Форма занятия: Фронтальная.
Вид занятия: Доминантное (раздел «Слушание» – преобладающий вид музыкальной деятельности, который помогает развивать у детей с ТНР музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением звуков).
Возрастная группа: подготовительная группа для детей с ТНР(тяжелым нарушением речи).
Цель: Обогащать представление детей о шумовых и музыкальных звуках.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей играть на детских музыкальных инструментах;
- Учить детей внимательно слушать музыку, выполняя соответствующие движения.
Развивающие:
- Развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей коммуникативные навыки.
Коррекционные:
- Коррекция слухового восприятия на основе узнавания и различения.
Методы и приемы обучения, оборудование:
Методы | Приемы | Оборудование |
Наглядный | Наглядно-зрительный | Схема, слайды презентации, карточки к игре «Тихо вокруг», музыкальные инструменты, музыкально-дидактическое пособие «Большие и маленькие машины» |
Наглядно-слуховой | Фонограммы, фортепиано | |
Словесный | Инструкции, вопросы, разъяснение | Схема, карточки к игре |
Практический | Исполнение упражнений, игра на музыкальных инструментах, выполнение игрового задания | Музыкальные инструменты, карточки к игре |
Репродуктивный | Уточнение и воспроизведение воспринятого материала | Слайды презентации |
Игровой | Использование сюжета игры для организации детской деятельности | Карточки к игре «Тихо вокруг», музыкально-дидактическое пособие «Большие и маленькие машины» |
Проблемного обучения | Сопоставление, сравнение, выбор карточек, соответствующих содержанию произведения | Карточки к игре «Тихо вокруг» |
Информационно-рецептивный | Совместная деятельность педагога и детей | Музыкальные инструменты |
Применение ТСО | Музыкальный центр, диски, аудиокассета, мультимедийное оборудование |
Предварительная работа:
- Беседы воспитателей на прогулке «Шум улицы»;
- Прослушивание в группе звучания музыкальных инструментов в дидактической игре «Определи музыкальный инструмент»;
- Прослушивание различных шумов на занятиях с логопедом;
- Объяснение и значение слов: азбука «Морзе».
Словарь: шарманщик, шумовые звуки, музыкальные звуки, транспорт, азбука «Морзе».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в зал, музыкальный руководитель приветствует детей песенкой – игрой, дети подпевают и выполняют соответствующие движения.
Песенка – игра «Начнем урок» Е. Железнова
II. Вводная часть.
Введение в тему.
М. р: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в мир волшебных звуков. Давайте послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.
Дети слушают тишину
М. р: Что вы слышите?
Дети говорят, что они услышали.
М. р: Вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука?
Воспитатель: Ответом на вопрос будет стихотворение.
Стихотворение «Звуки» А. Усачев
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как стучат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
III. Основная часть.
(внесение музыкальной шкатулки)
М. р: Нас окружает много звуков: шум автомобилей, голоса людей и животных, звуки работающих приборов и механизмов, музыкальные звуки и т.д. И сейчас, ребята, я вам загадаю загадки из моей волшебной шкатулки. Вы будете слушать, и отгадывать звучащие предметы.
1. Игра «Отгадай, что звучит»
(Дети садятся на стулья перед ширмой. Музыкальный руководитель достает из шкатулки различные звучащие предметы, а дети стараются отгадать звук предмета: стеклянного стакана, железной крышки от кастрюли, деревянных кубиков, шуршание бумажкой, переливание воды)
Показ слайда 1 (Улица)
Слушание записи «Шум улицы»
М. р: Как здесь шумно, куда это мы с вами попали? (на улицу)
М. р: Послушайте, какой транспорт едет по проезжей части дороги?
Показ слайдов 2, 3 «Грузовой и легковой транспорт»
Слушание записи «Звуки движущегося транспорта»
М. р: Чем отличается звук большой машины от маленькой? (по динамике звучания)
2. «Большие и маленькие машины» двигательное упражнение
(Дети делятся на две подгруппы, берут приготовленные карточки с изображением больших и маленьких машин («Музыкально – дидактическое пособие «Большие и маленькие машины». На громкую музыку выполняют движения дети у которых карточки с большими машинами. На тихую музыку – с маленькими машинами)
М. р: Послушаете и скажите, что вы слышите сейчас? Если правильно угадаете, то на экране появиться ответ.
Слушание записи «Шум дождя»
Показ слайда 4 «Дождь»
Воспитатель: Давайте, ребята. покажем как капает дождик.
3. Массаж «Дождик» муз. Е. Попляновой
(Дети выстраиваются в шеренгу друг за другом и выполняют легкие постукивания по спине друг друга под пение музыкального руководителя)
М. р: Очень внимательно прислушайтесь ребята, что вы слышите сейчас?
Слушание записи «Шелест листьев»
Показ слайда 5 «Осенние листья»
Воспитатель:
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Показ слайда 6 «Зима»
Слушание записи «Вьюга. Метель»
М. р: Что вы ребята услышали?
Показ слайда 7 «Метель»
Воспитатель:
Метель гудит, в трубе шумит.
Очень страшно одному,
А метель все «У-у» да У-у»
М. р: Давайте с помощью голоса изобразим завывание вьюги. (внесение схемы)
4. Голосовое упражнение «Завывание вьюги»
(дети выполняют голосовое упражнение по звуковой схеме. Музыкальный руководитель показывает движение голоса на схеме)
М. р: Отправляемся на прогулку в лес.
Показ слайда 8 «Лес»
М. р: Послушайте, кто издает звук в лесу?
Слушание записи «Дятел. Звук по дереву»
Показ слайда 9 «Дятел на дереве»
М. р: Давайте поможем дятлу разослать телеграммы птицам в теплые страны. Эта телеграмма состоит из долгих и коротких звуков.
М. р: Давайте озвучим весеннюю телеграмму с помощью музыкальных инструментов.
5. «Весенняя телеграмма» В. Суслов
(детям раздают музыкальные инструменты, с помощью которых дети выполняют ритмический рисунок, проговаривая слова в конце строчки)
Дятел сел на толстый сук – тук да тук.
Всем друзьям своим на юг – тук да тук.
Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,
Что весна уже идет – туки-тук, туки-тук,
Что растаял снег вокруг – туки-туки-тук,
Что подснежники вокруг – туки-туки-тук.
Дятел зиму зимовал – тук да тук,
В жарких странах не бывал – тук да тук.
И понятно, почему – скучно дятлу одному.
М. р: А сейчас я предлагаю вам интересную игру. Нужно послушать внимательно песню и по окончании выбрать нужные карточки по тексту песни.
6. Игра «Тихо вокруг» Г. Анисимова
(Дети делятся на две подгруппы, раскладываются карточки. Дети слушают песню, исполняемую музыкальным руководителем. По окончании песни быстро и тихо находят карточки с соответствующим изображением. Выигрывает та подгруппа детей, которая выполнит задание быстрей другой)
Воспитатель:
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают
Журавлей прощальный клекот
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе.
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые.
М. р: Только есть еще другие: не шуршащие, не стуки – музыкальные есть звуки.
В любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит, поэтому он звучит. Послушайте и скажите, звук какого музыкального инструмента вы слышите?
Слушание записи «Музыка шарманки»
Показ слайдов 10, 11 «Шарманщик»
М. р: Это шарманщик, а в руках у него старинный музыкальный инструмент – шарманка. Звук у шарманки появлялся тогда, когда шарманщик крутил ручку. Мы сейчас с вами возьмем музыкальные инструменты, звучание которых похожи на звуки шарманки и исполним музыку Дмитрия Шостаковича «Шарманка»
7. «Шарманка» Д. Шостакович
IV. Итог занятия.
М. р: сегодня, ребята, вы услышали очень много разных звуков. Давайте вспомним, какие звуки вы слышали.
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось на занятии?
М. р: Какое задание было самое трудное для вас?
(похвалить детей)
М. р: Ребята, вы сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в свою группу, мы еще не раз побываем с вами в этой чудесной стране.
«До свидания» Е. Железновой
М. р: До новых встреч!
Под музыку дети выходят из зала.