Четвертый год в лицее осуществляется работа с применением инновационного комплекта Навигатор авторы: В.Б.Захаров, В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, С.Г.Мамонтов
В первый год работы я столкнулась с рядом проблем организационного характера. Проблема технического обеспечения. Комплект максимально рассчитан на работу с 10 компьютерами. Возникла проблема с расписанием, которая была быстро решена. Ребята работали в компьютерном классе. Проблема взаимопонимания с учащимися. Инновационная форма сразу вызвала большой интерес у учащихся. Опасность заключается в том, чтобы дети не воспринимали работу с компьютером, как средство развлечения. Одним из эффективных способов решения этой проблемы являются специально составленные “Карты-путеводителя” (см. диск Уроки на тему “Дыхание” 8-й класс, “Организм и среда” 6-й класс)
В комплект Навигатор входит учебник-навигатор и мультимедийная составляющая (диск) Особенностью комплекта является взаимодополняемость его составляющих. Предметное содержание учебника максимально сокращено. Материал мультимедийной составляющей очень обширен (слайд-шоу, слайды с элементами анимаций, лабораторные работы.) Все это создает условия для самостоятельной деятельности ученика и помогает учителю при проектировании учебной деятельности.
Основные ресурсы, которые представляет комплект учителю: наглядное представление материала, многообразие организационных форм, многообразие методических форм работы учителя, возможность эффективной проверки знаний, возможность построения индивидуальных маршрутов учащихся. Наиболее эффективными являются такие методические приемы работы: сопоставление текста учебника с изображением на слайде, проведение исследования на базе медиа-лаборатории, составить и провести экскурсию с использованием персонального компьютера, создать презентацию к изученной теме, перевод изображения в схему, в текст. (Смотри диск Презентация слайды 2-4)
Способствует системности работы учителя то, что комплект рассчитан на 4 года обучения (6-9-е классы). Педагогические средства комплекта соответствуют возрастным особенностям учащихся и целям образования на разных этапах обучения (см. диск Презентация слайды 5-10) Например, в 6-м классе слайды яркие, крупные, красочные, в 8-м классе содержание большинства слайдов структурируется в схемы, изменяется их содержание и графика, так как умение самостоятельно организовать учебную деятельность для восьмиклассников становится доминирующем. Как пример, можно привести изменение содержания и графики слайдов по теме “Обмен веществ” в 6-м и 8-м классе – от формирования умения разделить процесс на этапы к умению выделить характерные причинно-следственные связи. (См. диск. Презентация Слайды 11-13)
Наличие диска у каждого ученика делает возможным дифференцировать не только работу на уроке, но и домашние задания для разных групп учащихся с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала для других, опережающего продвижения для третьих.
Урок является основной формой организации учебной деятельности. От того как учитель организует мотивацию учебной деятельности во многом зависит результативность занятия. На диске (Презентация слайды 14-23) представлены материалы мультимедийной составляющей, которые помогают учителю наглядно, эмоционально организовать мотивацию деятельности учащихся на разных этапах урока.
Уже к концу первого года работы стало понятно, что можно организовать работу и при наличии одного компьютера на учительском столе и медиа-проектора. При этом смещаются акценты: так при работе с 10 компьютерами акцент делается на работу в классе; при работе с 1 компьютером, в классе он используется в демонстрационном варианте и для индивидуальной работы, а основная работа организуется дома. (Смотри диск Урок “Ткани растений”)