Синквейн на уроках химии

Разделы: Химия


  1. Введение.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования. [4]

Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.

Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение

инновационных технологий и приемов педагогической техники.

Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как “учебный мозговой штурм”, “ пометки на полях”, написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)

  1. Аналитическая часть.

2.1.Дидактический синквейн.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах это важное умение.[5] Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:

  • изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску.

  • знания о предложении,

  • умение соблюдать интонацию,

  • значительно активизируется словарный запас учащихся,

  • совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

  • активизируется и развивается мыслительная деятельность,

  • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Напомним, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.

2.2. Синквейн как дидактический прием.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения.[1]  Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой дисциплины. Кроме того данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого учащегося и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.

3. Проектная часть

3.1. Вариативность.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. [2] Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Так, приведём один из видов синквейна на тему “Многоатомные спирты”:

1. Глицерин

2. Сладкий, густой

3. Растворяется, притягивает, предохраняет

4. Сиропообразная жидкость

5. Трехатомный спирт

Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т.к. для того, чтобы составить вышеозначенные строки необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Кроме предложенного “классического” варианта написания синквейна нами использовались следующие варианты применения пятистиший:

а) составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Например, дан следующий синквейн:

1. Полимеры

2. Легкие, прочные

3. Горят, разлагаются, плавятся

4. Широко используются в наше время

5. Макромолекулы

Краткий рассказ на основании данного пятистишия может получиться таким: полимеры очень легкие, прочные соединения, которые при определенных условиях разлагаются, плавятся, при нагревании, как и многие органические вещества, горят. Полимеры широко используются в наше время. Молекулы полимеров имеют огромную массу и сложное строение.

Благодаря такому варианту синквейна формируются умения собственного продуцирования текста: предполагается не только диагностика возможностей учащихся, потому как при данном виде работы можно увидеть в полной мере лексический объём обучающихся, но и коррекция, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов, предложенная “калька” в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.

б) коррекция и совершенствование готового синквейна:

1. Галогены

2. Простые, сильные

3. Образуют, проявляют, реагируют

4. Рождающие соли

5. Элементы.

По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае можно подобрать более верно синонимически определения галогены, а также глагол “проявляют”, не относящийся непосредственно к понятию “галогены” заменить на другой.

Заключительное слово “элементы” также следует заменить на более подходящее понятие. Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов студентов – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо не только найти ошибку, но и доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.

в) анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дается синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить:

1. Предельные, непредельные, ароматические

2. Горят, взаимодействуют, синтезируют

3. Состоят из атомов углерода и водорода

4. Вещества

Правильным ответом на это пятистишие является слово “углеводороды”, т.к. синквейн применялся при изучении тем “Органические соединения”, то и предложенные выше фразы касались химических веществ – неорганических и органических. Могут быть и другие вариации этого метода. Так, может отсутствовать не первая строка, а, допустим, четвёртая – тогда учащимся предлагается добавить фразу, соответствующую общей направленности синквейна. Следовательно, в пятистишии может отсутствовать любая часть или же даже несколько частей. Поиск необходимой отсутствующей части также стимулирует интерес студентов и интенсифицирует креативные способности учащихся.

Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированнойhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD - cite_note-6 [3] и может быть использована при изучении любого предмета, как на уроках химии, так и на других предметах.

Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированнойhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD - cite_note-6 и может быть использована при изучении любого предмета в школьном курсе обучения.

При первоначальном использовании данного педагогического приема не все учащиеся справляются с подобными заданиями. Причина такого рода неудач связана с низким понятийным и словарным запасом каждого ребенка, с его психосоматическими и индивидуальными особенностями. Систематическое использование приема “составления синквейна” на всех этапах урока (изучения, повторения, обобщения материала и контроля знаний) позволяет ребятам свободно овладеть таким приемом.

В старших классах ребята самостоятельно и с интересом составляют и используют при обобщении материала данный прием. При изучении темы “Неметаллы”, ученики составляют следующие синквейны, например

Соединения галогенов

  • Бесцветные, токсичные
  • Растворяются, образуют, диссоциируют
  • Образуют множество соединений
  • Галогеноводороды.

Роль галогенов

  • Необходимы, опасны
  • Стимулируют, прекращают, обеззараживают
  • Важные для организма, биологически значимы
  • Интересные элементы.

При изучении органической химии также возможно использование синквейна. Ученики старших классов с увлечением и творчески подходят к составлению синквейна. Вот примеры некоторых из них:

Бензол

  • Ароматические, сложные
  • Имеют резкий запах, реагируют
  • Кратные связи в молекуле
  • Углеводород

Этилен

  • Непредельный, газообразный
  • Окисляется, горит, полимеризуется
  • Используется в органических синтезах
  • Углеводород

Волокна

  • Природные, химические
  • Растягиваются, горят, плавятся
  • Широко используются человеком
  • Нити.

4. Заключение

4.1. Результаты использования синквейна.

В своей педагогической практике я впервые начала использовать прием “составления синквейна” недавно (середина 2010/2011 и начало 2011/20112 учебные годы). При обобщении и систематизации любого материала этот педагогический прием дает хорошие результаты. Для выяснения успешности применения синквейнов по усвоению учебного материала, я провела сравнение качества обученности между 9а и 9в классами. В 9а классе учащиеся закрепляли и обобщали пройденную тему традиционным способом, а в 9в составляли и использовали синквейн. При проверке были получены результаты письменных работ, которые занесены в таблицы№№1-3. Тексты заданий для учащихся обоих классов при проверке знаний были одинаковые. Общие итоги письменных работ занесены в таблицу №4 (Приложение 4).

Результаты, помещенные в таблицу№4, показывают разницу в успешности усвоения материала учащимися, применяющими синквейн для обобщения и закрепления изученного материала. Качество обученности у учащихся 9в класса выше на 5-12 %, а успеваемость выше на 5-7 %.

График зависимости качества обученности наглядно показывает разницу в качестве обученности обучающихся. Красная линия в графике – это показатель качества обучения учеников 9в класса (50%, 60%, 57%), а синяя линия - показатель качества обучения учеников 9а класса (45%, 40%, 45%). Наглядно видно, что результаты обученности и успеваемости выше у учащихся 9в класса, использующих синквейны, чем у учащихся 9а класса, работающих по традиционным приемам обобщения и систематизации материала.

Диаграмма зависимости (Приложение 4) подтверждает, имеющуюся разницу в качестве обученности учащихся 9а 9б классов

Наблюдая за ребятами на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от трех до пяти положительных оценок, Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу учителя на уроке самыми высокими баллами.

4.2.Рекомендации.

В своей работе я остановилась на мало используемом приеме педагогической технике “составлении синквейна”. Проанализировав данный материал, я пришла к следующим выводам, что прием педагогической техники “составление синквейна” при всей своей простате построения имеет много преимуществ:

  • является одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста;

  • расширяет словарный запас учащихся.

  • является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы;

  • позволяет за короткий промежуток времени быстро получить результат;

  • работает в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

См также приложение 2, приложение 3 и презентацию.

Литература

  1. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ. РУ, 2007. — С. 105.
  2. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. Синквейн (с примером)
  3. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.
  4. Терентьева Н. Синквейн по “Котловану”? Литература. Журнал “Первое сентября”, №4 (2006).
  5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал “Логопед”, №5(2005).
  6. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).