Разные люди по-разному представляют, что же такое счастье. Одни, что счастье слепо, другие, повезет, не повезет, третьи, что счастье это количество имущества. Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так чтобы он был счастливым, можно". Мы предложили детям дать определение счастья. Это вызвало затруднение. Тогда мы предложили обойти с микрофоном сотрудников детского дома и записать их ответы. Ответов было много, и все они были разные. Чтобы разобраться в этом вопросе предложили игру, во время которой дети сами попытались найти дорогу к счастью.
Данная игра - итог второго года занятий в проекте "Философия и дети".
Пытались решить проблему непонимания детьми значения слова счастье.
Научить в повседневности видеть маленькие радости, быть благодарными за все, что им дается.
Объект исследования - воспитанники 3 и 6кл.
Предмет исследования - умение сделать себя счастливыми.
Цель - помочь детям почувствовать себя счастливыми.
Задачи:
- Учить работать в паре.
- Развивать ассоциативное и образное мышление
- Совершенствовать способность анализа и синтеза.
- Обогащать словарный запас.
- Воспитывать доброжелательность и уважение к людям.
Назначение игры: игра проводится с воспитанниками на основе знакомства с наукой философией, для формирования определенной точки зрения на такое относительное понятие, как счастье.
Предварительно проведена следующая работа - цикл бесед о философии и философах, игровые викторины, конкурсы рисунков, диспут.
Общие сведения об игровой модели:
в игре принимают участие 2 группы воспитанников - учащиеся 5 и 10 кл., в ходе игры формируются 2 команды по 2 человека в каждой, остальные воспитанники являются зрителями, активно принимающими участие в играх и опросных методиках,
в процессе игры моделируются ситуации: встреча философа со сказочным героем, сочинение сказки по цитате философа, рисование карты "Путешествие к счастью", зрители заполняют анкеты, цветики-семицветики, участвуют в играх "Волшебный стул" и "Калоши счастья".
Регламент игры:
- вступительная часть - 5 мин.,
- игровое время - 25 мин.,
- аукцион - 5 мин.,
- подведение итогов - 3 мин.,
- анализ игры - 5 мин.,
- общее время - 45 мин.
Ожидаемый результат игры:
- Ознакомление детей с новыми понятиями - "относительными", получение знаний по теме: "Что такое счастье".
- Моделирование ситуации, когда каждый ребенок высказывает свою точку зрения, дает свою собственную оценку.
- Создание возможности для каждого ребенка реализации своих способностей: работать в паре, фантазировать, отстаивать свою точку зрения.
Сценарий игры:
Участвуют 3 команды по 2 человека (1 десятиклассник и 1 пятиклассник).
До начала игры выбираются 3 участника - пятиклассника, во время игры они выбирают себе помощников десятиклассников.
В процессе игры команды должны выполнить следующие задания:
- 1 команда сочиняет сказку, руководствуясь цитатой английского философа А.Поупа: "Верх Счастья на вершине доброты";
- 2 команда моделирует встречу философа и сказочного героя (Кота в сапогах).
В основе их диалога высказывание Мартина Лютера: "Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других, ибо те, кто ищет счастья, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя - это искать его для других".
- 3 команда - рисует карту "Дорога к счастью".
Помогает им цитата Гераклия Эфесского: "Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы бы называли счастливыми быков, нашедших горох для еды".
Во время подготовки заданий командами со зрителями проводятся игры "Волшебный стул" и "Калоши счастья".
После подведения итогов проходит аукцион лучших идей.
В завершении сюрпризный момент.
По окончанию игры работает магазин сувениров, в котором можно купить, за реально заработанные в ходе игры деньги ("флясики"), реальные товары (все идеи, ценные высказывания в ходе игры оцениваются советом мудрейших).
Критерии оценки деятельности:
Основной критерий - умение мыслить самостоятельно; умение рассуждать, а не осуждать; умение играть не в слова, а в понятия; прислушиваться к старшим; помогать младшим.
Оснащение игры:
- видеоролик - интервью на тему "Что такое счастье",
- цитаты философов,
- опросники-анкеты; цветики-семицветики,
- "флясики",
- портреты философов,
- элементы костюмов,
- карточки с заданиями,
- набор "мыльные пузыри",
- песочные часы,
- атрибуты аукциона,
- сувениры.
Предварительная работа:
- Беседа "Что такое философия, кто такие философы?"
- Знакомство с цитатами известных философов и известных людей.
- Конкурс на лучшее оформление "флясиков".
- Проигрывание сценок по цитатам о долге и справедливости.
- Сочинение сказок по цитатам.
- Составление карты "На пути к справедливости".
- Рассказы о жизни философов (Декарт, Конфуций).
- Диспут "Когда в несчастье бывает счастье", "В свободе можно быть несвободным".
- Беседа "Что такое идея? Как они появляются? Зачем они нужны?"
- Интервью "Что такое счастье?"
Итог игры:
Игра заканчивается сюрпризным моментом, дающим всем возможность почувствовать себя счастливыми.
Анализ игры:
Дается оценка умению рассуждать, высказывать свое мнение, умение работать в паре, договариваться, поддерживать диалог, творческое решение задач, понимание темы, импровизация.
Определяется, кто был активен, а кто не включился в общую деятельность. Как дети усвоили полученную информацию. Понравилась ли им игра, какое было настроение, соответствуют ли результаты целям игры.
Игорь Жоржолиане, ученик 6 класса, написал в своем сочинение:
"У каждого есть своя дорога к счастью. Человек сам выбирает, к чему ему стремиться. Любой человек может подойти к счастью, главное чтобы заметить его, а не пропустить. На дороге встречаются и плохие места. И если ты попал в трудную ситуацию, тебе помогут друзья. И ты дойдешь до счастья. Быть счастливым - это главное в жизни".
Ход мероприятия:
В зале - места для зрителей и гостей, стол для жюри. "Совет Мудрейших", стол для летописца, 3 столика для игроков, телевизор, видеомагнитофон, плакаты с цитатами философов.
В центре 2 ведущих.
1 в. - Платон и Аристотель утверждали, что философия начинается с удивления. Так давайте и мы удивимся, что существуют философские игры, как для взрослых, так и для детей.
2 в. - А нельзя проще и понятнее - что такое философия? Кто такие Платон и Аристотель. Здесь же дети, что они могут понять?
1 в. - Думаете? Давайте у них спросим :
Задает 2 - 3 вопроса.
Дает объяснение слову философия (от греческого - мудрость и любовь).
2 в. - Вот видите как это сложно. Философия и дети - это не совместимо. Что могут понять дети, если и взрослые не всегда могут это сделать?
1 в. - В том то и дело, что ребенок во много раз превосходит взрослого в искренности своего желания понять, что такое любовь, справедливость, счастье. Каждый ребенок - стихийный философ.
2 в. - Вы хотите сказать, что если создать определенные ситуации, где соединяются игра и философия, всем будет интересно и понятно?
1 в. - Мы попробуем. Сегодня мы поговорим о счастье и постараемся найти к нему путь, своеобразную "дорогу к счастью". Я предлагаю назначить летописца, который будет записывать все ценные мысли, чтобы донести их до потомков. А чтобы понять насколько ценными бывают слова в нашей игре, мы придумаем новую денежную единицу - флясик.
2 в. - Сомневаюсь я. Вот у меня есть цитата, я ее всем прочитаю. "Тот, кто не ищет счастье, найдет его быстрее других, ибо тот, кто ищет счастье, забывает, что самый верный способ добиться счастья для себя - это искать его для других".
- Видите, как все непросто:Дети, а вы знаете, что такое счастье?
2 - 3 ответа.
:Наташа читает стихотворение.
1 в. - Что ж, у детей есть свое мнение о том, что такое счастье. А вот посмотрите, что о счастье думают взрослые.
Включается видеоролик.
1 в. - Да, мнения самые разнообразные. Надо самим во всем разобраться.
(Ведущие надевают колпачки феи Радости и Печали).
Ф.р. - Ты знаешь, подруга, у меня есть волшебная вещь, которая поможет ребятам разобраться в этом трудном вопросе. Это колоши счастья - тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком.
Ф.п. - Ничего подобного! Любой, кто их наденет, постарается побыстрее от них избавиться. Проверим?
Ф.р. - Пожалуйста, кто хочет попробовать?
Выбирается желающий, ему предлагаются карточки. Он читает, какое счастье ему досталось.
Ф.р. говорит о положительных сторонах, ф.п. об отрицательных.
Играющий выбирает, согласиться ему или нет.
Например: станешь владельцем автомобиля.
Ф.р. - Тебе повезло! Теперь перед тобой все дороги открыты!
Ф.п. - Автомобиль тратит много бензина. Хватит ли тебе денег, чтобы куда-то ехать?
Ф.р. - Что же он на бензин не заработает?
Ф.п. - А кроме бензина еще ремонт, штрафы, обслуживание:
Ф.р. - Ну другие же находят деньги на все это?
Ф.п. - Но есть еще одно! Чаще всего люди погибают именно в автомобильных катастрофах! Даже если ты сам ведешь безупречно, то вокруг куча лихачей на дорогах!
Ф.р. - как противоречив наш мир! В одном явлении
столько положительного и отрицательного, в нем
счастье и несчастье, радости
и неприятности, удовольствия и огорчения. Каждый
сам становится строителем своей судьбы.
2 в. - Хорошо, давайте же попробуем найти
абсолютное счастье. Где
к нему путь?
1 в. - Согласен, давайте создадим совет Мудрейших, пусть они нам помогут.
2 в. - кто хочет принять участие в поисках пути к счастью: нужны три человека. Пусть каждый из вас выберет в спутники старшего товарища. Все остальные будут помогать. Мы раздадим анкеты старшим, а младшим - цветики-семицветики, на лепестках которых они должны написать, что им необходимо для счастья. В центре напишите свое имя.
(Игроки получают карточки с заданиями).
Первой паре дана цитата и предложено, руководствуясь ею, придумать сказку.
Второй паре дана своя цитата, необходимо, опираясь на нее, составить диалог сказочного героя с философом.
Третьей паре необходимо нарисовать карту "Пути к счастью".
1 в. - Пока игроки готовятся, мы поиграем в игру "Волшебный стул". Стул только с виду такой обыкновенный, но стоит на него сесть - происходит чудо, всем сразу становятся видимы все твои достоинства. Кто хочет попробовать?
2 в. - Что ты ощущал, когда сидел на стуле и слышал про себя столько хорошего? Ты чувствовал себя счастливым в этот момент?
1 в. - Иногда, чтобы чувствовать себя счастливым нужно быть просто уверенным в себе, и здесь поможет доброе слово и похвала.
Стихотворение "Счастье" читает 10 кл.
1 в. - Вот и подошло время посмотреть, как справились с заданием игроки.
2 в. - Уважаемый летописец, вы готовы показать нам свиток идей? Передайте его Мудрейшим, 3 лучшие идеи будут переданы на аукцион.
Ведущий читает стихотворение "Сто часов счастья".
Подведение итогов. Слово Мудрейшим.
1 в. - Ну так что, теперь ты согласишься, что мы разобрались, что такое счастье? Как к нему найти путь?
2 в. - Да, теперь я вижу, что всем стало ясно, что счастье - это не торт в конце праздника, и не колодец в конце длинного пути. Оно бывает разным, его просто нужно уметь увидеть.
1 в. Хун Цзычен - китайский философ сказал: "Учись находить в жизни радость - вот лучший способ привлечь счастье".
2 в. - На полученные "флясики" все могут приобрести призы в нашем магазине.
1 в. - А теперь, закройте глаза, мы подарим Вам мгновение счастья. Как только услышите музыку можно отрывать глаза.
(Звучит песня "Мы желаем счастья Вам").
Источники информации
- Ретюнских Л.Т. "Философия детям"
- Червина Е. "Игра и дети", №6, 2006.
Стихи
- Мамотин Н. "Я хороший"
- Пушков В. "Сто часов счастья"
- Ушаков Н. "Счастье"