Цель. Развитие эмоциональной сферы у детей через знакомство с работами художника Виктора Чижикова.
Задачи.
- Познакомить детей с рисунками В.Чижикова, вызвать интерес к иллюстрациям.
- Учить понимать, как художник, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм) передает образы своих героев.
- Развивать правильное понимание детьми эмоционально-выразительных образов героев, умение распознавать основные эмоции по характерным внешним признакам.
- Учить детей высказывать свое мнение, обосновывать его, уметь самостоятельно характеризовать образы героев, находить смысловое значение стихов.
- Развивать творческое воображение, создать радостное, веселое настроение.
- Учить определять содержание своей работы, создавать образ героев, передавать в своих рисунках эмоциональную сферу, изображать задуманное – рисовать и раскрашивать необычных, смешных персонажей, находить подходящий цвет красок или карандаша.
- Продолжать развивать графические умения и навыки, применять разную технику рисования; использовать в рисовании и раскрашивании различные материалы.
- Учить находить яркие, радостные цвета в соответствии с характером персонажей.
- Закреплять эмоциональный словарь (настроение, эмоции: веселый, грустный, печальный, хмурый, удивленный, испуганный и т.д.).
Материал:
- Художественные материалы: гуашь, кисти разных размеров, фломастеры, карандаши, восковые мелки, кусочки поролона; листы белой бумаги разных размеров для рисования персонажей.
- Фотография Виктора Александровича Чижикова в мастерской.
- Серия картин про котов из коллекции журнала «Веселые картинки».
- Книги, иллюстрированные художником В.А.Чижиковым.
Предварительная работа.
Серия игр и упражнений по развитию эмоциональной сферы детей, рассматривание иллюстраций различных художников (Васнецова, Конашевича, Савченко) с изображениями животных, рассматривание книг, иллюстрированных художником Чижиковым. Рисование смешных персонажей на других занятиях и в свободной деятельности детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ознакомительная часть
Выставка серии картин про котов из коллекции журнала «Веселые картинки», нарисованных В.А.Чижиковым, закрыта ширмой. Обращаю внимание детей на фотографию художника.
– Дети, как вы думаете, кто изображен на этой
фотографии? (Художник)
– Почему вы так думаете? (Потому что он
находится в мастерской и там видны работы
художника).
– Правильно, это художник. Художник Виктор
Александрович Чижиков. Посмотрите на выставку
книг.
– Что общего есть в этих книгах? (Похожие
рисунки)
– Эти книги вам знакомы, мы их не раз читали и
рассматривали рисунки. Все эти книги
иллюстрировал Виктор Александрович Чижиков. Мы
узнаём его рисунки по особой манере рисования, но
сегодня у меня есть для вас сюрприз! Послушайте
стихотворение.
Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый
Обедать пришел.
И с ним бесполезна
Любая беседа.
Он вымоет лапки,
Но после обеда.
– Про кого это стихотворение? (Про кота).
– У Виктора Александровича есть одно хобби – это
рисование котов и кошек! Он их обожает! (Открыть
выставку с рисунками котов). А рисовать их,
Чижикову помогает… его собственный кот. Коты
часто приносили своим хозяевам успех. Достаточно
вспомнить хотя бы всем известного Кота в сапогах.
У Виктора Александровича – кот рыжий-рыжий и
пушистый. Выходит утром художник из своей
квартиры, берет с собою кота, крепко прижимает
его к груди, чтоб не выскользнул. Нажимает кнопку
лифта –
и вот он уже у самых облаков, в своей мастерской.
Кот, правда, не любит этих поездок в лифте.
Говорит: «Я тебе ночью уже столько рисунков
намурлыкал, отвези меня обратно». Приходится
везти кота обратно. Возвращается в мастерскую.
Садится за стол. Прикоснулся к бумаге – чирк-чирк
и надо же! На него с листа кот смотрит. Художник
дальше рисует, думает, что будет?! А кот начинает
улыбаться. Берет художник другой листок. А на нем,
под его карандашом, кот уже другую гримасу
состроил. Коты, каждый со своим неповторимым
выражением мордочки, тела, лап, усов, хвоста... Да,
коты самые изобразительно-выразительные
животные: у кота может быть выражение хвоста, а у
человека – нет. Так говорит художник.
Под стать рисункам и стихи. Чего стоит хотя бы вот
это:
Вчера я был мышегоняльным
Вполне сметаноуплетательным
Сегодня я диваноспальный
Вполне подушкоодеяльный!
(При чтении стихов и рассматривании отдельных изображений котов, задавать вопросы по характеру изображения образов, какими средствами выразительности пользовался художник: цвет, пятно, объем, линия, ритм)
Вопрос: Каким изобразил художник кота? (Ответы детей.)
– Как передал художник
«сметанноуплетательный» вид кота?
– Почему кот называет себя «диваноспальным»,
«подушкоодеяльным»?
На помосте – кот Емеля
До чего ж силен и смел!
Говорят, что в этом деле
Он давно собаку съел!
Вопрос: А здесь как художник передал образ кота?
(Кот одет как спортсмен, он высокий и худой).
– Трудно ли будет коту поднять штангу?
– Как вы понимаете слова «Он давно собаку съел!»?
Положили кашу в миску
И поставили под лавку
Облизала миску киска
– Мне, пожалуйста, добавку!
Вопрос: А этот кот, какой? (Ответы детей)
– Как художник передал, о том, что коту очень
понравилась каша, и он не прочь получить добавки?
Вальс, гопак, кадриль и твист
Всё сыграет гитарист!
Вопрос: Что можно сказать про этого кота? (Кот
старательно играет, прищурил глаза, радостный и
т.д.)
– Как художник нарисовал шерстку кота, как он
передал в рисунке его мягкость, пушистость?
*
Кот по кличке Карабас
Притащил свой контрабас,
– Выходите в круг, ребята,
Танцевать заставлю вас!
– Отличается ли этот кот от предыдущего кота? Чем?
Клюшкой я владею ловко.
Я – из клуба «Мышеловка»!
– Как художник передал образ кота?
– Каким он его изобразил?
– Действительно, коты Виктора Чижикова удивительно похожи и одновременно не похожи друг на друга. Они могут быть сытые и голодные, задумчивые, мечтательные, печальные и счастливые. Встречаются кот-рыболов, кот-директор школы, кот-озорной ученик, бабушка-кошка, вяжущая когтистыми лапками внучкам носочки из собственной шерсти, и кот, у которого ночью разболелся зуб, и теперь он мечтает о встрече с кошачьим стоматологом.
2. Практическая часть
– Ребята, попробуем нарисовать своих
героев-котов! Для приятной работы я включу вам
музыку.
Работа с красками и другими художественными
материалами начинается с организации рабочего
места.
– Приготовим рабочее место настоящего
художника.
Индивидуальная работа. Воспитатель оказывает
в случае необходимости практическую помощь
детям в применении технических навыков.
3. Заключительная часть
– Ребята кто закончил, приводим в порядок своё рабочее место. (Выставка детских рисунков)
Вопросы к детям:
– Какое настроение ты хотел передать в своей
картине?
– Как ты это изобразил? Раскрой свой секрет,
пожалуйста.
– Наши коты получились на славу!