Цели:
- формирование представлений у учащихся о правописании суффиксов -ек, -ик;
- формирование умения применять это правило;
- развивать у детей самостоятельное мышление и познавательную потребность;
- воспитывать интерес к изучаемой теме.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о написании суффиксов -ек, -ик;
- самостоятельная формулировка детьми правила о правописании суффиксов -ек, -ик;
- развивать умение добиваться поставленной цели;
- развивать навыки работы в парах, в группах, навыки самостоятельной работы, а также навыки самопроверки и взаимопроверки;
- воспитывать умение слушать друг друга, учителя;
- создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Оборудование: карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Уч.: Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет.
Я, как, разведчик все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
II. Актуализация знаний.
Уч.: Сегодня на уроке нам необходимо сделать одно открытие. Но прежде всего надо ответить на несколько вопросов.
Уч.: Какие части слова вы знаете?
Д.: Части слова это корень, приставка, суффикс и окончание.
Уч.: При помощи каких частей слова могут образовываться новые слова?
Д.: Новые слова могут образовываться при помощи приставки, суффикса, приставки и суффикса одновременно.
Уч.: Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?
Котик, рыбка, сапожник, дедушка.
Д.: Все слова - это имена существительные, одушевленные, единственного числа, образованные при помощи суффикса.
Уч.: Какие суффиксы помогли образовать эти слова? Выделите эти суффиксы.
Д.: Эти слова образованны при помощи суффиксов -ик, -к, -ник, -ушк.
Уч.: Как вы думаете, о какой части слова пойдет сегодня речь на уроке?
Д.: На уроке мы будем говорить о суффиксе.
III. Вхождение в тему.
Уч.: Вставьте в слова пропущенные буквы. (Работа по вариантам, 2 человека работают у доски).
лист…к | клубоч….к |
платоч…к | брат…к |
сад…к | росточ…к |
ореш…к | винт…к |
Уч.: Что надо знать, чтобы проверить, правильно ли ребята вставили буквы?
Д.: Чтобы проверить правильность написания букв, надо знать правило.
Уч.: Сегодня мы попытаемся сформулировать это правило. Но сначала определите, в какой части слова пропущены буквы?
Д.: Буквы пропущены в суффиксах.
Уч.: Выделите суффиксы в записанных словах. Назовите суффиксы.
Д.: Это суффиксы -ек, -ик.
Уч.: Попробуйте сформулировать тему урока.
Д.: Правописание слов с суффиксами -ек, -ик.
IV. Чистописание.
Уч.: Так как сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с суффиксами -ек, -ик, значит на минутке чистописания запишем соединения
ик ек ик ек
V. Работа по теме.
Уч.: Давайте вернемся к нашему первому заданию. Как вы думаете, когда в словах пишется суффикс -ек, а когда -ик?
Уч.: Чтобы разрешить все споры давайте выполним следующее задание. Измените записанные вами слова по вопросу (нет кого? чего? Или подставим слово много). (Работа выполняется по вариантам и у доски)
Уч.: Проверьте, что у вас получилось?
Уч.: Выделите суффикс в полученных словах. Что вы заметили?
Д.: В одних словах в суффиксах гласная буква остается, а в других - нет.
Уч.: Молодцы! Итак, сформулируйте правило о правописании суффиксов -ек, -ик в словах.
Д.: Если при изменении слова в суффиксе гласный звук выпадает, то пишется буква -е, если гласный звук остается, то пишется буква -и.
Уч.: Сравним наше правило с правилом, которое дано в учебнике.
Дети читают правило в учебнике.
Уч.: Что вы можете сказать?
Д.: Правило мы сформулировали верно.
Уч.: Вернемся к нашему первому заданию. Давайте проверим как вы его выполнили, используя правило правописания суффиксов -ек, -ик.
Дети проверяют выполненное задание, исправляют ошибки.
Физминутка
VI. Закрепление полученных знаний.
Замена звуковой записи буквенной.
Уч.: Как произносятся суффиксы -ек, -ик в словах?
Д.: Суффиксы -ек, -ик произносятся одинаково [ик].
Уч.: Замените звуковую запись буквенной. Будьте внимательны!
Комоч[ик], винт[ик], сыноч[ик], годоч[ик], топор[ик], молоточ[ик], кружоч[ик].
Уч.: Давайте проверим правильность выполненного вами задания. Какое правило использовали при написании и проверке слов?
Картинный диктант.
Уч.: Используя знания о правописании суффиксов -ек, -ик, образуйте однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Обязательно доказывайте свой выбор.
Корабль, ковер, бант, гвоздь, горох, кирпич, лист, стол, шар, мяч.
Уч.: А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте. (Работа в парах)
Уч.: Я думаю, что все вы справились с данным заданием на “ отлично”.
VII. Рефлексия
Уч.: А теперь разделимся на 4 группы (группы разноуровневые). Каждая группа получает задание и выполняет его.
1 группа. Образуйте и запишите родственные слова с суффиксами -ек, -ик. Будьте внимательны при выборе суффиксов: вспоминайте правила!
Зонт, тигр, лось, винт, кот, торт, цвет, нож, год, час.
2 группа. Допишите пары слов по образцу. Обозначьте суффиксы, подчеркните доказательство правильности выбора суффикса.
Сухарики – сухарик, вечерочки – …., пенечки - …., кирпичики - …., шарфики - …., дворики - …., ослики - …., ножички - …., сыночки - …., коврики - …., крючочки - …. .
3 группа. Вставьте суффиксы -ек или -ик. Вспомните правило.
Совоч…, чиж…, двор…, чулоч…, ветероч…, словар…., кулеч…, карандаш…, зуб…, зубоч… .
4 группа. Составьте и запишите слова, используя данные корни и суффиксы -ек, - ик.
-Осл-, -блинч-, -совоч-, -билет-, - глазоч-, -сухар-, -столб-, -ящич-, - человеч-, - глоточ-.
Каждая группа выходит к доске, зачитывает и доказывает правильность выполнения своего задания.
VIII. Домашнее задание.
Уч.: Придумайте и запишите 5 предложений так, чтобы в каждом предложении было 2–3 слова с суффиксами -ек, -ик.
Уч.: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Большое всем спасибо за работу!