Цели урока: Совершенствовать умения по подготовке стола к приёму пищи с учётом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Обобщить материал по культуре поведения за столом. Воспитывать общую культуру. Развивать интерес к предмету.
Наглядные пособия: Плакаты, репродукции, предметы сервировки стола.
Межпредметные связи: История, литература, культура общения.
Метод обучения: Рассказ, беседа, практическая работа.
Тип урока: урок-игра.
Практическая работа: “Сервировка стола к чаю”.
Ход урока
I. Организационный момент (2–3 мин.)
Приветствие, проверка наличия учащихся.
II. Лекция учителя с элементами беседы
Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам
Может быть, когда-то в далекие времена, всё было проще и удобнее – из большого котла люди брали куски мяса, зубами отдирали его от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед. Но за то несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда-ли? Люди отошли от подобных обычаев.
Ты, конечно, давно уже умеешь пользоваться вилкой и салфеткой и на древних викингов не похож, но, тем не менее, тебе нередко приходится ещё слушать замечания:
“Убери локти со стола”!
“Возьми правильно нож”!
“Доешь всё, что на тарелке”!
Наверное, в душе ты думал не раз, что взрослые просто к тебе придираются. Ну не всё ли равно, как человек ест! Нет, не всё равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.
Сейчас мы с вами разберём ситуации, которые могут возникнуть во время приёма пищи.
Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?
Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был мальчик, который пришёл в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень неловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядом других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось непоправимое. Нечаянно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.
Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорит: Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие.
Прозвенел звонок и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. – Фу! – вдруг, громко говорит Саша. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по – твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.
Можно ли разговаривать за столом?
Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, и лишь после этого принимайся за следующий кусок.
Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.
Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом! (Ответы детей учитель комментирует, направляет, добавляет.)
Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе с Машей и Мишей сказку, которую однажды им рассказала мама.
…Жила-была девочка Даша. Пошла одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из её открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: “Кто здесь живёт? Можно войти?”
- Входи! Ответила старушка, выглянувшая в окно. – Я здесь живу с моими внуками.
Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить её насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал её откусывать, измазал при этом нос и щёки и втер их рукавом.
- Фу, как противно! – подумала Даша. – Лучше сяду с девочкой, которая пьёт компот.
И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплёвывать вишнёвые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб…
- Как вам не стыдно так некрасиво есть! – в слезах крикнула Даша.
Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.
- Извините, - вздохнула Даша, Но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.
- Плохой конец у сказки! – сказал Миша. – Надо было не уходить, а научить их, как вести себя за столом.
- Правильно! Улыбнулась мама. – Вот ты бы, например, что им сказал?
- На горячий суп дуть нельзя, а надо помешать ложкой, чтобы скорее остывал. И локти на стол класть тоже нельзя!
- А котлеты надо отламывать кусочек вилкой, - добавила Маша. – И косточки от компота класть на блюдечко.
- Молодцы! – похвалила мама.
И вы, ребята, подумайте: что ещё эти дети делали не правильно?
Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Теперь можно приступить к сервировке стола.
Великий русский учёный И.П. Павлов говорил, что “нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием”. Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
- Что же такое сервировка стола?
Сервировать стол значит – подготовить его для приёма пищи. Основная цель сервировки стола – создать определённый порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола – не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить садящим за отделом наибольшее удобство.
- Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку, ужину?
Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь кроссвордом.
III. Кроссворд
По горизонтали:
1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать её на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняют из фарфора, стекла, металла и других металлов. (Посуда)
Историческая справка (слово предоставляется юным архивариусам)
Первая в Росси фабрика по производству посуды была построена купцом А. Гребенщиковым в 1724г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью.
3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)
4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор)
Историческая справка
В XVII в. начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую она имеет и по сей день – с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.
5. Накрывая на стол, её кладут на закусочную тарелку или справа от неё. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетки)
Историческая справка (слово предоставляется юным архивариусам)
Салфетка – обязательный элемент сервировки стола. Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет назад. В знаменитых домах её шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гостям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых нитей.
По вертикали:
2. Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для неё – лён, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)
Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.
Мы с вами говорили, что в понятие “прибор” входит нож, вилка и ложка, а какие вы знаете основные и вспомогательные приборы?
Основные приборы: прибор закусочный, прибор столовый, прибор рыбный, прибор десертный, прибор фруктовый, чайные и кофейные ложки.
Вспомогательные приборы: ножи для масла, ложки для раскладки салатов, лопатки для икры, рыбы, кондитерские и другие.
- Какая посуда необходима нам для сервировки стола?
Для сервировки стола применяются различные блюда на несколько порций для подачи холодных и горячих блюд, салатики, селёдочницы, соусницы, чайники, кофейники, сливочники, молочники, вазы, супные тарелки (пирожковые, десертные, закусочные, столовые мелкие и глубокие).
IV. Контрольные вопросы
- Что входит в понятие “сервировка стола”?
- Что входит в понятие “прибор”?
- Какие приборы для сервировки стола подают к ужину?
- Что предусматривают правила поведения за столом?
- Как правильно вести себя за столом?
Как вести себя за столом