Историческое краеведение "Легенды моего края"

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (54 МБ)


«Задача каждого россиянина в том, чтоб воскресить в своем сознании духовный облик всех народов России».[1]
Федотов Г.П.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия и устное народное творчество. К сожалению, на протяжении многих десятилетий вопросы, касающиеся религиозных верований, обычаев фактически выпадали из поля зрения школьного исторического краеведения или преподносились искаженно.

В ходе урока по истории родного края учащиеся получили возможность приобщиться к одному из ценнейших, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия марийского и русского народов.

Цели урока

  • познакомить с легендами родного края, пополнить знания учащихся новыми сведениями по истории малой родины и ее первых жителей – марийцев. Показать, каким сложным путем шло становление духовного единства русского и марийского народов.
  • уметь слушать сообщения учителя и одноклассников, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, давать оценочные суждения
  • научить школьников чувствовать сокровенное, духовное родство с марийским народом, воспитывать уважение ко всем народам России, и, прежде всего, к русскому народу, всегда служившему скрепляющим составом на всем пространстве нашего Отечества.

План урока

  • Вступительное слово учителя: «По тропе благодарной памяти»
  • Сообщения учеников:
    а) древние жители села, их быт и занятия
    б) верования народа мари и распространение христианской религии
  • Легенды моего края: «Живой камень», «Святой ключ»
  • История и современно

Оборудование урока

    • карта Кировской области и план-схема Колянурского сельского поселения;
    • видеоматериалы;
    • компьютерная презентация урока «Легенды моего края»;
    • тексты легенд для домашнего задания;
    • методическое пособие «Историко-краеведческие очерки по истории села Колянур». Автор Гирева Н.Г.

Ход занятия

Урок начинается с показа видеозарисовок. Вступительное слово учителя – комментарии к видеосюжетам.

Перед нами знакомые каждому жителю села прекрасные, заповедные места по берегам реки Немды. Вот здесь, на высоком утесе, стояла до 1989 года деревня с красивым, но непонятным для приезжающих людей названием – Чимбулат. Сейчас здесь густые заросли черемухи, буйство разнотравья, неописуемая красота природы и – безлюдье. Лишь узенькая тропинка, бегущая из леса к реке, говорит о том, что люди все же здесь бывают. Посмотрите, кто-то выкопал ступеньки на крутом подъеме, кто-то заботливо, чтобы не поскользнуться, сделал поручни. Куда же ведет эта тропа? Какую тайну хранит исчезнувшая деревня? Почему среди соседних деревень с простыми и бесхитростными названиями: Петрушино, Лаптево, Дубовая, Камень была деревня с красивым и непонятным названием – Чимбулат? Чтоб ответить на эти вопросы мы на уроке совершим путешествие в историю родного края. Вот по этой тропе, тропе благодарной памяти.

А поведут нас, будут проводниками / учитель называет учащихся, которые заранее получили задания подготовить сообщения по книге Н.Г.Гиревой «Историко-краеведческие очерки по истории села Колянур»/ на темы:

а) Древние жители нашего края, их быт и занятия;
б) Верования народа и проблемы распространения христианской религии.

Выступающие предлагают учащимся перечень вопросов (оформлена классная доска), на которые они должны ответить после получения информации.

  • Кто были древние жители нашего края, основатели Колянура? Каков был их быт, занятия?
  • Что вы узнали о верованиях первых жителей края, об их отношении к распространению христианства?
  • Каковы причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности к русским поселенцам в далеком прошлом?
  • В чем заключается тайна названия деревни Чимбулат?
  • Название села Колянур в переводе с марийского означает «мышиное поле». Какие выводы вы можете сделать из этого?
  • Дайте свою оценку событиям, о которых узнали из сообщений.

Главное, из выступлений товарищей, ученики фиксируют в тетрадях, что поможет дать ответ на предложенные вопросы. Время (регламент) для сообщений 5-7 минут.

В своем сообщении1-й выступающий говорит о том, что четыреста лет тому назад на территории нашей местности стояли непроходимые леса. Лишь по берегам рек ютились небольшие марийские деревни (илемы). До середины XVI века марийцы были в зависимости от Казанского ханства, платили татарам дань(ясак). После взятия Казани войсками Ивана Грозного в1552 году часть марийцев перешла на сторону русского царя. Но значительная часть марийцев враждебно относились к русским. Черемисы (старинное название марийского народа) нападали на вооруженные отряды и мирных переселенцев, которые занимали участки земли, пригодные для земледелия, вытесняя марийцев с обжитых мест. Занятиями черемисов были земледелие, скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество. Марийские селения состояли из нескольких черных от копоти курных избушек. В те далекие времена марийцы не знали письменности, не умели читать и писать. Уже в XIX веке А.И.Герцен, будучи в ссылке в Вятке, писал: «Черемисы дики и суеверны, более верят нелепым бредням мудрецов своих. Они подвержены многим недугам…, в особенности глазным болезням».2 Русские поселенцы учили народ мари грамоте: читать, писать. Обучали соблюдению санитарии в жилищах, личной гигиены. Учили умению строить избы «по-белому» (то есть с русской печью и трубой), пахать землю сохою с железным наконечником, обучали технике земледелия. Русские поселенцы научили местных жителей изготавливать серпы, топоры по новым для того времени технологиям, другие ремесленные изделия. Вот так и начиналась история нашего края. Название нашего села Колянур тоже марийское. В переводе на русский – мышиное поле.

Далее докладчик предлагает ответить на 1, 2, 3, 5 вопросы.

Затем учащиеся делают вывод о том, что в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у марийского и русского народов сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

Выступление второго докладчика о верованиях марийского народа и распространении христианской религии.

На экране слайд – фотография «Марийцы на молении. Конец XIX века». Фотография иллюстрируется в 8-м томе Энциклопедии Земли Вятской, с.209.

В сообщении ученик говорит о том, что местное население – черемисы, хотя и признали над собой власть русского государства, но христианской религии не принимали, а поклонялись, как и прежде, одухотворяемым ими силам природы: солнцу, ветру, воде, лесу, камню. Обращает внимание на фотографию языческого обряда: на лесной поляне горит жертвенный костер, на особых подставках из жердей и веток разложены всевозможные дары. В праздничной национальной одежде стоят мужчины на коленях, руководит молением не священник, а старик в особо украшенной национальной одежде.

Особым поклонением пользовался легендарный богатырь марийского народа Чимбулат, могила которого находится на территории Колянурского сельского округа, рядом с бывшей деревней, которая из-за близости к культовому месту и получила название Чимбулат. Сейчас рядом с деревней находится карьер республиканского значения, который называется Чимбулатским.

Свои моления и жертвоприношения марийцы устраивали периодически в лесах, а раз в год – на могиле Чимбулата. Это была площадка высотой 7 саженей (сажень 2,13 метра), к ней вела аккуратная каменная лестница. Могила Чимбулата чтилась марийцами не только нашей местности, но и всем марийским народом. Поэтому церковь посылала в марийский край особых пропагандистов, называвшихся миссионерами, которые разъясняли черемисам сущность христианской религии, специально изучая для этого марийский язык. Агитация за принятие христианства сопровождалась всевозможными посулами и льготами, но успеха не имела. Миссионеры доносили митрополиту в 1830 году, что местные жители упорно не хотят принимать христианство, так как верят в своего легендарного богатыря Чимбулата и ждут, что он встанет из могилы и защитит их от назойливости попов, притеснений русских чиновников.

По жалобе этих миссионеров московский митрополит Филарет и министр внутренних дел царского правительства дали секретное указание вятскому губернатору – «распорядиться немедленным разрушением камня, находящегося в Колянурской волости боготворимого марийцами под именем могилы Чимбулата» ( Из документов Вятской духовной консистории).

Докладчик зачитывает воспоминания очевидца и участника этих событий, записанные ученым С.К.Кузнецовым в конце XIX века. «Собрали нас, здоровых мужиков, около сотни. Кто с топором, кто с ломом. Вокруг нас – вооруженные исправники на лошадях. К вечеру у подножия каменной горы еле-еле выкопали три ямы шириной в сажень и глубиной в две сажени. В каждую вложили бочку с порохом весом в пуд. Зажгли свечи, вход заложили камнями, через некоторое время так громыхнуло, что земля под нами зашаталась. Кругом – пыль, дым. А когда все затихло, увидели: тот самый камень-утес, где марийцы молились, раскололся на несколько глыб величиной с деревенскую избу. Зачем надо было взрывать такую красоту? Ведь марийцы вреда не делали своим молением, верой».

Это деяние русских властей вызвало гнев, скорбь, противостояние марийского народа.

Затем докладчик предлагает слушателям ответить на 2, 3,4,6 вопросы. Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи между событиями, порождавшими межнациональные, религиозные конфликты, проявления враждебности и противостояния между марийским и русским народами. Дают оценку событий с позиций сегодняшнего дня. Делают выводы, объясняют суть образного выражения «пришло время собирать камни».

Учитель: «Вот мы и подошли по тропе памяти до святыни марийского народа – могилы Чимбулата. Кто же он? Какую тайну скрывает скалистый берег Немды?

Послушаем легенду и посмотрим видеоматериалы о месте поклонения легендарному герою марийского народа».

Зимою среди белоснежной пустыни, летом среди знойного зеленого разнотравья и шума высоких деревьев возвышается над величавой Немдой утес – Живой камень. В давно минувшие времена здесь были поселения черемисского народа, и жил среди них могучий богатырь по имени Чимбулат. Простой, трудолюбивый крестьянин, он, как все в мирное время, пахал землю, растил хлеб. А если нужно было защищать свою землю от врагов, Чимбулат был впереди всех, на белом коне, с острым мечом в руке. И повсюду, где только появлялся могучий богатырь на белом коне, в ужасе бежали враги. Но не бесконечен человеческий век: пришло время умирать Чимбулату. Собрались вокруг Чимбулата черемисы, плача, взмолились они: «Не покидай нас, богатырь!»

Приподнялся на локте Чимбулат, повел бровью, чтоб замолчали все, и в наступившей тишине раздался его голос: «Настал мой смертный час, и нельзя отдалить его. Слушайте мою последнюю волю. Похороните меня на высоком утесе, чтобы рядом вольно и свободно текла река и чтобы с утеса виден был бы весь край мой марийский. Пусть вольный ветер проносится над моей могилой, и в шорохе его услышу я вести со всех концов марийской земли». И, взглянув на плачущих людей, Чимбулат продолжал: «Не горюйте, что пришла моя смерть. Кто все силы отдал народу, тот умирает только телом, а сила его вечно живет в народе. Я и мертвым не дам вас в обиду. Когда плохо придется, когда самим вам не справится с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот! Я встану тогда и обороню вас. Только не тревожьте меня попусту».

С этими словами и умер Чимбулат – могучий заступник пахарей и лесных охотников. В тяжелую дубовую колоду положили Чимбулата и похоронили на высоком утесе над рекой. Вместе с богатырем положили его меч и пику, и белого коня.

Умер Чимбулат. Справили черемисы богатые поминки и долго оплакивали потерю. Но шло время, высокий лес вырос вокруг могилы Чимбулата, весной и летом на крутом берегу свели пышные цветы. Вокруг, в лесной чаще пели птицы, а возле скалы было тихо: ни птицы, ни люди не смели нарушить сон богатыря. Все было благополучно, и мало-помалу Чимбулата стали забывать. И забыли бы о нем, может быть, совсем, как появился сильный враг и начал окружать, теснить черемисов. Вспомнили они о своем богатыре, побежали к скале, к могиле его и стали громко звать на помощь: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!»

И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, появился из расщелины Чимбулат на белом коне своем, в шлеме, со щитом в руке, с копьем у стремени, с мечом над головой. Бросился богатырь на врагов, колол, рубил обезумевших от страха захватчиков, обратив их в бегство. А когда опасность миновала, Чимбулат, ни на кого не взглянув, молча, вернулся к своей скале, снова замкнулась она за ним и поглотила вместе с конем. Шло время. Когда наступала беда, всякий раз Чимбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.

Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чимбулата. Стали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Дрогнула скала. Выехал Чимбулат на белом коне в полном вооружении. А неприятеля нет. Смотрит богатырь направо, налево – нет никого. Повернулся воин и молча поехал к горе, исчез в ней. Ребятишкам это понравилось. Сколько было страха и хохота, сколько было всяких рассказов! Стали опять играть в войну и опять вызвали Чимбулата. Выехал снова на их зов богатырь, не увидел врага, нахмурился и, сердито взглянув, вернулся обратно в гору. Но неймется ребятишкам, они в третий раз вызвали богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Затряслась земля. Со страшным грохотом раздвинулась скала, и выехал оттуда разгневанный Чимбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы – только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы сбегались на грохот. Увидел их Чимбулат и крикнул им: «Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаетесь, стали понапрасну меня тревожить. Помните, ухожу теперь от вас навсегда! Больше я вам не защитник, сам буду вам мешать, каждое ваше моление и жертвоприношение лишь на одну помощь сдобрят меня». Опустил Чимбулат свой меч, повернул коня и скрылся в горе.

Не стало с тех пор у марийского народа заступника. Начались войны, и некому было защитить черемисов. Молчалив стал и тих серый утес над рекой, оброс он сразу мхом и травой. Но не пропадала надежда черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время, забудет Чимбулат обиду и защитит народ свой от всяких напастей.

Поэтому и зовется этот камень живым, что жива в нем вечная сила и в народе не умирает вера в своего защитника. Веками шли марийцы к Чимбулат-камню, несли дары, молились, прикасались к холодной скале, чтобы набраться живительных сил у своего легендарного богатыря. Уносили кусочки камня, хранили их, как самые дорогие реликвии. Не исчезает тропа к могиле и сейчас. Ведь это не камни – память.

После просмотра видеосюжетов учитель с детьми делают вывод, что легенда стала достоянием не только марийского, но и русского народа, посещая Живой камень, и русские и марийцы верили и верят, что поможет Чимбулат в горе-несчастье. Даст людям силы пережить лихую годину. Поможет обрести былое величие уже нашей общей Родины – России.

В заключение урока учитель обращает внимание детей на карту Кировской области и ее соседних районов. Рассказывает о том, что наш Советский район и соседний Сернурский район республики Мари-Эл – районы побратимы. В Советске и Сернуре проходят дни русской и марийской культуры, проводится торжественный прием делегаций, обмен опытом.

Учащиеся делают вывод о том, как взаимно обогащались и обогащаются культурные, духовные традиции русского и марийского народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране.

Домашнее задание.

  • Самостоятельное прочтение легенды «Святой ключ» вместе с членами семьи.
  • Найти факты, подтверждающие выводы, сделанные на уроке.

Легенда «Святой ключ»

Легенда о знаменитом роднике около реки Немды (д. Долбилово) записана со слов Петуховой Е.И. ( 1905 г.р. )

«Мне об истории ключа еще бабушка моя рассказывала. Когда-то давным-давно, вокруг деревни Долбилово был дремучий лес, по лесу дорога проходила, на лошадях ездили. В лесу лихие люди разбоем промышляли. Ехали однажды по лесной дороге семеро марийцев, их всех убили и закопали в лесу. С тех пор покоя не стало. Кто идет через лес – заблудится, скот к реке на водопой погонят – заплутают. Решили жители близлежащих деревень чужой грех искупить. Всем миром стали часовню ставить. В горе около часовни ключ был. От ключа к часовне деревянные желоба проложили и друг под другом два деревянных корытца поставили. Убиенных останки выкопали, под часовней перезахоронили. Кости некоторые положили в нижнее корытце, чтоб вода, вытекая из верхнего, их обмывала. Часовню освятили в религиозный праздник – Семик. С тех пор в июне, в Семик, к этому ключу шли пешком отовсюду марийцы. Верили, что вода, обмыв кости невинно убиенных соплеменников, излечит их от всяких недугов. Шли в расшитых яркими нитками национальных одеждах, позвякивая серебряными монистами. Несли дары: платки, носки, рукавички, полотенца, холсты, монеты. Пили воду, которая обмывала кости, терли самими костями больные места, молились. В конце XIX начале XX века на горе в Семик стали устраивать ярмарки. Со всей округи в Долбилово в этот праздник родственники со всей округи съезжались. По два дня гуляли. После революции часовню сломали, желоба нарушили. Когда ломали часовню, жители близлежащих деревень попросили мужика из Косогора ( деревня по реке Немде ), немого от рождения, спрятать серебряный крест из часовни. Немой спрятал крест, закопав его в горе. Искали потом, копали, а немой лишь мычит, никому, мол, не скажу. Вот сейчас вода в горе к роднику течет, проходя через серебряный крест, в горе закопанный, и, обмывая его, святой становится, целебную силу обретает. Годами стоит в посуде и не мутнеет».

Слава Долбиловского ключа широко известна. В Семик идут марийцы к роднику, приезжают со всей области желающие исцелиться. Пьют ледяную воду, моются под обжигающими струями, набирают воду впрок. В благодарность бросают на дно ключа монеты, и к вечеру дно родника, действительно, становится серебряным. Хотите – верьте, хотите – нет, но люди говорят, что излечивает вода от мук физических и душевных. Предки наши родник чтили и нам завещали.

Источники

  1. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? /АLMAMATER, №7-8,1992 г., с.102/
  2. Герцен А.И., т. 30, книга 2, М: изд. «Наука», 1965, с. 608
  3. Гирева Н.Г., Невеликое наше село, г. Советск, Кировская область, 2000