Эмоции играют важную роль в жизни детей - они помогают воспринимать действительность и адекватно, правильно реагировать на нее. Эмоции у детей очень выразительны и читаются ярко, просто по лицу, мимике, позе. Для гармоничного развития эмоциональной сферы дошкольников я применяю следующие задания.
1. Использование рисования для изображения своих эмоций:
- Пиктограммы (круги с изображением эмоциональных состояний человека: радость, печаль, обида, удивление и др.) Детям предлагается рассмотреть, назвать и раскрасить «человечков», при этом одну из пиктограмм можно понять по-разному: кричит, плачет, зовет и т.д. Так же ребята могут дорисовать некоторые элементы: слезы, волосы и т.д. Примеры пиктограмм подробно показаны в программе С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник ««Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
- Лист А 4 делится пополам, ребята рисуют на каждой половине грустную или веселую картину (настроение). Педагог не обозначает конкретную тему, что способствует развитию творческого потенциала у малыша. Можно нарисовать пейзаж, портрет, абстракцию, животных, сказочных персонажей и т.д. После завершения работы дети объясняют выбор цвета, сюжетной линии.
- Детям даются два листа А 4 и просят их закрасить (затонировать) выбрав цвета так, чтобы один лист был «грустного» цвета, другой «веселого». Когда листы подсохнут, ребятам показывают рисунки двух клоунов - лица клоунов разные: один веселый, другой грустный. Посередине у клоунов находится «овальная дырка». Дошкольникам предлагается подобрать каждому клоуну соответствующий его настроению костюм (лист затонированной бумаги прикладываем сзади к клоуну).
- С детьми старшего возраста для обозначения своего эмоционального состояния можно использовать куски цветной бумаги: они выбирают цветовую гамму, определяющую их настроение.
2. Использование картинок с различными сюжетами для обсуждения эмоций нарисованных людей, животных. Происходит беседа с ребятами возможных причин возникновения тех или иных эмоций, чувств, которые испытывает человек в определенных ситуациях (разбил вазу, разлил молоко, улетел шарик, подарил бабушке цветы и т.д.) На мой взгляд, очень важно, чтобы дети поделились своим опытом решения проблемных ситуаций, в которые может попасть каждый. Психолог тактично направлет обсуждение предложенной им проблемной ситуации в определенном направлении, давая возможность детям максимально выразить свои эмоции, найти различные варианты разрешения проблемы.
3. Использование мяча для определения настроения каждого участника занятия. Взрослый кидает мяч ребенку, называя его по имени и спрашивает какого цвета у него сейчас настроение. Это короткое упражнение целесообразно применять в начале занятия (дня), так как если у кого-то настроение «темного» цвета, то в конце занятия (дня) это упражнение можно повторить и посмотреть изменилось ли эмоциональный настрой.
4. Использование игры «Азбука настроений» по принципу «запомни картинки» (для развития словесного обозначения эмоциональных состояний). Перед детьми раскладывают 10-12 картинок из набора, предлагают их рассмотреть и запомнить, после этого ребята закрывают глаза, а одна из карточек в это время убирается. Детям нужно назвать «какая картинка спряталась». Можно с помощью считалки на роль ведущего выбирать одного из ребят.
5. Использование зеркала для показа каждым ребенком самому себе тех или иных эмоций. «Заражение» положительными эмоциями самого себя: «улыбнись себе». Сознательное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого: «Что теперь ты чувствуешь?» - при этом отрабатывается связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием человека.
6. На мой взгляд, важным условием эффективной работы с эмоциями (детей, взрослых) является музыкальное сопровождение занятия. Кроме этого полезно использовать литературные произведения для вербального знакомства с эмоциональным опытом. Рассказывание сказок, историй, которые можно взять из литературных источников или придумать самим. Психолог старается обратить внимание ребенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ можно проводить как индивидуально, так и в группе сверстников, которые помогают сочинять историю, делятся друг с другом своим жизненным опытом. При этом необходимо помнить, что при рассказывании истории каждый ребенок говорит только от себя – здесь дошкольнику открывается возможность сравнить свои собственные переживания, эмоции с переживаниями других детей и взрослого.
Методы, применяемые в работе педагога-психолога в работе с детьми:
- наблюдение (при повседневном пребывании детей в детском саду - их взаимоотношения, способы установления контакта со сверстниками и взрослыми, способы решения конфликтов, эмоциональные реакции на обиды, радость и т.д.).
- беседа (использование картинок с проблемными сюжетами, обсуждение проблемных ситуаций);
- рисование (рисуночные тесты, отражение своего эмоционального состояния с помощью цвета, формы, силы нажима на карандаш, штриховки и т.д.)
- игровые методы (игра - основная и самая любимая детская деятельность).
Все эти упражнения и игровые задания направлены на установление контакта с ребенком, создание положительного эмоционального настроя и доброжелательной атмосферы в группе сверстников, обеспечение чувства психологической защищенности, ослабление эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, обучение умению передавать определенное эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (с помощью цвета краски, словесного обозначения, мимики и т.д.).
Если мы хотим, чтобы ребенок был эмоционально открытым, делился своими переживаниями, но при этом соблюдал границы чувств других людей, а впоследствии умел впускать в свой внутренний мир, необходимо проявлять интерес ко всему, что входит в картину мира ребенка, воспринимать его с уважением, обсуждать проблемы малыша.
Список литературы:
- С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»- М.: «Генезис», 2007 г.
- Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина «В мире детских эмоций»- М.: «Айрис -пресс», 2007 г.
- Е.Н. Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.