Открытый урок по истории для 7-го класса "Причины и начало Великой французской революции"

Разделы: История и обществознание


Класс: 7.

Тип: урок изучения нового материала

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

Цели урока:

  • выяснить основные причины Великой французской революции, задачи, характер революции;
  • изучить события, связанные с началом революции;
  • совершенствовать навыки работы с историческими источниками;
  • развивать умение сравнивать, структурировать материал, делать логические выводы.

Материалы и оборудование: Учебник Е. Н. Захарова «Новая история. Мир с конца XVпо XVIII век», мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Слайд 1, приложение.

Актуализация знаний.

Звучит гимн Франции «Марсельеза» («Военный марш Рейнской армии»).

Учитель. Вы слышите самую знаменитую песню Французской революции, ставшую гимном Франции. Ее создал в годы революции (в 1792 году) не профессиональный композитор, а инженер Руже де Лиль за одну ночь. Стефан Цвейг увековечил сюжет о ее создании в новелле «Гений одной ночи».

Сейчас мы начинаем изучение Великой Французской революции. На предыдущих уроках мы познакомились с революционными событиями в Нидерландах, Англии, Северной Америке.

На какие вопросы необходимо обратить внимание при изучении революционных событий?

Слайд 2, приложение.

Конкретизация задач урока учениками.

  • Выяснить причины революции
  • Сформулировать задачи революции
  • Определить слои общества, заинтересованные в революции
  • Изучить события, приведшие к началу революции

III. Этап усвоения новых знаний.

Слайд 3, приложение.

Новый материал.

Учащимся предлагается сделать предположение о развитии страны накануне революции.

Какие процессы в экономике и в обществе свидетельствуют о развитии капитализма?

Какие необходимы условия для его развития?

Какие препятствия на пути развития капитализма?

Учащимся предлагаются отрывки из документов и задание:

Определить социально-экономические причины революции.

Из работы А.Рамбо "История Французской революции"

«Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента. К этому надо добавить господский оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; право господина иметь голубятни, что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы.

Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…»

Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции

«Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит».

Учащиеся предлагают свои варианты социально-экономических причин революции во Франции, учитель корректирует их. В ходе беседы уточняются моменты:

каким образом те или иные явления мешают развитию капитализма?

Дополнительная информация.

В 1786 году Франция заключила с Англией торговый договор, по которому снижались пошлины на английские товары.В 1787 году в торговле и промышленности наступил кризис: многие мануфактуры разорились. Малоимущие крестьяне, работавшие в деревнях на капиталистических мануфактурах и скупщиков, лишились из-за кризиса своего заработка. Неурожай 1788 г. привел к резкому повышению цен на хлеб. Разразился голод. В небывалых размерах возросли нищенство и бродяжничество. В одном Париже число безработных и нищенствующих составляло почти треть всего населения.

Слайд 4, приложение.

В окончательном варианте делается запись в тетрадь:

Социально-экономические причины революции.

Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде:

  • Высоких налогов
  • Феодальных повинностей
  • Цеховых порядков
  • Внутренних пошлин
  • Монополии на производство и продажу продукции

Результат проявлялся в формировании революционной ситуации (сам термин не требует подробного объяснения).

  • Кризис в экономике
  • Обнищание народных масс
  • Всеобщее недовольство режимом абсолютизма

Следующие слайды характеризуют политическую систему абсолютизма.

Слайд 5, приложение

Задание учащимся: определить политические и идейные причины революции

Абсолютная монархия.

Людовик XIV: «Государство - это Я»

Людовик XV (1715 – 1774): «Только в одной моей особе пребывает королевская власть. Весь общественный порядок во всем его объеме исходит от меня, интересы и права нации – все здесь, в моей руке». Правнук Людовика XIV, единственный отпрыск некогда многочисленной королевской семьи, стал королем в 5-летнем возрасте. Был игрушкой в руках фавориток и министров. Жил по принципу: «После нас хоть потоп!»

Слайд 6, приложение.

Его внук Людовик XVI и супруга короля Мария-Антуанетта мало отличались от своих предшественников. Они были людьми недалекими и привыкли к роскоши, проводя время в свое удовольствие. Непонимание ими ситуации в стране накануне революции демонстрируют отрывки из дневника короля и знаменитая фраза, которую приписывают королеве: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные!»

Из дневника Людовика XVI накануне революции во Франции:

«Июнь.

20-е – охота на оленя в 9 часов в Бютар, застрелил одного.

22-е – ничего.

25-е – ничего, охота на оленя в Сент-Аполлин.

30-е – ничего».

Слайд 7, приложение.

Учащиеся анализируют документы.

Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции:

«Король имеет в руках всю власть попирать законы. Каждый министр есть деспот в своем департаменте».

Из дневника англичанина Артура Юнга:

«Беспорядок в финансах; двор, потонувший в удовольствиях и расточительности; великое брожение среди людей всех состояний, которые стремятся к новому, не зная, чего желать, на что надеяться, сверх того, необычайное развитие свободолюбия, которое растет со дня на день со времени американской войны, - вот стечение обстоятельств, могущих в скором времени вызвать движение, если чья-нибудь твердая рука не возьмет бразды правления, чтобы управлять событиями…»

Слайд 8, приложение.

Характеристика сословного строя.

Задание учащимся: сделать вывод о положении третьего сословия на основе карикатуры.

Слайд 9, приложение.

Общие расходы государства составили 629 млн. ливров.

Из года в год рос государственный долг Франции, который к 1788 году достиг отметки в 4,5 млрд. ливров. На содержание одного только Версаля шла 1/10 всех доходов государства.

«Ваше Величество! В казне больше денег нет!»

Дополнительно:

Неудачная внешняя политика привела к потере значительных земельных владений в результате Семилетней войны. Франция уступила Англии Канаду, Восточную Луизиану, некоторые острова Карибского моря, а также основную часть своих колоний в Индии. Война покончила с могуществом Франции в Америке, которая потеряла почти все свои колониальные владения. А Великобритания появилась как доминирующая колониальная держава.

Слайд 10, приложение.

Учащиеся предлагают свои варианты политических и идейных причин революции.

После уточнения и корректировки они делают запись в тетради.

  • Кризис абсолютной монархии.
  • Сословный строй и сословные привилегии.
  • Передовые идеи просветителей. (Монтескье, Вольтер, Жан Жак Руссо)
  • Влияние американской революции.

Слайд 11, приложение.

Попытки проведения реформ в области налогообложения министром финансов Жаком Неккером к успеху не привели, и король был вынужден согласиться на созыв Генеральных Штатов. Наказы своим депутатам писали представители разных слоев общества.

Проанализируем отрывки из документа: наказы депутатам

«Из наказов купечества города Труа депутатам Генеральных штатов»

Чтобы был запрещён ввоз иностранных товаров, за исключением тех, которые являются сырьём и не производятся во Франции…

Чтобы все таможни были отодвинуты к границам, чтобы были отменены все сборы за провоз товаров и другие платежи без всякого исключения…

Чтобы всякие привилегии на исключительное право торговли были уничтожены…

Чтобы свобода граждан впредь не нарушалась вследствие злоупотребления королевскими указами об аресте.

Чтобы министры были ответственны перед нацией, представленной в Генеральных штатах…

Чтобы ни один налог не мог быть установлен без согласия нации.

Чтобы была введена поземельная подать, являющаяся самым справедливым налогом.

Чтобы все без исключения церковные и дворянские владения облагались налогом в том же размере, как земли непривилегированных…

Чтобы была дарована свобода печати – это глас народа

Какие задачи должна была решить начинающаяся революция?

Слайд 12, приложение

Ученики формулируют задачи революции.

Учитель предлагает сверить варианты и сделать запись в тетрадь.

Уничтожение препятствий на пути капитализма в виде феодальных порядков:

  • Абсолютизма
  • Сословных привилегий
  • Внутренних таможенных пошлин
  • Цеховых порядков
  • Королевских монополий
  • Церковной десятины
  • Феодального землевладения
  • Феодальных повинностей

Утверждение нового порядка:

  • Участие народа в управлении государством
  • Равенство перед законом
  • Демократические свободы
  • Равенство в налогообложении
  • Свобода предпринимательства
  • Политика протекционизма со стороны правительства

Слайд 13, приложение

Учащимся предлагается задание: определить характер революции, а также ее участников.

Слайд 14-15, приложение

Классу предлагается заслушать запись об открытии Генеральных штатов (после 175 лет перерыва), о целях, составе и порядке голосования. О провозглашении создания Национального собрания депутатами III сословия и последующем решении разработать Конституцию Франции, а с этой целью сформировать Учредительное собрание.

Слайд 16, приложение

Сообщение о взятии Бастилии (заранее подготовленное учеником)

Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это рево­люция!»

Задание учащимся:

Объяснить, почему взятие Бастилии стало началом революции?

Власть перешла в руки Учредительного собрания, которое опирается на силу вооруженного народа.

Слайд 17-18, приложение

Информация от учителя о развитии революционного процесса: абсолютизм был свергнут, монархия фактически стала конституци­онной. Власть перешла в руки представителей третьего сословия. Король признал законность Учредительного собрания. В этом и заключался революционный переворот. Формируется революционная символика: трехцветное знамя. Король приехал из Версаля в Париж. Новый мэр Парижа Бальи в приветственной речи сказал сле­дующие слова: «Генрих IV некогда покорил этот народ; сегодня же на­селение Парижа покорило своего короля». Ликвидации феодальных порядков 4 августа: первые декреты Учредительного собрания об отмене церковной десятины и второстепенных повинностей, а также о выкупе основных повинностей.

Слайд 19-20, приложение

Анализ отрывков из Декларации прав человека и гражданина. Учащиеся открывают учебник стр. 206-207 и самостоятельно изучают документ.

«Декларация прав человека и гражданина»

  •  Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
  •  Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
  •  Источником суверенной власти является нация. Никакое учреждение, никакое лицо не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
  • Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому.
  •  Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено.
  • Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании.

Связь с предыдущим материалом: теорией общественного договора и теорией естественных прав человека. Учащиеся открывают учебник стр. 198, их задача – сравнить две декларации.

В чем вы видите сходство с «Декларацией независимости»?

Какие последствия могло иметь принятие документа?

IV. Этап закрепления новых знаний и подведение итогов урока.

Слайд 21, приложение

Закрепление материала.

Учащимся предлагается выбрать верные утверждения.

  •  Дворянство было первым, привилегированным сословием во Франции.
  • Французская революция началась 5 мая 1789 года.
  • Учредительное собрание было создано для принятия Конституции.
  • Бастилия была символом королевского произвола.
  • Декларация прав человека и гражданина была принята 26 августа 1789 года.
  • «Ночью чудес» назвали принятие Конституции Учредительным собранием.
  • Главный лозунг Французской революции: «Свобода, равенство, братство!»

V. Этап информации о домашнем задании.

Слайд 22, приложение

Задание на дом: прочитать § 22 учебника, сравнить причины революций в изученных странах по вариантам:

  • 1 вариант – Нидерланды и Франция
  • 2 вариант – Англия и Франция
  • 3 вариант – Америка и Франция