Цель: заинтересовать детей в приобретении навыков шитья на примере народной игрушки.
Задачи:
- Познакомить детей с традиционной народной куклой .
- Увлечь детей изготовлением куклы.
- Изготовить куклу – колокольчик.
Необходимые материалы: три круга из цветной ткани диаметром 24, 21, 18 см., вата, лоскут белой ткани 20 х15см, тесьма, лоскут цветной ткани 20х20см, нитки, ножницы.
Ход урока
1. Приветствие. Знакомство.
В старые – старые времена, когда человек верил в существование злых духов, он старался скрыть свое настоящее имя от них. Имя, данное при рождении, знали всего несколько человек. Чтобы нечистая сила не могла принести неприятности человеку, его звали другим именем, веря, что под ним злые духи его не узнают.
И имена тогда были другие. Какие старинные женские имена вы знаете? (Дети называют.) Давайте выберем такое старинное имя на сегодняшний урок. (Каждый выбирает себе листочек с именем.) Приколите, пожалуйста, булавкой “свое” имя. А теперь давайте познакомимся .Каждый говорит “свое”имя и говорит, что он любит или не любит, что ему нравится или не нравится. Например, меня зовут Василиса, я не люблю слякоть на улице, а люблю заниматься рукоделием. Теперь продолжим путешествие в старые времена.
2. Вступление.
Народная память принесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка.
В словаре В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” слово “кукла “имеет множество значений:
- Идол.
- “Заломы”, “закрутки”.
- Снежная баба.
- Кулак (кукши).
- Лен в связке.
- Кудель, моток ниток.
- Связка ивовых прутьев.
- Различные хлеба.
- Насекомое в последней стадии.
- Фальшивые денежные знаки.
В быту русской деревни еще в первом десятилетии ХХ века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Сначала это было неотесанное полено. Потом ему стали придавать форму головы и туловища. В иных избах кукол было до сотни. Таких кукол начинали “вертеть” с 5 лет. Свертывали “в скалку” кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно было “рядить “. Обязательно пришивали кукле кудельную или волосяную косу. Наряжали куклу с большим старанием, знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскуты ситца, кумача, китайки берегли на кукольный костюм, и шился он, как настоящий . Даже головные уборы кукол были этнографически точны.
После уборки урожая в русской деревне начинались посиделки. Девушки по вечерам собирались у кого-то в доме: шили, пели песни, вязали. В посиделках участвовали и девочки, которые в это время обучались многим женским ремеслам, и в том числе изготовлению тряпичной куклы. Традиционная тряпичная кукла имела различное назначение, могла символизировать изобилие, плодородие, материнство, были “богинями “для детей, семьи, олицетворяли хозяйственность, гостеприимство, порядочность.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали, такие куклы назывались безликими . По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить ребенку. Безликая кукла являлась детям партнером в игре, заставляла понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.
Именно такая кукла явилась прототипом современной игрушки. Сейчас, кукла, выполненная своими руками, может быть сувениром или подарком к празднику.
3. Подготовка детей к практическому занятию.
Для работы нам потребуется три круга разных диаметров, немного ваты, нитки, прямоугольный лоскут белой ткани, ножницы,
Посмотрите и послушайте, пожалуйста, как нужно выполнять такую куклу.
Презентация “Текстильная кукла – колокольчик.
Слайд 3. Вырезать из яркой ткани три круга диаметром 24, 21, 18 см.
Слайд 4. Разложите самый большой круг цветной ткани изнаночной стороной вверх и в центр поместите плотный комочек ваты.
Слайд 5. Переверните заготовку вниз и перетяните нитью два раза, придавая форму голове.
Слайд 6. На голову куклы наденьте средний по величине круг, перевяжите его нитью.
Слайд 7. На голову наденьте малый круг и перевяжите его нитью.
Слайд 8. Возьмите прямоугольный лоскут белой ткани размером 20х15см. Загните противоположные края по длинной стороне к середине внутрь по 1 си.
Слайд 9. Наденьте заготовку на голову куклы и туго перевяжите ткань по линии шеи.
Слайд 10. Свободные концы белой ткани расправьте, придайте каждому рукаву форму фонарика и перетяните на конце нитью.
Слайд 11. Возьмите яркую тесьму . Закройте на голове куклы – получится кокошник.
Слайд 12. Поверх кокошника наденьте платочек(лоскут ткани 20х20см), концы завяжите спереди или сзади.
Все, наверное слышали слово “опростоволоситься”, а кто знает, что это значит?
По словарю Даля – “допустить какую-либо оплошность, промах, оказаться в невыгодном, неприятном положении”.Но раньше оно имело другой смысл. “Опростоволоситься “означало женщине оказаться с непокрытой головой. Вот почему большинство кукол всегда в платочках
4. Практическое занятие.
А теперь приступим к изготовлению нашей куклы, помогая друг другу.(Комментарий педагога к каждому этапу изготовления, помощь детям в процессе работы)
5. Подведение итогов занятия. (Оценка личностного успеха в процессе изготовления куклы.)
Теперь давайте устроим хоровод наших кукол, пусть они посмотрят друг на друга, и мы на них посмотрим. Давайте выберем самую лучшую работу. Чем она вам нравится ? (Правильность выполнения, форма, аккуратность.) Давайте их назовем. Передадим их ваши новые имена. Приколите их к юбочке.