Транспорт России (разработка урока)

Разделы: География


Задачи: закрепить знания о составе и значении транспорта. Сформировать знания об экономических преимуществах и недостатков различных видов транспорта. Выявить значение транспорта для хозяйства. Рассмотреть виды транспорта в Саратовской области. Провести социальный практикум по загруженности автодорог своего населенного пункта.

Оборудование: атласы, таблицы, карты-схемы, карта транспорта России, раздаточный материал, интерактивная доска, мультимедийный пректор.

Этапы работы

Этапы Содержание Работа обучающихся Работа учителя
  Целеполагание Постановка цели и задач урока Корректировка
1 этап Характеристика различных видов транспорта Выступления обучающихся. Представление презентаций Наблюдение, вопросы
2 этап Работа со статистическим материалом Работа со статистическим материалом: таблицами, схемами, справочниками. Выводы, предложения по размещению различных видов транспорта по территории России. Наблюдение, корректировка ответов
3 этап Разбор домашнего задания Социокультурный практикум. Участие в обсуждении
4 этап Решение задач Каждая группа решает свою задачу Оказание помощи, если это необходимо
5 этап Заполнение таблицы Таблица на доске, заполняется по ходу обсуждения Участие в обсуждении, контроль
6 этап Подведение итогов урока Выводы и предложения, самооценка работы групп Выставление оценок

Ход урока

Класс делится на три группы:

  1. Аналитики наземных видов транспорта
  2. Аналитики водного транспорта
  3. Группа наблюдателей

1 этап. Каждая группа получает пакет заданий

Аналитики наземных видов транспорта.

  1. Характеристика ж/д транспорта
  2. Характеристика трубопроводного вида транспорта
  3. Характеристика автомобильного транспорта
  4. Характеристика электронного вида транспорта

Аналитики водного и воздушного видов транспорта

  1. Морской транспорт
  2. Речной транспорт
  3. Воздушный транспорт
  4. Транспортные сети России

Группа наблюдателей

  1. Каково значение транспорта
  2. Основные виды транспорта
  3. Особенности основных видов транспорта

2 этап. Работа со статистическим материалом

3 этап. Социокультурный практикум (домашнее задание)

По плану своего населенного пункта определить, какие автодороги наиболее загружены автотранспортом. Предлагаются варианты уменьшения грузопотоков на дорогах. Данные наблюдений занесены в таблицу.

Загруженность автодорог в тени часа

Тип дороги Количество транспортных средств Пешеходы
Грузовые Легковые Автобусы Мотоциклы Велосипеды
Автотрасса 360 879 50
Грунтовые 5 40 3 5

Данные таблицы получены в результате наблюдений, сделанных учащимися. В течении часа ученики подсчитали, сколько и каких автомашин, проехало по дорогам. На основании наблюдений сделаны выводы и даны ответы на поставленные задачи. Высказано предположение, что загруженность будет разной в зависимости от времени года.

4 этап. Решение задач.

Каждая группа получает для решения по задаче.

1. Почти все железные дороги в азиатской части России имеют широтное направление. Предложите одну из нескольких наиболее перспективных, с вашей точки зрения, трасс для строительства железной дороги в меридианальном направлении. Обоснуйте свой ответ. Укажите, с какими трудностями, обусловленными природными условиями, придется столкнуться строителям.

2. БАМ. Общая протяженность трассы 3095 км. На ней 195 станций и разъездов. Рассчитайте время движения поезда из Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, при движении поезда со скоростью60 км/ч, при условии стоянок 5 минут

3. Необходима транспортировка турбины приливной электростанции, изготовленной в Санкт Петербурге. Пункт назначения г. Мурманск. Необходимо определить маршрут движения и скорость перевозки, зная, что вес трубы 250 т, а стоимость перевозки 1 т груза на 1 км – 500 рублей.

5 этап. Заполнение таблицы

На доске высвечивается таблица, которая заполняется в результате обсуждения и подведения итогов представленных материалов.

Влияние транспорта на окружающую среду

Характер воздействия на окружающую среду ж/д транспорт Автомобильный транспорт Водный транспорт Трубопроводный транспорт Электронный транспорт
Загрязнение атмосферы выхлопными газами ++ ++ ++
Загрязнение водного бассейна + ++
1) выхлопными газами
2) в результате протечек и аварий + + ++ ++
Нарушения:          
1) рельефа ++ ++ + + +
2) режима поверхностных и подземных вод ++ ++ ++ +
3) растительности ++ ++ ++ ++

++ сильное загрязнение
+ слабое загрязнение
– отсутствует

Подведение итогов, выставление оценок.