Цели и задачи урока:
- Осуществить тематическое обобщение знаний; проверить знания и умения учащихся; совершенствовать умение работать с картой.
- Показать применение основных знаний и умений в нестандартных ситуациях.
- Развивать коммуникативные способности, чувства ответственности и активизация мыслительной деятельности учащихся.
Методы: частично-поисковый, практический.
Тип урока: контроль знаний.
Технологии: диалогово-коммуникативные.
Аннотация: данный урок разработан с целью контроля знаний и умений по теме: Важнейшие межотраслевые комплексы". Этапы урок: блиц-опрос, проходит в виде фронтального опроса учеников. Затем идет проверка номенклатуры и изученного материала по определенным комплексам (я выбрала комплексы, по которым у учеников были затруднения), на этом этапе учащиеся работают в парах с использованием карты. И ведется индивидуальная работа - географический диктант (этап подготовки учеников к ГИА части А).
Ход урока
I. Организационный урок
Сегодня мы проводим творческий отчет по теме "Межотраслевые комплексы - факторы размещения производства". Для того чтобы страна и люди, живущие в ней, чувствовали себя хорошо, росло их благосостояние, необходимо устойчивое и поступательное движение экономики, т.е. народного хозяйства страны. Вам, молодым, придется с утроенной энергией браться за дело. А чтобы лучше работать, необходимы знания, которые мы и постараемся показать. В ходе изучения темы вы должны были выучить новые понятия, узнать о факторах размещения, уметь правильно их объяснять знать географию отраслей народного хозяйства.
II. Блиц-опрос
№ 1 (ТЭК)
- Дайте определение ТЭК. Назовите состав ТЭК (топливная промышленность и электроэнергетика). Назовите отрасли топливной промышленности (газовая, угольная, нефтяная). Перечислите типы электростанций. (АЭС, ГЭС, ТЭС). Какие типы преобладают в вашем регионе? Почему? В какой части России располагается большая часть энергетических ресурсов? (Восточной части России). Где в вашей области сосредоточено основное потребление энергии?
№ 2 (Машиностроительный комплекс)
- Дайте определение машиностроительному комплексу. Назовите состав комплекса. Каково значение машиностроительного комплекса для вашего региона? Каковы основные факторы размещения отраслей комплекса?
№ 3 (Металлургия)
- Дайте определение металлургическому комплексу. Назовите состав. Назовите основные виды продукций черной металлургии. (Чугун, сталь, прокат). Какая продукция производится в вашем регионе? Назовите основные металлургические базы России.
III. Работа в контурной карте ("Пятиминутка")
- У вас на столах контурные карты. Вам необходимо в течение 5 минут отметить объекты, предложенные учителем (обычно 6-7 объектов)
IV. Продолжение блиц-опроса
№4 (Химико-лесной комплекс)
- Дайте определение химико-лесному комплексу. Каково значение химической промышленности? Какие основные виды продукции производятся лесной промышленности? Назовите состав химической промышленности. Определите продукцию химико-лесного комплекса вашего региона.
№ 5 (АПК)
- Дайте определение АПК. Назовите состав АПК. Каково значение АПК? Какие отрасли входят в растениеводство и животноводство. Какие отрасли ориентируются на сырье? Как ваш регион использует продукцию АПК?
№ 6 (Инфраструктурный комплекс)
- Что такое инфраструктурный комплекс? Назовите состав комплекса. Что такое услуга? Что называется транспортной системой страны? Перечислите виды транспорта. Что вам не нравится в работе транспорта в вашем регионе? Что бы вы предложили для улучшения работы транспорта в вашем регионе? Как решаются экологические проблемы вашей области?
V. Географический диктант
- Я буду читать вам предложения, а вы отмечать знаком "+" или "-" (см. приложение).
VI. Домашнее задание
Творческое - составить кроссворд, можно с презентацией по данному разделу.
VII. Итог урока
- Какой крупный раздел мы изучили? Какое задание было самым трудным? Легким? Что больше всего понравилось выполнять?
Оценки за урок