что разложено у вас на партах: это приложения к нашему сегодняшнему уроку. Возьмите приложение 3 и отметьте, пожалуйста, в них ваше настроение в начале урока. Спасибо. Сейчас на уроке мы поговорим в сами о самом светлом, чистом и прекрасном чувстве на земле – любви. Тема нашего урока «Любовь – вечная тема в искусстве».
Слайд 1 (звучит вступление к романсу «Я помню чудное мгновение»).
«Любви все возрасты покорны» – написал поэт в знаменитом романе «Евгений Онегин». Любовь стала лейтмотивом не только этого произведения, а еще множества шедевров, созданных Пушкиным. И здесь нет ничего удивительного: ведь еще «суровый Дант» заметил, что именно любовь «движет солнце и светила». Это самое прекрасное, самое облагораживающее человеческое чувство, которое дарит человеку крылья, поднимает его от земли до небес, наполняет его жизнь особым смыслом, одухотворенностью, делает ее возвышенней и красивей. Все это можно пережить, понять и прочувствовать, читая стихи Пушкина.
Чтение учащимися фрагментов из стихотворений А.С.Пушкина.
Слайд 2, см. Приложение 1
Учащийся 1.
…Но встретясь с ней, смущенный ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Учащийся 2.
…но почему ж порой
Не погружусь я в минутное мечтанье,
Когда нечаянно пройдет передо мной
Младое, чистое, небесное созданье…
Учащийся 3.
Творец тебя мне ниспослал. Тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Учащийся 4.
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне.
Я вас люблю, хоть я бешусь.
Учащийся 5.
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь.
Учащийся 6.
Так вот кого любил я пламенной душой
С таким тяжелым напряженьем,
С такою нежною, томительной тоской,
С таким безумством и мученьем!
Учитель: Что же может служить источником вдохновенья? Кто сподвигнул поэта к созданью божественных строк.
(Ответы учащихся.)
Учитель: Все, кого коснулся свет пушкинской поэзии, стали для нас прекрасными образами. Лира Пушкина подняла их на недосягаемую высоту и сделала предметом восхищения. Одна из тех, кто вдохновил поэта стала столь же бессмертна, как он сам, как стали бессмертны Лаура и Беатриче, потому что благодаря ей появился шедевр мировой лирики. Имя ее – Анна Петровна Керн.
Слайд 3
(Демонстрируется портрет А.П. Керн)
Учитель: Об Анне Павловне ярко пишет Ю. Лотман: «А.П. Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой. ЕЕ подлинным призванием должна была стать тихая семейная жизнь. Нов тот момент, когда она в Тригорском встретилась с Пушкиным, это женщина, оставившая своего мужа и пользующаяся довольно двусмысленной репутацией в обществе». Их встреча вызвала бурю чувств в душе поэта. Как это было?
Слайд 4
(Демонстрируется Михайловское. Парк. Аллея Керн.) Учитель исполняет вступление к
романсу.
Исполняется учащимися сцена встречи А.Керн с А.С.Пушкиным.
А.П.Керн. Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Пушкин шутил без острот и сарказмов; хвалил луну, не называл ее глупой. Мы шли по старому запущенному саду. «Приют задумчивых дриад», с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать. Подробностей нашего разговора не помню, он вспоминал нашу первую встречу у Олениных, выражался о ней увлекательно, восторженно.
На другой день, утром я должна была уезжать, он принес на прощанье экземпляр 2-й главы Онегина, в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами.
Стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» читает учащийся.
А.П. Керн. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, Пушкин долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил его и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять.
(Герои уходят, звучит вступление к романсу в исполнении учителя)
Учитель: Так «чудное мгновенье» обретало жизнь в стихах и становилась гимном любви.
Обратимся к приложению1, которое лежит перед вами – это текст стихотворения.
Вопросы к учащимся:
– Как вы думаете, почему это стихотворение называют вершиной любовной лирики
Пушкина?
– Кто находится в центре внимания поэта?
– Какой была жизнь до появления возлюбленной?
– Что произошло с героем, когда она вдруг снова появилась?
– Благодаря чему произошло пробуждение и воскресение души поэта?
(Ответы детей.)
(Звучит вступление к романсу фонограмма.)
Учитель музыки: Прекрасные стихи А.С.Пушкина не могли не дать почву для творчества композиторов. На это стихотворение было написано более 20 романсов разными композиторами: романс Н.С. Титова (1829), А.А. Алябьева (1832), Н.А. Мильгунова (1832), Карла Гедике (1833), Я.Ф. Пригожего (1883) и других, но наиболее известна мелодия М.И. Глинки.
Слайд 5 (портрет Глинки)
Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений. Chercher la femme (фр. – ищите женщину) – этот совет как нельзя более кстати, если мы хотим яснее представить себе рождение шедевра. Причем оказывается, что женщин, причастных к его созданию, две, но… с одной фамилией: Керн – мать Анна Петровна и дочь Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра.
Слайд 6 (портрет Е.Е.Керн)
Вторая – Глинку на создание шедевра музыкального. Романс написан в 1838–1840 гг.
Учитель музыки: Ребята, а какое произведение называется романсом?
(Вокальное произведение в сопровождении рояля, гитары или камерного ансамбля; музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении инструмента.)
Слайд 7
Слайд 8
Учитель: Родина романса – Испания. «Романсеро» – песня народного склада на испанском языке в XV–XV вв. Название «Романс» утвердилось за сольной песней с гитарным сопровождением в XVIII веке. Жанр завоевал Европу. Первоначально означал «чувственная, лирическая пеня о любви»
Учитель: Чем отличается романс от другого вокального жанра – песни?
(Ответы учащихся.)
Слайд 9.
Учитель: В песне:
- куплетная форма;
- несложная, быстро и легко запоминающаяся мелодия;
- аккомпанемент носит второстепенную роль.
В романсе:
- трехчастная форма;
- усложненная мелодия;
- новая роль аккомпанемента – дополняет, продолжает мелодию.
Вслушайтесь в звучание романса, проникнетесь в его смысл, и вы почувствуете то, что хотел передать в музыке композитор.
Слайд 10.
Слайд 11.
Звучит аудиозапись романса «Я помню чудное мгновенье».
Учитель музыки: Ребята, как музыка раскрывает оттенки настроения поэтических строк?
– Каковы особенности музыкального построения романса (были ли повторения мелодии, появлялись ли совершенно новые эпизоды)?
(Музыку можно разделить на три части, две из них с одинаковой мелодией – первая и третья, совершенно новая мелодия в средней части. Можно определить трехчастную форму романса.)
(Ответы учащихся: – вначале романса как бы начинается рассказ о былом – герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж…; в третьем куплете Глинка замечательно передаёт в музыке изображение «бурь порыв мятежный: в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат словно учащённые удары пульса; в музыке встречаются интонации, изображающие борьбу, стремление, порывы.)
Учитель музыки: Для передачи настроения «глуши» и «мрака заточенья» Глинка тоже находит замечательное по выразительности решение: аккомпанемент становится аккордовым, никаких бурных пассажей. После этого эпизода особенно ярко и воодушевленно звучит реприза романса (возвращение первоначального музыкального материала), со слов: «Душе настало пробужденье». Реприза музыкальная у Глинки в точности соответствует поэтической репризе. Восторженная тема любви достигает кульминации в конце романса, каковой является последняя строфа стихотворения. Здесь она звучит страстно и возбужденно на фоне аккомпанемента, замечательно передающего биение сердца «в упоении». Послушаем ещё раз это прекрасное творение двух гениальных людей.
(Повторное слушание романса)
Учитель: Ребята, как по вашему, современна ли тема любви в произведениях искусства в наше время? Современны ли в наше время произведения Пушкина и Глинки, которые мы с вами сегодня послушали ? Почему?
(Ответы учащихся)
Учитель: Тема любви волновала и продолжает волновать людей искусства. В наше время написано много музыкальных произведений, в которых раскрывается это светлое чувство. Примером может служить песня нашего современного композитора Ю.Визбора «Лесное солнышко», которую вы разучили на прошлом уроке. Давайте с вами вспомним и исполним эту песню. На парте у вас лежит приложение2 с текстом этой песни. Но прежде я попрошу вас всех встать и как в хоре, стоя, мы сделаем дыхательные упражнения и распевания.
(Выполнение дыхательных упражнений; двигательных упражнений головой, плечами; распевание)
Учитель: Ребята, послушайте, пожалуйста, я напомню вам мелодию песни.
(Исполнение одного куплета песни учителем)
Учитель: А теперь исполним песню все вместе.
Слайд 12.
(Исполнение песни учащимися)
Учитель: Тема любви звучала в произведениях искусства во все времена. Человек обращается к искусству прошлого, чтобы через него познать законы нравственные, законы человеческих отношений. Сочетание тонкого лиризма и музыкальности делают произведения, с которыми мы с вами сегодня познакомились, нестареющим образцом высокого искусства. И на сегодняшнем уроке мы с вами убедились в том, что тема любви всегда будет современной и нестареющей темой в искусстве!
А сейчас я прошу вас опять обратиться к приложению 3 на ваших партах. Отметьте, пожалуйста, своё настроение в конце нашего урока.
Рефлексия: Ребята, ответьте, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось в этой теме? Ваши впечатления от сегодняшнего урока?
(Ответы учащихся)
Сегодня на уроке все хорошо работали. Но мне хотелось бы отметить некоторых учащихся, которые были более активны на уроке, много рассуждали. (Оценки за урок)
Ребята, и в конце урока послушайте домашнее задание, которое будет разноуровневым.
Слайд 13.
Первое задание на «4»: выучить любое стихотворение А.С.Пушкина о любви. Второе задание на «5»: привести примеры романсов М.И.Глинки о любви на стихи других русских поэтов.
Спасибо всем! Урок окончен!