Цели урока:
- Рассмотреть положение неметаллов в ПТХЭ и особенности их электронного строения.
- Повторить понятия электроотрицательности и аллотропии. Рассмотреть состав воздуха.
Задачи:
- Образовательные:
- изучить особенности строения, положения в ПТХЭ и физических свойств неметаллов в сравнении со строением и свойствами металлов;
- формировать представления об аллотропии и аллотропных видоизменениях химических элементов, об электроотрицательности неметаллов, составе атмосферного воздуха.
- Развивающие:
- развивать умения характеризовать свойства элементов по положению в ПТХЭ, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Воспитательные:
- продолжить формирование коммуникативных способностей, умения работать совместно в группе.
Оборудование: коллекция неметаллов, имеющаяся в лаборатории. Информационые карты с заданиями для работы в группах и оценочными листами.
Задачи урока решаются на следующих уровнях:
- Репродуктивном (самосознание, самоопределение). Работа на уровне узнавания с пакетами информации;
- Учебно-поисковую (самовыражение, самоутверждение). Работа на уровне понимания – выполнение заданий по заполнению таблиц, составлению схем, обсуждение результатов в группах и их объяснение во время презентации групповой работы у доски;
- Творческую (саморегуляция). Самостоятельное составление вопросов, таблиц по анализу и сравнению свойств. Работа на уровне применения знаний и умений – решение проблемных вопросов.
Тип урока: урок изучения нового материала, проведенный с использованием технологии разноуровневого обучения, технологии проблемного обучения и групповой работы.
Форма работы: групповая.
Предварительная работа. Разбить класс на разноуровневые группы. Выбрать кураторов каждой группы. Их задача – определять степень участия каждого члена группы в обсуждении и решении задач на каждом этапе урока и проставлять балловую оценку в оценочный лист. Составить технологические карты для учащихся.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Определение темы, этапов и задач урока. (Слайд 2)
План урока (слайд 3)
- Определение положения неметаллов в ПТХЭ.
- Особенности атомногостроения неметаллов.
- Характеристика простых веществ неметаллов.
- Аллотропия и ЭО неметаллов.
- Состав воздуха.
Каждая из групп будет работать на листках определённого цвета. Почему?
Много веков людям известно позитивное или негативное влияние цветов на настроение. Они играют большую роль для эмоционального состояния, способны сделать нас более креативными, оптимистичными или напротив, апатичными и пессимистами. Нам трудно представить мир без цвета. Мы восхищаемся красотой пейзажей с обилием синего или зеленого, и нам этого достаточно, чтобы повысить настроение. И цвет может иметь большое значение для нашего здоровья, как физического, так и психического. Этим занимается хромотерапия.
Каждый цветовой тон обладает специфическими свойствами и благоприятно действует на нервную систему. Красный цвет оказывает стимулирующий эффект, оранжевый цвет – оживляющий эффект, желтый цвет – успокаивающий эффект, зелёный цвет – расслабляющий эффект. (Слайд 4)
1 группа на листах жёлтого цвета
2 группа – оранжевого цвета
3 группа – красного цвета
– Посмотрите на экран и настройтесь на
позитивный лад. (Слайд 5)
– Сегодня на уроке мы познакомимся другой
группой химических элементов и простых веществ
ими образованных – неметаллами.
– Как вы думаете почему, они так называются?
Неметаллы – химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов (слайд 6)
– Мы сегодня с вами рассмотрим свойства неметаллов – химических элементов и простых веществ ими образованных в сравнении со свойствами металлов.
Итак, приступаем к работе:
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Используя материал § 15 заполните пропуски в тексте: Атомам неметаллов свойственны небольшие … и число электронов на внешнем уровне … Отсюда и стремление атомов неметаллов к …, т.е. они проявляют … свойства. – Найдите информацию о расположении неметаллов в ПТХЭ.
2. Опишите физические сойства неметаллов пло плану:
3. Аллотропия – это явление, при котором один химический элемент имеет несколько простых веществ. Заполните схему: Опишите свойства озона
4. Выпишите из учебника: Постоянные составные части воздуха: … Приготовьте сообщение о значение воздуха.
6. Напишите синквейн (пятистишье), в котором выразите своё отношение к изученному материалу. Синквейн ( от фр.слова, означяющего 5) – это стихотворение из 5 строк по определённой теме. Для сочинения синквейна даётся 5 минут. Правила написания синквейна 1) В первой строчке одним словом называется
тема. Составьте план отчёта о проделанной работе, отчитайтесь учителю. |
На экране таблица, иллюстрирующая
положение неметаллов в ПТХ Неметаллы (слайд 7) 1. Используя материал § 15 заполните таблицу:
На выполнение задания отводится 10 минут. По истечении времени 1 из членов группы отчитывается о выполненной работе. Группы соблюдают очерёдность, которая определяется заранее. Физические свойства неметаллов (слайды 8, 9, 10) 2. Сравните физические свройства металлов и неметаллов, заполнив таблицу:
На выполнение задания отводится 10 минут. Отчёт следующей группы. Аллотропия кислорода (слайд 11) 3. Аллотропия – это явление, при котором … (продолжите определение) 3. Заполните таблицу: Сравнительная характеристика аллотропных видоизменений кислорода
На выполнение задания – 10 минут. Отчёт третьей группы. Состав воздуха (слайд 12) Загадка: «Он такой большой, что занимает весь мир, он такой маленький, что пролезет в любую щель» 4. Составьте схему: Определите, во сколько раз кислород легче
воздуха, т. е определите относительную плотность
кислорода по воздуху (D воздух) Закрепление: (слайд 13) 5. Выполните небольшой тест и
взаимопроверку в парах. 6. Напишите синквейн (пятистишье), в котором выразите своё отношение к изученному материалу. Синквейн (от фр.слова, означяющего 5) – это стихотворение из 5 строк по определённой теме. Для сочинения синквейна даётся 5 минут.
Правила написания синквейна 1) В первой строчке одним словом называется
тема.
Составьте план отчёта о проделанной работе, отчитайтесь учителю. Рефлексия. – Я узнал много нового. Домашнее задание: §15 (слайд 13) – Спасибо за урок! (слайд 14) |
1. Дайте сравнительную характеристику строения металлов и неметаллов, составив и заполнив таблицу:
2. Дайте характеристику физических свойств неметаллов в сравнении со свойствами металлов, оформив это в виде таблицы
3. Составьте план сравнительной характеристики кислорода и озона – Каковы причины существования аллотропии
кислорода?
4. Изучив состав воздуха по учебнику, Составьте схему: Решите задачу: Какой объём воздуха потребуется для сжигания 67, 2 л сероводорода, если при этом образуется оксид серы(IV) и вода? Памятка: Обёмная доля (фи) газа в смеси определяется как отношение обёма данного газа к объёму всей смеси (%) 6. Напишите синквейн (пятистишье), в котором выразите своё отношение к изученному материалу. Синквейн (от фр.слова, означяющего 5) – это стихотворение из 5 строк по определённой теме. Для сочинения синквейна даётся 5 минут.
Правила написания синквейна 1) В первой строчке одним словом называется
тема.
Составьте план отчёта о проделанной работе, отчитайтесь учителю. |
Ссылки:
- Учебник: Габриелян О.С. Химия 9 класс; Дрофа, 2009
- Иллюстрации с сайтов: