Музыкальная гостиная "Колыбельную поем вместе с мамою вдвоем"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ведущий:

Колыбельные песни - удивительный подарок современным людям из глубины веков. Во всем мире не найти народа, матери которого не качали бы своих младенцев, тихо и ласково что-то им напевая.

Ведущий:

Уж ты, котенька, коток,
Котик- серенький лобок,
Приходи ко мне гулять,
Мою деточку качать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу;
Дам кусок пирога
И кувшин молока,
Лапки вызолочу,
Хвостик высеребрю,
Баю- бай.

(кукла « засыпает», и ведущий обращается к детям)

Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих малышей спать, пели им песенки. Кто знает, как они называются?

(Ответы детей)

Да это колыбельные песни, потому что они исполнялись у колыбели. Они должны помочь маме уложить ребенка спать, убаюкать, поэтому их еще называли баюкашными

Ой, люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Мою детку усыплять.

Дети, понравилась ли вам эта песня? Почему эта песенка вам понравилась?(Ответы детей) Да, вот какую ласковую и добрую песенку поет мама своему малышу, а слова какие ласковые подобраны: гуленьки, люленьки…И звучат они по- особенному-плавно, ласково, нежно, потому что каждая мама любит своего малыша. В колыбельных часто упоминается котик, который так ласково мурлычет, в старину он считался хранителем детской колыбели. Существовал даже обычай сначала класть в колыбель кота, а уж потом младенца. Сейчас этот обряд забыли, но кот по-прежнему остается персонажем колыбельных песен.

Ребенок:

Уж ты, котенька-коток, котя серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать, мою деточку качать.

Ребята, а вам пели или поют колыбельные?

Кто пел?

Вам нравиться их слушать?

Кто может и хочет исполнить колыбельную песенку со своей мамой?

«Поем колыбельную с мамой»

Ведущий:

Сияют звезды в небесах,
Мерцая и горя,
Льют на нас свой светлый луч.
Спи, моё дитя!

Ведущий:

Давайте мам мы пригласим
На танец ярких звезд
Пускай сияют в небесах
От ваших детских грез!

«Танец звездочек».

Ведущий:

А сейчас мы послушаем песню латышского композитора Раймонда Паулса. Она очень приветливая, светлая, радостная.

«Колыбельная» Р. Паулс.

Ведущий:

Чудеса, чудеса!
Открывай скорей глаза!
Просыпайся, не зевай,
Скорей маму приглашай,
Да к столу беги, скорей,
Бумаги с клеем не жалей!

Мы вам предлагаем выполнить коллективную работу с мамами, своими руками мы сделаем игрушку, чтобы повесить её над детской кроваткой.

Коллективная работа «Модуль-игрушка - Воздушный аквариум».

А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам выполнить вместе с детьми мобиль. Что же это такое мобиль? Мобилями называют несложные устройства, состоящие из системы почти невесомых «коромысел». К их концам можно прикрепить модели, для которых плавное движение, парение было бы естественным. Это могут быть рыбки, бабочки, птички и другие фигурки, которые в нашем случае будут крепиться на дисках. Детский мобиль – это развивающая игрушка для новорожденных детей, которая представляет собой карусельку, подвешиваемую над кроваткой, персонажи которой вращаются, привлекая внимание младенца. Движение мобиля успокаивает малыша, стимулирует познавательный процесс в развитии ребенка. Интеграция слуховых и визуальных образов детского мобиля, развивает координацию чувств ребенка притягивая его внимание постепенно и ненавязчиво развивают и усиливают мускулы глаз и шеи младенца.

Технология изготовления мобиля.

  • Возьмем палочку и привяжем к ее противоположным концам по диску. Они не должны касаться друг друга и должны быть расположены на разных уровнях - один выше, другой ниже.
  • К «коромыслу» привяжем нить и найдем положение, чтобы левая и правая части «коромысел» были уравновешены.
  • Теперь прикрепим получившуюся конструкцию к кончику второй палочки, а к другому концу привяжем третий диск. Нить привяжем так, чтобы при вращение первого «коромысла» диски не касались третьего диска. Привяжите к палочке нить и снова найдите равновесие.
  • К другому кончику палочки можно прикрепить второе «коромысло», заранее подготовленное и уравновешенное. Оба коромысла не должны задевать друг друга.

Изготовление рыбки.

Для работы понадобятся: диски, калька, разноцветная самоклеющаяся пленка, две палочки, леска, двусторонний скотч.

  • Перенести с предлагаемого рисунка на кальку деталь плавника, хвостика, рта рыбки. У хвостика и рта рыбки сделать прибавку по 1 см для вклеивания их между дисками.
  • Вырезать детали и перенести их на самоклеющуюся пленку.
  • Вырезать детали по контуру.
  • Изготовить такие же детали, только в зеркальном изображении.
  • Взять два диска и вклеить между ними рот и хвостик рыбки.
  • Детали плавников наклеить попарно с двух сторон на диск так, чтобы они совместились друг с другом.
  • Глаза изготовить из пайеток.
  • Пайетками можно украсить плавники.
  • Сделать отверстие в диске и привязать один конец лески.
  • Изготовить таким образом еще двух рыбок и собрать мобиль на двух «коромыслах»

Подвесьте готовый мобиль. Лески, соединяющей рыбок с «коромыслами», практически не видно.

Выступление педагога - психолога.

Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам. Колыбельные песни, которые есть у всех народов, — не просто элемент фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка.

Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью, следовательно, в развитии мышления. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Кроме того, в колыбельной зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти. Детям, у которых генетическая память не «разбужена», гораздо труднее адаптироваться в жизни и в обществе. Они развиваются медленнее.

Колыбельная, которая не усыпляет, а «вырубает».

Современные мамы просто не знают колыбельных песен и уж тем более не догадываются об их значении. Многие с первых дней жизни приучают младенцев засыпать под звуки телевизора или радиоприемника. Некоторые мамы и папы, слишком рано обзаведясь первенцем и не желая стать «людьми, потерянными для общества», продолжают регулярно устраивать вечеринки с музыкой и танцами. «Ну и что в этом такого, если ребенок прекрасно спит под песни группы «Ленинград»? А колыбельные — это что-то архаичное и вовсе нам не нужное…»

Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин называет очень опасной точку зрения тех родителей, которые с самого раннего возраста «приучают» своих детей находиться в постоянном шуме, будь то работающий телевизор, включенный компьютер или звуки родительской гулянки: «Нашу цивилизацию называют цивилизацией шума. Уровень шумов в квартирах, на улицах, в общественных местах существенно превышает физиологическую норму. Постоянный шум формирует невротическое состояние даже у взрослых. Детский организм более раним, поэтому для него дополнительные звуковые раздражители просто опасны.

Утверждение, будто ребенок «прекрасно» засыпает под звуки рок-музыки или «попсы», отчасти может соответствовать действительности. Только относительно того, что ребенок засыпает, мама заблуждается. Он впадает в состояние измененного сознания, говоря молодежным сленгом, «вырубается». Потому что, когда мы слышим очень громкие звуки, происходит существенное торможение деятельности коры головного мозга и растормаживание подкорковых центров. Это состояние сродни опьянению. Так же, как в состоянии опьянения, сначала происходит экзальтация поведения, а потом глубокий, продолжительный, но отнюдь не здоровый сон. Впрочем, чтобы ввести себя в подобное состояние, не обязательно слушать музыку.

Здравствуйте, доктор! У меня это…

Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен телевизором, компьютерными «стрелялками» или записями рок-групп, — развитие у ребенка «синдрома дефицита внимания». В настоящее время, по оценкам психиатров, эта психопатология встречается у 15–20 процентов детей. Она выражается в неспособности сосредотачиваться. Дети, страдающие СДВ, не могут нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками: кто будет дружить с ребенком, который никогда не может дождаться своей очереди в играх, вырывает у других игрушки, ломает их, пренебрегает всяческими игровыми правилами. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

Синдром дефицита внимания поддается коррекции. Поэтому мы и назвали его «самым безобидным«. В отличие от алекситимии (от греческого а — отсутствие, lexis — слово, thymos — чувство) — неспособности выражать свои чувства словами. Первичная алекситимия, та самая, которая развивается из-за отсутствия ласки со стороны матери (есть вторичная, развивающаяся вследствие стресса), коррекции практически не поддается.

Ведущий:

Маленькие дети нуждаются в ласковых колыбельных песнях. Они сочиняются и используются в наше время и действительно нужны людям. Мы надеемся, что когда вы вырастите, и у вас тоже будут детки, Вы им тоже будете исполнять добрые, ласковые, нежные колыбельные песни.

«Колыбельная» М. Качурбиной.