Выступление на педагогической совете по теме "Личностно ориентированное воспитание школьников". Мы вместе… (воспитание успехом)

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


(Приложение, 1 слайд)

Воспитание детей – рискованное дело,
ибо в случае удачи последняя приобретена
ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи – горе
несравнимо ни с каким другим.

Демокрит

(Приложение, 2 слайд) Причины появления трудностей в воспитании и обучении детей, в большинстве своём коренятся в условиях жизни ребят в семье, в порочном семейном воспитании. Но ни в коем разе, нельзя отбросить и школьное воспитание, особенно в младшем школьном возрасте, т. к. великий В.А.Сухомлинский заметил: «Младший школьный возраст в большей мере предопределяет будущее человека», поэтому всю воспитательную работу в классе в течение последних 4-х лет я строю: применяя личностно-ориентированные технологии, которые создают такую в классе среду:

  • где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей;
  • эффективно накапливается ими личный опыт, пригодящийся в дальнейшей жизни;
  • где применяются и специфические особенности воспитания.

Класс у меня нынче сложный:
– из 27 детей – 19 мальчиков,
– 12 ребят воспитывают только мамы,
– около 10 семей проживают в общежитиях или в крайне стеснённых жилищных условиях, поэтому очень часто мы с ребятами используем любую возможность быть вместе не только в урочное, но и внеурочное время:

  • Ходим в походы;
  • Ходим на экскурсии;
  • Выезжаем в театры, в Иркутский цирк;
  • Отмечаем праздники и юбилеи;
  • Участвуем в различных школьных и городских конкурсах.

(Приложение, 3 слайд)Современное воспитание – дело всенародное. Оно должно основываться на:

  • научных знаниях о человеке;
  • опыте человеческой культуры;
  • народной мудрости.

(Приложение, 4 слайд) Если один из компонентов не учитывается, воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ошибки. Эти ошибки порождаются:

  • От незнания учителем детской психологии.
  • От незнания индивидуальных особенностей ребёнка, его развития.
  • От педагогических заблуждений.
  • От самоуверенности педагогов.

Если учитель допустит промахи в своих действиях, то может и нормальный ребёнок превратится в трудновоспитуемого, и окажется в группе «риска». Поэтому, в классе успешно работает со мной Совет класса, в который вошли не назначенные учителем дети, а выбранные своими товарищами, на доверии, да и родителей мы не оставляем в покое. Совет и решает, как жить классу, работает с теми, кто не хочет «нормально» жить.

(Приложение, 5 слайд) Что же он делает? Воспитывает успехом.
Как работать, воспитывая успехом? Прежде всего, необходимо уметь:

  • Правильно анализировать поведение трудного.
  • Определять мотивы плохого поступка.
  • Переключать чувства на общие полезные дела.
  • Улаживать конфликты.
  • Интересно и увлечённо направить энергию трудного в нужное русло(учёба, спорт, искусство…).
  • Выяснять причины пробелов в знаниях и пути их преодоления.
  • Сотрудничать с семьёй.

Мы считаем, что важно, каждому ребёнку найти себя и помогаем ему это делать: (Савватеева Л – плохо учиться, но чудесно рисует; … Шелепень Лена, ответственная за питание в своём классе; и т.д.)

(Приложение, 6 слайд)Для работы с учащимися, чаще всего, используются следующие воспитательные методы:

  • «Взрыв»
  • «Переключение»
  • «Реконструкция»

(Приложение, 7 слайд) Главное, стараемся не допускать ОШИБОК:

  • не навязывать «своего» мнения, дела;
  • не «капать» на одно и то же долго;
  • не проводить работу быстро, молниеносно; необходимо время.

(Приложение, 8 слайд)В воспитании успехом используются следующие принципы:

  • Уважения к личности.
  • Понимания и принятия.
  • Раскрытия мотивов.
  • Заинтересованности в успехе.
  • Доброжелательность.
  • Педагогическая поддержка.
  • Проявление доброты.
  • Поощрение.
  • Авансирование.
  • Организованности успехов в учёбе
  • Убеждения.
  • Внешнего контроля и т. д.

Трудности есть, как и в любой школе, но стараемся с ними справиться.