Конспект открытого мероприятия "Дорога к счастью"

Разделы: Внеклассная работа


Разные люди по-разному представляют, что же такое счастье. Одни, что счастье слепо, другие, повезет, не повезет, третьи, что счастье это количество имущества. Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так чтобы он был счастливым, можно". Мы предложили детям дать определение счастья. Это вызвало затруднение. Тогда мы предложили обойти с микрофоном сотрудников детского дома и записать их ответы. Ответов было много, и все они были разные. Чтобы разобраться в этом вопросе предложили игру, во время которой дети сами попытались найти дорогу к счастью.

Данная игра - итог второго года занятий в проекте "Философия и дети".

Пытались решить проблему непонимания детьми значения слова счастье.

Научить в повседневности видеть маленькие радости, быть благодарными за все, что им дается.

Объект исследования - воспитанники 3 и 6кл.

Предмет исследования - умение сделать себя счастливыми.

Цель - помочь детям почувствовать себя счастливыми.

Задачи:

  • Учить работать в паре.
  • Развивать ассоциативное и образное мышление
  • Совершенствовать способность анализа и синтеза.
  • Обогащать словарный запас.
  • Воспитывать доброжелательность и уважение к людям.

Назначение игры: игра проводится с воспитанниками на основе знакомства с наукой философией, для формирования определенной точки зрения на такое относительное понятие, как счастье.

Предварительно проведена следующая работа - цикл бесед о философии и философах, игровые викторины, конкурсы рисунков, диспут.

Общие сведения об игровой модели:

в игре принимают участие 2 группы воспитанников - учащиеся 5 и 10 кл., в ходе игры формируются 2 команды по 2 человека в каждой, остальные воспитанники являются зрителями, активно принимающими участие в играх и опросных методиках,

в процессе игры моделируются ситуации: встреча философа со сказочным героем, сочинение сказки по цитате философа, рисование карты "Путешествие к счастью", зрители заполняют анкеты, цветики-семицветики, участвуют в играх "Волшебный стул" и "Калоши счастья".

Регламент игры:

  • вступительная часть - 5 мин.,
  • игровое время - 25 мин.,
  • аукцион - 5 мин.,
  • подведение итогов - 3 мин.,
  • анализ игры - 5 мин.,
  • общее время - 45 мин.

Ожидаемый результат игры:

  • Ознакомление детей с новыми понятиями - "относительными", получение знаний по теме: "Что такое счастье".
  • Моделирование ситуации, когда каждый ребенок высказывает свою точку зрения, дает свою собственную оценку.
  • Создание возможности для каждого ребенка реализации своих способностей: работать в паре, фантазировать, отстаивать свою точку зрения.

Сценарий игры:

Участвуют 3 команды по 2 человека (1 десятиклассник и 1 пятиклассник).

До начала игры выбираются 3 участника - пятиклассника, во время игры они выбирают себе помощников десятиклассников.

В процессе игры команды должны выполнить следующие задания:

  • 1 команда сочиняет сказку, руководствуясь цитатой английского философа А.Поупа: "Верх Счастья на вершине доброты";
  • 2 команда моделирует встречу философа и сказочного героя (Кота в сапогах).

В основе их диалога высказывание Мартина Лютера: "Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других, ибо те, кто ищет счастья, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя - это искать его для других".

  • 3 команда - рисует карту "Дорога к счастью".

Помогает им цитата Гераклия Эфесского: "Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы бы называли счастливыми быков, нашедших горох для еды".

Во время подготовки заданий командами со зрителями проводятся игры "Волшебный стул" и "Калоши счастья".

После подведения итогов проходит аукцион лучших идей.

В завершении сюрпризный момент.

По окончанию игры работает магазин сувениров, в котором можно купить, за реально заработанные в ходе игры деньги ("флясики"), реальные товары (все идеи, ценные высказывания в ходе игры оцениваются советом мудрейших).

Критерии оценки деятельности:

Основной критерий - умение мыслить самостоятельно; умение рассуждать, а не осуждать; умение играть не в слова, а в понятия; прислушиваться к старшим; помогать младшим.

Оснащение игры:

  • видеоролик - интервью на тему "Что такое счастье",
  • цитаты философов,
  • опросники-анкеты; цветики-семицветики,
  • "флясики",
  • портреты философов,
  • элементы костюмов,
  • карточки с заданиями,
  • набор "мыльные пузыри",
  • песочные часы,
  • атрибуты аукциона,
  • сувениры.

Предварительная работа:

  1. Беседа "Что такое философия, кто такие философы?"
  2. Знакомство с цитатами известных философов и известных людей.
  3. Конкурс на лучшее оформление "флясиков".
  4. Проигрывание сценок по цитатам о долге и справедливости.
  5. Сочинение сказок по цитатам.
  6. Составление карты "На пути к справедливости".
  7. Рассказы о жизни философов (Декарт, Конфуций).
  8. Диспут "Когда в несчастье бывает счастье", "В свободе можно быть несвободным".
  9. Беседа "Что такое идея? Как они появляются? Зачем они нужны?"
  10. Интервью "Что такое счастье?"

Итог игры:

Игра заканчивается сюрпризным моментом, дающим всем возможность почувствовать себя счастливыми.

Анализ игры:

Дается оценка умению рассуждать, высказывать свое мнение, умение работать в паре, договариваться, поддерживать диалог, творческое решение задач, понимание темы, импровизация.

Определяется, кто был активен, а кто не включился в общую деятельность. Как дети усвоили полученную информацию. Понравилась ли им игра, какое было настроение, соответствуют ли результаты целям игры.

Игорь Жоржолиане, ученик 6 класса, написал в своем сочинение:

"У каждого есть своя дорога к счастью. Человек сам выбирает, к чему ему стремиться. Любой человек может подойти к счастью, главное чтобы заметить его, а не пропустить. На дороге встречаются и плохие места. И если ты попал в трудную ситуацию, тебе помогут друзья. И ты дойдешь до счастья. Быть счастливым - это главное в жизни".

Ход мероприятия:

В зале - места для зрителей и гостей, стол для жюри. "Совет Мудрейших", стол для летописца, 3 столика для игроков, телевизор, видеомагнитофон, плакаты с цитатами философов.

В центре 2 ведущих.

1 в. - Платон и Аристотель утверждали, что философия начинается с удивления. Так давайте и мы удивимся, что существуют философские игры, как для взрослых, так и для детей.

2 в. - А нельзя проще и понятнее - что такое философия? Кто такие Платон и Аристотель. Здесь же дети, что они могут понять?

1 в. - Думаете? Давайте у них спросим :

Задает 2 - 3 вопроса.

Дает объяснение слову философия (от греческого - мудрость и любовь).

2 в. - Вот видите как это сложно. Философия и дети - это не совместимо. Что могут понять дети, если и взрослые не всегда могут это сделать?

1 в. - В том то и дело, что ребенок во много раз превосходит взрослого в искренности своего желания понять, что такое любовь, справедливость, счастье. Каждый ребенок - стихийный философ.

2 в. - Вы хотите сказать, что если создать определенные ситуации, где соединяются игра и философия, всем будет интересно и понятно?

1 в. - Мы попробуем. Сегодня мы поговорим о счастье и постараемся найти к нему путь, своеобразную "дорогу к счастью". Я предлагаю назначить летописца, который будет записывать все ценные мысли, чтобы донести их до потомков. А чтобы понять насколько ценными бывают слова в нашей игре, мы придумаем новую денежную единицу - флясик.

2 в. - Сомневаюсь я. Вот у меня есть цитата, я ее всем прочитаю. "Тот, кто не ищет счастье, найдет его быстрее других, ибо тот, кто ищет счастье, забывает, что самый верный способ добиться счастья для себя - это искать его для других".

- Видите, как все непросто:Дети, а вы знаете, что такое счастье?

2 - 3 ответа.

:Наташа читает стихотворение.

1 в. - Что ж, у детей есть свое мнение о том, что такое счастье. А вот посмотрите, что о счастье думают взрослые.

Включается видеоролик.

1 в. - Да, мнения самые разнообразные. Надо самим во всем разобраться.

(Ведущие надевают колпачки феи Радости и Печали).

Ф.р. - Ты знаешь, подруга, у меня есть волшебная вещь, которая поможет ребятам разобраться в этом трудном вопросе. Это колоши счастья - тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком.

Ф.п. - Ничего подобного! Любой, кто их наденет, постарается побыстрее от них избавиться. Проверим?

Ф.р. - Пожалуйста, кто хочет попробовать?

Выбирается желающий, ему предлагаются карточки. Он читает, какое счастье ему досталось.

Ф.р. говорит о положительных сторонах, ф.п. об отрицательных.

Играющий выбирает, согласиться ему или нет.

Например: станешь владельцем автомобиля.

Ф.р. - Тебе повезло! Теперь перед тобой все дороги открыты!

Ф.п. - Автомобиль тратит много бензина. Хватит ли тебе денег, чтобы куда-то ехать?

Ф.р. - Что же он на бензин не заработает?

Ф.п. - А кроме бензина еще ремонт, штрафы, обслуживание:

Ф.р. - Ну другие же находят деньги на все это?

Ф.п. - Но есть еще одно! Чаще всего люди погибают именно в автомобильных катастрофах! Даже если ты сам ведешь безупречно, то вокруг куча лихачей на дорогах!

Ф.р. - как противоречив наш мир! В одном явлении столько положительного и отрицательного, в нем счастье и несчастье, радости
и неприятности, удовольствия и огорчения. Каждый сам становится строителем своей судьбы.

2 в. - Хорошо, давайте же попробуем найти абсолютное счастье. Где
к нему путь?

1 в. - Согласен, давайте создадим совет Мудрейших, пусть они нам помогут.

2 в. - кто хочет принять участие в поисках пути к счастью: нужны три человека. Пусть каждый из вас выберет в спутники старшего товарища. Все остальные будут помогать. Мы раздадим анкеты старшим, а младшим - цветики-семицветики, на лепестках которых они должны написать, что им необходимо для счастья. В центре напишите свое имя.

(Игроки получают карточки с заданиями).

Первой паре дана цитата и предложено, руководствуясь ею, придумать сказку.

Второй паре дана своя цитата, необходимо, опираясь на нее, составить диалог сказочного героя с философом.

Третьей паре необходимо нарисовать карту "Пути к счастью".

1 в. - Пока игроки готовятся, мы поиграем в игру "Волшебный стул". Стул только с виду такой обыкновенный, но стоит на него сесть - происходит чудо, всем сразу становятся видимы все твои достоинства. Кто хочет попробовать?

2 в. - Что ты ощущал, когда сидел на стуле и слышал про себя столько хорошего? Ты чувствовал себя счастливым в этот момент?

1 в. - Иногда, чтобы чувствовать себя счастливым нужно быть просто уверенным в себе, и здесь поможет доброе слово и похвала.

Стихотворение "Счастье" читает 10 кл.

1 в. - Вот и подошло время посмотреть, как справились с заданием игроки.

2 в. - Уважаемый летописец, вы готовы показать нам свиток идей? Передайте его Мудрейшим, 3 лучшие идеи будут переданы на аукцион.

Ведущий читает стихотворение "Сто часов счастья".

Подведение итогов. Слово Мудрейшим.

1 в. - Ну так что, теперь ты согласишься, что мы разобрались, что такое счастье? Как к нему найти путь?

2 в. - Да, теперь я вижу, что всем стало ясно, что счастье - это не торт в конце праздника, и не колодец в конце длинного пути. Оно бывает разным, его просто нужно уметь увидеть.

1 в. Хун Цзычен - китайский философ сказал: "Учись находить в жизни радость - вот лучший способ привлечь счастье".

2 в. - На полученные "флясики" все могут приобрести призы в нашем магазине.

1 в. - А теперь, закройте глаза, мы подарим Вам мгновение счастья. Как только услышите музыку можно отрывать глаза.

(Звучит песня "Мы желаем счастья Вам").

Источники информации

  1. Ретюнских Л.Т. "Философия детям"
  2. Червина Е. "Игра и дети",  №6, 2006.

Стихи

  1. Мамотин Н. "Я хороший"
  2. Пушков В. "Сто часов счастья"
  3. Ушаков Н. "Счастье"