Цели:
- Популяризация детской книги.
- Проверить знание произведений устного народного творчества, расширять кругозор.
- Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
- Обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, совершенствовать навык чтения, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас.
- Развивать речь, внимание учащихся, умение работать с текстом, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе, развивать умение работать в группах-командах.
- Воспитывать бережное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению, способствовать формированию нравственных качеств.
Оборудование:
- рисунки книг, детей с книгами
- рисунки детей к сказкам,
- рисунок книжки, сказочных героев
- портрет Льва Кассиля,
- диски с аудиокнигами
- чёрный ящик c “волшебными” вещами,
- музыкальное сопровождение: “В мире много сказок…”, «Книга с днём рождения», «Книга сказок».
ХОД ВИКТОРИНЫ
– Дорогие ребята, сегодня у нас литературная викторина «Прекрасный мир сказок»
Вас ждет увлекательное путешествие по сказкам и встреча со сказочными героями. В путь!
– К нам на урок пришла одна гостья. Какая – угадайте.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)Сама мала, а ума придала. (Книга)
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга)
Звучит песня «Книга сказок».
В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки –
Пусть герои оживут!
На доске рисунки сказочных героев:
Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
– А знаете ли вы, что у книжки бывают именины?
Звучит песня «Книга с днём рождения»
23 марта начнется ежегодная неделя чтения “Книжкины именины”. Впервые “Книжкины именины” организовал Лев Кассиль в 1943 году, в годы войны, в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Туда были приглашены, в основном, дети погибших на фронтах бойцов Красной Армии. И не смотря на то, что время было тяжелое, люди многого были лишены, не хватало еды – было решено провести этот праздник, потому что наша страна всегда была самой читающей страной мира. Книга всегда была для детей самым главным другом.
– Сейчас мы проверим насколько вы внимательные читатели.
Игра «Внимательный читатель»
Начинаем нашу викторину. Сегодня в ней принимают участие команды:
1. “Всезнайки”
Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;
2. “Мудрецы”
Девиз: “Чтобы мудрым быть, с книгой мы должны
дружить”;
3. “Почемучки”
Девиз: “Почему да почему? – тайну разгадаю. Книгу
в руки я возьму – и ответ узнаю”
А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (представление жюри)
Разминка
(Вопросы командам задаются по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл)
1) Кто главный герой в сказке Е. Каргановой «Лекарство без рецепта»? (Поросёнок, жеребёнок)
2) Из какой сказки эти слова: «Ладно, ложись спать – утро вечера мудренее. Легли спать. Баба на лавке, мужик на печи. Поутру ни тот, ни другой не встают, лежат каждый на своём месте, не шевелятся, молчат». (Сказка «Кому горшок мыть»).
3) Назовите автора и название этой сказки:
«Давай, старуха, помолчим.
А кто откроет рот
И первый вымолвит словцо,
Тот, двери и запрёт!»(С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»)
4) Из какой сказки эти слова «Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе 14 школы и всё время отставал – и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению…» Кто написал это произведение? (Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»)
5) Откуда эти строки «Горб верблюжий, такой неуклюжий, видал я в зверинце не раз…»? (Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб»)
6) Кто главный герой в этой сказке, и из какой сказки эти строки «В одной семье росла девочка по имени Догбе. У неё было много братьев и сестёр…» («Лентяйка» – африканская сказка)
7) Из какой сказки эти слова «Жил царь. И был у него единственный сын. Вот вырос царевич, взрослым юношей стал. Глядит на него царь, любуется…» («Голубой ковёр» – грузинская сказка)
8) Откуда эти строки «Жили муж и жена. Жили не то чтобы богато, а просто сказать – бедно. У жены была одна – единственная юбка…» («Новая юбка» – итальянская сказка)
9) Из какой сказки эти слова:
«Что не делает Дурак,
Всё он делает не так.
Начинает не сначала,
А кончает – как попало».
– Кто автор этой сказки? (С. Маршак «Не так»)
10) Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12)
11) Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
12) Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
13) Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце?
(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
14) Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
15) От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)
Жюри подводит итоги (общий балл вносится в таблицу на доске).
Викторина состоит из 7 туров:
1-й тур – «Сказки А. С. Пушкина»;
2-й – «Угадай литературного героя»
3-й – «Чудесные находки»»
4-й – «Русские народные сказки»
5-й – «Моя выразительность»
6-й – Конкурс капитанов «Ты мне – я тебе»
Задай оригинальный вопрос по сказкам
капитану.
7-й – «Угадай из эпизода аудиокниги какая это
сказка?»
Звучит песня “В мире много сказок…”. На столе стоит чёрный ящик, где находятся карточки с названием туров, каждый тур имеет свой номер. Капитаны команд по очереди вытаскивают карточку с номером тура. Выпавший номер, определяет тур.
1-й тур. “Сказки А. С. Пушкина»” (максимальная оценка – 5 баллов.)
Александр Сергеевич Пушкин! Это имя приходит к
нам в раннем детстве с колыбели. Трудно найти
человека, который бы не любил замечательные
произведения русского поэта. Ведь еще при жизни
его называли «незаходящим солнцем русской
поэзии»
Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю
жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем
наизусть стихи Александра Сергеевича со слов
своей матери.
1. Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)
2. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)
3. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)
4. Из какой сказки эти строки?
… Дева вдруг
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)
5. Из какой сказки эти строки?
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)
6.Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)
7. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)
(Заслушиваются ответы, жюри подводит итоги, результаты вносятся в таблицу.)
2-й тур. “Угадай литературного героя»
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота. (Айболит)
Весел он, как балалайка,
А зовут его … (Незнайка)В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке... (Колобок)Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку? (Дюймовочка)
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали... (Дуремар)
(Подведение итогов.)
3-й тур. «Чудесные находки»
Участники команд по очереди достают из чёрного ящика карточки на которых написаны слова, обозначающие волшебные вещи. Необходимо угадать из какой это сказки. Максимальная оценка – 2б.
- Золотое яичко. (Курочке Рябе. Рус. нар. сказка “Курочка Ряба”.)
- Горшочек с кашей. («Кому горшок мыть», бабе с дедом)
- Золотое яблоко. («Золотое яблоко»)
- Зеркальце. (Злой мачехе. А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.)
- Хлебцы из кукурузы (Догбе «Лентяйка»)
- Золотой ключик. (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик”.)
- Разбитое корыто. (Старухе. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
- Ковёр (Царь из сказки «Голубой ковёр»)
- Красная шапочка. (Девочке. Ш.Перро “Красная шапочка”.)
- Гусь (бедный мужик из сказки «Как мужик гусей делил»)
- Аленький цветочек. (Чудовищу. С. Аксаков “Аленький цветочек”.)
- Прутик («Дочь-семилетка»)
4-й тур. “Русские народные сказки”
Командам раздаются карточки с вопросами. Максимальная оценка – 2б.
1) Кто с кем такой дележ устраивал: “Твои
ввершки, а мои корешки” (Мужик с медведем в
сказке “Мужик и медведь”.)
2) Какого героя провели на пирожках? (Медведь из
сказки “Маша и медведь”.)
3) Какими словами начинаются русские сказки? (“Жили-были…”;
“В некотором царстве, в некотором
государстве…”.)
4) В какой сказке девочка надела на себя сетку, в
руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и
поехала во дворец? («Дочь-семилетка»)
5) В какой сказке царя схватили за бороду и
попросили отдать то, чего дома не знает? («Морской
царь и Василиса премудрая»)
6) Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка)
7) Назовите личный транспорт Бабы-Яги? – (Ступа /
Помело).
(Подведение итогов)
5-й тур. «Моя выразительность»
Необходимо прочитать выразительно сказку С. Маршака «Не так» (стр. 56 «Литературное чтение», 3 класс, О.В.Кубасова.) Максимально – 5 баллов.
6-й тур. Конкурс капитанов «Ты мне – я тебе»
Задай оригинальный вопрос по сказкам капитану. (Максимально – 5 баллов)
7-й тур. «Угадай из эпизода аудиокниги какая это сказка?» (За правильный ответ – 1 балл)
(Приложение 1 – спрашивайте данный материал у автора статьи. – прим. ред)
– А пока жюри подводит итоги и подсчитывает баллы, послушайте русскую народную сказку в исполнении детей по ролям «Кот и лиса»
Подведение итогов. Награждение команд. Поздравления.
– Закончился наш праздник, но увлекательное
путешествие по стране Литературного чтения
только начинается. Книга будет вашим верным
спутником всю жизнь.
В заключение нашего путешествия я хочу
напомнить нашим ребятам пословицы. Помните, как в
народе говорят:
- Учиться никогда не поздно.
- Век живи – век учись.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
- Быль за сказкой не угонится.
- Всякая прибаутка в сказке хороша.
- Всякой сказке бывает конец.
- Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
- Красна сказка складом, а песня – ладом.
- Либо дело делать, либо сказки сказывать.
- На сказках, что на салазках.
- Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка – людям указка.
- Сказка – складка: послушать сладко.
- Сказки – не салазки: не сядешь да не поедешь.
- Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
- Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
– И действительно, почётное звание «Самый умный» получил тот, кто много читает! Чтение – вот лучшее учение. Желаю всем остальным ребятам не огорчаться, а читать больше интересных книг!
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!(С. Михалков)