Данная работа представляет собой разработку географической викторины для 7-го класса на тему “Мировой океан”. Материал может быть использован на заключительном уроке раздела “Мировой океан” или в качестве внеклассного мероприятия по географии. Вопросы разного уровня сложности позволяют учителю оценить знания учащихся в рамках данного раздела. Игровая форма работы позволяет снять напряжение перед проверкой знаний и улучшить эмоциональный климат в классе.
Благодаря групповой форме работы у учеников формируются чувство ответственности, умение отстаивать точку зрения, а также навыки работы в коллективе.
Тип урока: урок обобщения и знаний с использованием ИКТ.
Форма организации работы учащихся: групповая.
Цели урока.
Образовательная: повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний по темам “Мировой океан – часть гидросферы” и “Океаны”.
Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся
Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других.
Задачи урока.
- Актуализировать знания о гидросфере и Мировом океане, полученные при изучении курса географии 6-7 класса.
- Сформировать у учащихся представление целостности гидросферы.
- Оценить уровень знаний полученных в рамках тем данного раздела.
- Подготовить учащихся к написанию проверочной работы на тему “Мировой океан”.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для контроля результатов
Ход урока
Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем не совсем обычный урок - у нас проходит географическая викторина. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы запомнили материал последних уроков, а еще посмотреть, насколько хорошо вы умеете работать в команде.
Слайд 2
Перед вами правила викторины.
Класс делится на несколько команд, можно разделить на 3 команды по количеству рядов в классе. Необходимо предоставить командам возможность совещаться. Время на обдумывание верного ответа не боле 30 секунд, засекается по секундомеру.
Игра состоит из двух раундов, и финала. Раунды состоят из 4 тем по 5 вопросов в каждой. 1 раунд посвящен теме “Мировой океан – часть гидросферы”, второй – непосредственно теме “Океаны”. Стоимость вопросов от 100 до 500 очков.
В игру включены необычные вопросы: “Вопрос-аукцион” и “Кот в мешке”. Если выпадает “вопрос-аукцион”, то команды могут сделать ставки, поставив на него любое количество очков, но не более того, что уже заработано командой. Право ответа получает команда, “заплатившая” наибольшее количество очков. В случае правильного ответа команда получает очки – в случае неправильного ответа – эта сумма очков вычитается из результата команды.
В финальном раунде. принимает участие команда, набравшая наибольшее количество очков.
Вопрос “Кот в мешке” можно передать любой команде или отвечать самим. Сумма очков прибавляется команде в случае правильного ответа или вычитается в случае неправильного.
Начинают игру команды по жребию. В случае неправильного ответа команды шанс ответить получают остальные команды в порядке очереди. Каждая команда может дать только один вариант ответа на вопрос
Результаты записываются в специальную таблицу. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Итак, начинаем ! Желаю всем удачи и, конечно же, победы!
Слайд 3
I раунд
Слайды 18-37
Морская вода
100. Какова средняя соленость морской воды? 35 ‰
200. При какой температуре замерзает морская вода? -2?С
300. От чего зависит соленость океанической воды? 4) от всех перечисленных причин
400. При движении от экватора к полюсам температура придонных вод океана… остается неизменной
500. Перечислите типы водных масс по расположению в толще воды.
- Поверхностные.
- Промежуточные.
- Глубинные.
- Придонные.
Движение вод в океане
100. Что является главной причиной образования океанических течений? 3) Постоянные ветры
200. Что это? Морские гравитационные волны большой длины, достигающие порой 30- метровой высоты, чаще всего возникающие при подводных землетрясениях. Достигая побережий, вызывают разрушения, иногда катастрофические. Цунами
300. К теплым течениям относятся: 2) Гольфстрим и Северо-Атлантическое
400. Куда, как правило, направлены теплые течения? 1) от экватора в тропические широты
500. Кот в мешке. Географические карты 400. Как называются карты, на которых показывают несколько взаимосвязанных объектов или явлений: Комплексные карты
Жизнь в океане
100. Как называется группа морских организмов, свободно плавающих в толще воды? 2) Нектон
200. Обогащает морскую воду кислородом… 3) фитопланктон
300. Коралловый остров, имеющий вид сплошного или разрывного кольца, окружающего лагуну Атолл
400. Назовите океан, в котором обитает более ? всей массы живых организмов Мирового океана. 1)Тихий
500. Этот район в центральной части Атлантического океана, границы которого образованы течениями, океанологи называют “голубой океанической пустыней”. На фоне ярко-голубой воды проступают бурые пятна водорослей. Воды имеют повышенную соленость и температуру, а также крайне бедны планктоном. Саргассово море
Части океана
100. Узкое пространство, разделяющее участки суши и соединяющее части Мирового океана называется: 3) пролив
200. Самым большим и глубоким заливом в мировом океане является 2) Бенгальский
300. Назовите 4 “цветных” моря Мирового океана: Красное, Белое, Черное, Желтое
400. Какой пролив соединяет два моря, два океана и разделяет два полуострова, два материка и два государства? 3) Берингов пролив
500. Назовите главную черту тектонического строения дна Тихого океана, которая делает его уникальным. Это единственный океан, который лежит на одной океанической литосферной плите - Тихоокеанской, все остальные – на стыке материковых литосферных плит.
Слайд 4.
II раунд
Слайды 38-57
Тихий океан
100. Укажите отличительную черту Тихого океана: 2) Самый теплый
200. Архипелаг, являющийся одним из штатов США Гавайи
300. Экспедиция какого мореплавателя впервые пересекла Тихий океан? Фернан Магеллан
400. Самый крупный “горный хребет” у берегов Австралии, созданный живыми организмами, по размерам сопоставим с Уральскими горами. Большой Водораздельный риф
500. Почему именно в Тихом океане наиболее часто возникают цунами? По краям Тихого океана проходит граница литосферных плит, в пределах которой происходят активные тектонические движения и вулканические процессы, являющиеся причиной цунами
Индийский океан
100. Какой остров НЕ лежит в Индийском океане? Тайвань
200. Кто из европейцев впервые совершил плавание по Индийскому океану? Васко да Гама
300. Укажите правильное утверждение: 1) Самые суровые районы Индийского океана находятся в южной его части
400. Какие ветры оказывают сильное влияние на климат северной части Индийского океана? 1)Пассаты
500. Вопрос-аукцион. Климат Земли 300. Укажите ошибочный вариант ответа. На формирование климата любой территории Земли оказывает влияние: 1) географическая широта
Атлантический океан
100. Какой остров НЕ относится к Атлантическому океану? Тасмания
200. Какое море Атлантического океана не является внутренним? 2) Северное
300. Шельфы каких морей и заливов богаты нефтью? 1) Мексиканского залива и Северного моря
400. Укажите верное утверждение: 3) Береговая линия океана наиболее изрезана в северной части
500. Назовите самое опасное и загадочное место в Атлантическом океане. “Бермудский треугольник”
Северный Ледовитый океан
100. В каких климатических поясах расположен Северный Ледовитый океан? 2) арктический и субарктический
200. Кто совершил дрейф на судне “Фрам” в Северном Ледовитом океане? Ф. Нансен
300. Укажите верное утверждение: 1) Северный Ледовитый океан зимой обогревает сушу северного полушария
400. Укажите ошибочное утверждение: 4) Моря Северного Ледовитого океана преимущественно внутренние и только одно внешнее
500. Главная судоходная магистраль Арктики, которая значительно сокращает расстояние между европейскими и дальневосточными портами. Северный морской путь
Финальный раунд
Финальный раунд представляет собой решение анаграмм. За 3 минуты капитан команды должен “расшифровать” 10 слов. За каждое верно угаданное слово команда получает 200 очков.
Слайды 5, 6.
Тема финального раунда – “Острова”.
Слайды 7-17.
Мадагаскар, Шпицберген, Суматра, Гренландия, Сахалин, Ирландия, Ямайка, Сицилия, Исландия, Мальта, Великобритания
Слайд 5. Спасибо за внимание!
Подведение итогов.
Оценка работы команд и отдельно взятых учеников, выставление оценок наиболее активным ученикам, вручение призов команде-победителю и поощрительных призов проигравшим.
Список использованной литературы
- А.И.Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Страны и континенты. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Е.В.Баранчиков, В.В.Климанов, О.А. Климанова и др. География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 1999.
- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011.
- Е.А.Жижина. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 кл.: - М.: Вако, 2011.
- Е.А.Жижина. Контрольно-измерительные материалы. География. 7 кл.: - М.: Вако, 2011.
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2000.
- Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: Вако, 2005.