(Приложение, 1 слайд)
Воспитание детей – рискованное дело,
ибо в случае удачи последняя приобретена
ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи – горе
несравнимо ни с каким другим.
Демокрит
(Приложение, 2 слайд) Причины появления трудностей в воспитании и обучении детей, в большинстве своём коренятся в условиях жизни ребят в семье, в порочном семейном воспитании. Но ни в коем разе, нельзя отбросить и школьное воспитание, особенно в младшем школьном возрасте, т. к. великий В.А.Сухомлинский заметил: «Младший школьный возраст в большей мере предопределяет будущее человека», поэтому всю воспитательную работу в классе в течение последних 4-х лет я строю: применяя личностно-ориентированные технологии, которые создают такую в классе среду:
- где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей;
- эффективно накапливается ими личный опыт, пригодящийся в дальнейшей жизни;
- где применяются и специфические особенности воспитания.
Класс у меня нынче сложный:
– из 27 детей – 19 мальчиков,
– 12 ребят воспитывают только мамы,
– около 10 семей проживают в общежитиях или в
крайне стеснённых жилищных условиях, поэтому
очень часто мы с ребятами используем любую
возможность быть вместе не только в урочное,
но и внеурочное время:
- Ходим в походы;
- Ходим на экскурсии;
- Выезжаем в театры, в Иркутский цирк;
- Отмечаем праздники и юбилеи;
- Участвуем в различных школьных и городских конкурсах.
(Приложение, 3 слайд)Современное воспитание – дело всенародное. Оно должно основываться на:
- научных знаниях о человеке;
- опыте человеческой культуры;
- народной мудрости.
(Приложение, 4 слайд) Если один из компонентов не учитывается, воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ошибки. Эти ошибки порождаются:
- От незнания учителем детской психологии.
- От незнания индивидуальных особенностей ребёнка, его развития.
- От педагогических заблуждений.
- От самоуверенности педагогов.
Если учитель допустит промахи в своих действиях, то может и нормальный ребёнок превратится в трудновоспитуемого, и окажется в группе «риска». Поэтому, в классе успешно работает со мной Совет класса, в который вошли не назначенные учителем дети, а выбранные своими товарищами, на доверии, да и родителей мы не оставляем в покое. Совет и решает, как жить классу, работает с теми, кто не хочет «нормально» жить.
(Приложение, 5
слайд) Что же он делает? Воспитывает
успехом.
Как работать, воспитывая успехом? Прежде всего,
необходимо уметь:
- Правильно анализировать поведение трудного.
- Определять мотивы плохого поступка.
- Переключать чувства на общие полезные дела.
- Улаживать конфликты.
- Интересно и увлечённо направить энергию трудного в нужное русло(учёба, спорт, искусство…).
- Выяснять причины пробелов в знаниях и пути их преодоления.
- Сотрудничать с семьёй.
Мы считаем, что важно, каждому ребёнку найти себя и помогаем ему это делать: (Савватеева Л – плохо учиться, но чудесно рисует; … Шелепень Лена, ответственная за питание в своём классе; и т.д.)
(Приложение, 6 слайд)Для работы с учащимися, чаще всего, используются следующие воспитательные методы:
- «Взрыв»
- «Переключение»
- «Реконструкция»
(Приложение, 7 слайд) Главное, стараемся не допускать ОШИБОК:
- не навязывать «своего» мнения, дела;
- не «капать» на одно и то же долго;
- не проводить работу быстро, молниеносно; необходимо время.
(Приложение, 8 слайд)В воспитании успехом используются следующие принципы:
- Уважения к личности.
- Понимания и принятия.
- Раскрытия мотивов.
- Заинтересованности в успехе.
- Доброжелательность.
- Педагогическая поддержка.
- Проявление доброты.
- Поощрение.
- Авансирование.
- Организованности успехов в учёбе
- Убеждения.
- Внешнего контроля и т. д.
Трудности есть, как и в любой школе, но стараемся с ними справиться.