Урок русского языка по теме "Правописание существительных с суффиксами -ек, -ик"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- формирование представлений у учащихся о правописании суффиксов -ек, -ик;

- формирование умения применять это правило;

- развивать у детей самостоятельное мышление и познавательную потребность;

- воспитывать интерес к изучаемой теме.

Задачи:

- сформировать у учащихся представление о написании суффиксов -ек, -ик;

- самостоятельная формулировка детьми правила о правописании суффиксов -ек, -ик;

- развивать умение добиваться поставленной цели;

- развивать навыки работы в парах, в группах, навыки самостоятельной работы, а также навыки самопроверки и взаимопроверки;

- воспитывать умение слушать друг друга, учителя;

- создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Оборудование: карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Уч.: Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет.
Я, как, разведчик все замечу.

Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.

II. Актуализация знаний.

Уч.: Сегодня на уроке нам необходимо сделать одно открытие. Но прежде всего надо ответить на несколько вопросов.

Уч.: Какие части слова вы знаете?

Д.: Части слова это корень, приставка, суффикс и окончание.

Уч.: При помощи каких частей слова могут образовываться новые слова?

Д.: Новые слова могут образовываться при помощи приставки, суффикса, приставки и суффикса одновременно.

Уч.: Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?

Котик, рыбка, сапожник, дедушка.

Д.: Все слова - это имена существительные, одушевленные, единственного числа, образованные при помощи суффикса.

Уч.: Какие суффиксы помогли образовать эти слова? Выделите эти суффиксы.

Д.: Эти слова образованны при помощи суффиксов -ик, -к, -ник, -ушк.

Уч.: Как вы думаете, о какой части слова пойдет сегодня речь на уроке?

Д.: На уроке мы будем говорить о суффиксе.

III. Вхождение в тему.

Уч.: Вставьте в слова пропущенные буквы. (Работа по вариантам, 2 человека работают у доски).

лист…к клубоч….к
платоч…к брат…к
сад…к росточ…к
ореш…к винт…к

Уч.: Что надо знать, чтобы проверить, правильно ли ребята вставили буквы?

Д.: Чтобы проверить правильность написания букв, надо знать правило.

Уч.: Сегодня мы попытаемся сформулировать это правило. Но сначала определите, в какой части слова пропущены буквы?

Д.: Буквы пропущены в суффиксах.

Уч.: Выделите суффиксы в записанных словах. Назовите суффиксы.

Д.: Это суффиксы -ек, -ик.

Уч.: Попробуйте сформулировать тему урока.

Д.: Правописание слов с суффиксами -ек, -ик.

IV. Чистописание.

Уч.: Так как сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с суффиксами -ек, -ик, значит на минутке чистописания запишем соединения

ик ек ик ек

V. Работа по теме.

Уч.: Давайте вернемся к нашему первому заданию. Как вы думаете, когда в словах пишется суффикс -ек, а когда -ик?

Уч.: Чтобы разрешить все споры давайте выполним следующее задание. Измените записанные вами слова по вопросу (нет кого? чего? Или подставим слово много). (Работа выполняется по вариантам и у доски)

Уч.: Проверьте, что у вас получилось?

Уч.: Выделите суффикс в полученных словах. Что вы заметили?

Д.: В одних словах в суффиксах гласная буква остается, а в других - нет.

Уч.: Молодцы! Итак, сформулируйте правило о правописании суффиксов -ек, -ик в словах.

Д.: Если при изменении слова в суффиксе гласный звук выпадает, то пишется буква -е, если гласный звук остается, то пишется буква -и.

Уч.: Сравним наше правило с правилом, которое дано в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

Уч.: Что вы можете сказать?

Д.: Правило мы сформулировали верно.

Уч.: Вернемся к нашему первому заданию. Давайте проверим как вы его выполнили, используя правило правописания суффиксов -ек, -ик.

Дети проверяют выполненное задание, исправляют ошибки.

Физминутка

VI. Закрепление полученных знаний.

Замена звуковой записи буквенной.

Уч.: Как произносятся суффиксы -ек, -ик в словах?

Д.: Суффиксы -ек, -ик произносятся одинаково [ик].

Уч.: Замените звуковую запись буквенной. Будьте внимательны!

Комоч[ик], винт[ик], сыноч[ик], годоч[ик], топор[ик], молоточ[ик], кружоч[ик].

Уч.: Давайте проверим правильность выполненного вами задания. Какое правило использовали при написании и проверке слов?

Картинный диктант.

Уч.: Используя знания о правописании суффиксов -ек, -ик, образуйте однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Обязательно доказывайте свой выбор.

Корабль, ковер, бант, гвоздь, горох, кирпич, лист, стол, шар, мяч.

Уч.: А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте. (Работа в парах)

Уч.: Я думаю, что все вы справились с данным заданием на “ отлично”.

VII. Рефлексия

Уч.: А теперь разделимся на 4 группы (группы разноуровневые). Каждая группа получает задание и выполняет его.

1 группа. Образуйте и запишите родственные слова с суффиксами -ек, -ик. Будьте внимательны при выборе суффиксов: вспоминайте правила!

Зонт, тигр, лось, винт, кот, торт, цвет, нож, год, час.

2 группа. Допишите пары слов по образцу. Обозначьте суффиксы, подчеркните доказательство правильности выбора суффикса.

Сухарики – сухарик, вечерочки – …., пенечки - …., кирпичики - …., шарфики - …., дворики - …., ослики - …., ножички - …., сыночки - …., коврики - …., крючочки - …. .

3 группа. Вставьте суффиксы -ек или -ик. Вспомните правило.

Совоч…, чиж…, двор…, чулоч…, ветероч…, словар…., кулеч…, карандаш…, зуб…, зубоч… .

4 группа. Составьте и запишите слова, используя данные корни и суффиксы -ек, - ик.

-Осл-, -блинч-, -совоч-, -билет-, - глазоч-, -сухар-, -столб-, -ящич-, - человеч-, - глоточ-.

Каждая группа выходит к доске, зачитывает и доказывает правильность выполнения своего задания.

VIII. Домашнее задание.

Уч.: Придумайте и запишите 5 предложений так, чтобы в каждом предложении было 2–3 слова с суффиксами -ек, -ик.

Уч.: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Большое всем спасибо за работу!