Цель урока: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;
- развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Оборудование урока: учебник «Введение в обществознание. 8-9 кл.» под редакцией Л.Н. Боголюбова, тексты Конституции, карточки с заданиями, презентация (приложение)
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
На прошлом уроке мы с вами знакомились с правовым государством, его характерными признаками. Давайте вспомним, какое государство мы называем правовым?
Ответы детей.
Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?
Ответы детей.
Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока – Конституция России. Эта тема рассчитана на два часа. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.
II. Актуализация опорных знаний.
А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете по этой теме. Ответьте на такие вопросы: (слайд 2, приложение)
- Кто или что является источником власти в нашем государстве?
- Каково государственное устройство нашей страны?
- Какими правами и обязанностями мы обладаем?
- С какого возраста мы можем приобрести свои права?
Принимаются любые ответы детей.
На некоторые вопросы вы не смогли ответить. Для этого надо познакомиться с текстом Конституции. Вот сегодня мы этим и займемся.
III. Изучение новой темы .(слайд 3, приложение)
План
- Исторический путь России к демократической Конституции.
- Общая характеристика Основного закона страны.
1. Рассказ учителя.
- Что означает понятие «Конституция»? (слайд 4, приложение)
В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.
Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.
В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века. (слайд 5, приложение)
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.
Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции (слайд 6, приложение):
- 1918 г. – Конституция РСФСР
- 1924 г. – Конституция СССР
- 1936 г. – «сталинская» Конституция
- 1977 г. – «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.
Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).(слайд 7)
Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
А сейчас давайте поближе познакомимся с тестом Конституции.
2. Групповая работа по изучению Конституции РФ.
У нас сформированы три группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.
Задание для 1 группы:
- Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия «демократическое», «Федеративное», «правовое» государство, «республиканская форма правления»?
- Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?
- Каково устройство РФ?
- Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.
Задание для 2 группы.
- Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
- Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
- Как государство гарантирует равенство прав и свобод?
Задание для 3 группы:
- Могут ли быть права без обязанностей? Почему?
- Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.
- С какого возраста мы приобретаем свои права?
- В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?
3. Выступление групп с результатами работы. (слайды 8-12, приложение)
IV. Закрепление изученного на уроке.
Мы не знали в начале урока ответы на некоторые вопросы. Как теперь мы на них ответим?
Ответы детей.
При наличии времени можно провести тестирование.(слайды 13-18, приложение)
Тест по теме «Конституция России»
- Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
а) в 1977 г.;
б) в 1918 г.;
в) в 193 6 г. - Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 июня 1993 г.;
б) 12 декабря 1993 г.;
в) 12 декабря 1995 г. - Конституция – это:
а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
б) юридический акт, содержащий все законы страны;
в) текст законов. - Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции. - Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)
а) демократическое;
б) общенародное;
в) федеративное;
г) союзное;
д) конфедеративное;
е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления. - Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
Домашнее задание: параграф 33 , задание 4 на с. 211
Литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учителя / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2005.