Правописание слов с разделительными знаками в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие:
    • научить детей распознавать функцию мягкого и твердого знаков;
    • совершенствовать умение писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками;
    • различать части слова;
    • совершенствовать умение находить и обозначать орфограмму в слове;
    • повторить ранее изученный материал по разделам: фонетика, лексика, состав слова.
  • Развивающие:
    • развитие мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы на основе упражнений  в решении проблемных ситуаций;
    • обогащение словарного запаса;
  • Воспитывающие:
    • воспитание усидчивости, трудолюбия, интереса к предмету через содержание учебного материала;
    • воспитание уважительного отношения друг к другу, внимания, самостоятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс под ред.  Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной; таблица «Орфограммы – буквы ъ и ь разделительные»; индивидуальные папки с заданиями на урок и домашнюю работу; презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению (Приложение 1, слайд 2).

II. Словарная-орфографическая работа

Целевое задание: запишите слова под диктовку, определите ударный слог, покажите графически ошибкоопасные места.
Характерный, календарь, хоккей, чувство, аллея, абрикос, рябина, команда, лимон.
Проверка (Приложение 1, слайд 3).
Учитель обращает внимание, что в первом слове есть 2 варианта постановки ударения (2слог ударный – характерный актер; 3 ударный слог – характерный для чего-либо).

III. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

В стране Русский Язык
В городе Алфавите
Живут два брата-двойняшки,
Носят одинаковые рубашки.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.

Ученик «Ь»:

Младший брат-весельчак и добряк,
И зовется он – Мягкий Знак.
Он ласков и добродушен,
И всегда во всем послушен.

Ученик «Ъ»:

Старший брат – строг и суров.
Не говорит он много слов.
И во всех он делах упертый.
И зовется он – Знаком Твердым.

Учитель:

Но живут вместе братья дружно.
Не встают в те слова, где не нужно.
Четко правила соблюдают.
И друг другу в делах не мешают.

– Какова же тема урока? «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Слова – синонимы». (Приложение 1, слайд 4). Сегодня мы повторим правила написания слов с разделительными Ъ и Ь знаками, поупражняемся в написании слов с этими буквами, познакомимся со словами – синонимами.

IV. Каллиграфическая минутка

В минутке чистописания мы напишем буквы Ъ и Ь знаки (показ учителем на доске, пишут по образцу)

V. Актуализация знаний

Целевое задание.  (Текст находится в индивидуальных папках учащихся)

Прочитайте сказку и ответьте на вопрос: «Что же случилось со словами?»

«В некотором городке жил мальчик Ваня. Он учился в 3 классе. Однажды писал диктант: «Вкусное печене, обезд по полю, страшная вюга, сежился от страха».
– Ой! Ах! Ай! – закричали неверно написанные слова. – Мы нигде не можем показаться в таком виде!
– Почему? – удивился мальчик.

Целевой вопрос: Что же случилось со словами? (Слова: «печене», «обезд», «вюга», «сежился» появляются на экране)

Целевой вопрос: На какое правило допущены ошибки?

– В каком слове мы можем с уверенностью сказать, какой знак нужно писать и почему? (В слове «печенье» – разделительный Ъ, потому что Ъ знак на конце слова не пишется)

Целевое задание. Помогите Ване. Отметьте у себя на карточках ошибкоопасные места, назовите их. Работайте по инструкции (в индивидуальных папках учащихся):

1. Определи, в какой части слова пишется ъ и ь знаки. Выдели корень.
2. Посмотри, где нужно писать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем.
3. Исправь слово.
4. Проверь написание. Обозначь орфограмму.

Проверка: (Приложение 1, слайд 5).

Вывод:

– Какую работу выполняют Ъ и Ь предупредительные, разделительные?  (Предупреждают, что в слове есть звук Й после согласных звуков перед гласными)

Учитель:Благодарю вас за помощь, оказанную ученику третьекласснику.

VI. Физкультминутка

Зарядка для глаз (Приложение 1, слайд 6).

VII. Практическая часть

(работа по учебнику «Русский язык», ч. 2, с. 51, упр. 167, Приложение 1, слайд 7).

Учитель:

Целевое задание.

1. Прочитайте задание.
2. Прочитайте группы слов.
3. Определите лексическое значение каждого слова.
4. Однокоренные ли эти слова?
5. Прочитайте слова только 2-й группы.

Целевой вопрос: Почему не во всех словах с приставками написан разделительный Ъ? (В словах: «поезд, поездка, выезд, приезд, переезд» приставка оканчивается на гласный)

Целевое задание. Спишите слова только 1 группы, выделите корень, покажите ударный слог, обозначьте все знакомые орфограммы)

Проверка: (Приложение 1, слайд 8)

Целевое задание.

1. Прочитайте слова в рамке на странице 51.
2. Одинаковые или разные по смыслу слова «ОБЪЯСНИЛ» и «РАЗЪЯСНИЛ»? (Обозначают «сделать что-либо ясным, понятным»)
3. Составьте с этими словами устно предложения.
4. То же ли значение у глагола «втолковать» /разг./? (Да, употребляется в разговорной речи и в быту)
5. Выражение « разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения «очень подробно, доступно объяснить».

Учитель: Слова, которые имеют сходное значение, но различаются по звучанию и написанию называются синонимами. (Карточка со словом «синонимы» – на магнитной доске)

Целевое задание. Прочитайте задание к упражнению № 168 на с.52 (Приложение 1, слайд 9).

Целевой вопрос: Почему же русский язык называют богатым? Для чего необходимы синонимы? (Синонимы необходимы, чтобы избежать повтора одних и тех же слов в тексте, так как это делает текст однообразным и не очень удачным)

Целевое задание. Устно определите, в каких строках слова  являются синонимами? (Приложение 1, слайд 10)

1. Ветер, ненастье.
2. Выстрел, взрыв.
3. Простор, приволье, раздолье.
4. Базар, ярмарка, рынок.

(Ответы учащихся)

VIII. Самостоятельная работа «Проверь себя»

Целевое задание. Запишите слова, решите данную орфографическую задачу:

1 ряд – с разделительным Ъ знаком;
2 ряд – с разделительным Ь знаком;
3 ряд – слова, в которых не пишется ни Ъ, ни Ь знаки разделительные.

(Слова напечатаны на карточках)

Выл.ю, под.езд, вы.езд, варен.е, об.яснение, без.облачное, гор.ко, ноч.ю, с.емка, наехать, под.ехал, птич.и.

(Проверка: индивидуально в тетрадях учащихся)

IХ. Итог урока

1. Как называется раздел, который мы изучаем?
2. Сделайте вывод о написании ъ и ь знаков разделительных (работа со схемой)
3. Какие слова мы называем синонимами?

Х. Рефлексия

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы молодцы! (Приложение 1, слайд 12). Оцените себя:

  • Желтый круг – мне было легко на уроке;
  • Синий круг – мне было трудно, но я справился;
  • Красный круг – мне было трудно, необходима помощь взрослых.

ХI. Инструктаж по выполнению домашнего задания

1 группа учащихся (задание повышенной сложности)

Найди и исправь 6 ошибок, запиши.

1. А дело бывало – и коза волка съедала.
2. Орлы бъются, а молодцам перья доъстаются.
3. И не так подьезжали, да ни с тем отъезжали.
4. Достаток объединяет, бедность разъобщает.
5. Знает кошка, чъе мясо села.

2 группа учащихся (задание средней сложности)

Вставь, где нужно, разделительный Ъ и Ь знаки. Обозначь орфограмму.

Об_езд по полю, раз _яренная в _ юга, необ _ ятное раздол_ е, по _ ежился от холода, об _ еденные лист _ я, в _ незапный от _ езд, до _ хал до ател _ е, сош _ ет платье.

3 группа учащихся (задание низкой сложности)

Спиши предложения в тетрадь. Отметь все ошибкоопасные места.

1. И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.
2. Без терпенья нет ученья.
3. Труд людей объединяет.
4. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
5. С уменья руки не болят.
6. Веселье – от всех бед спасенье.

Список использованной литературы:

1. Русский язык, 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. М., 2006 г., с. 78-79.
2. Учебник «Русский язык» для 3-го класса, 2 ч. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина. М. 2007 Г., с.51-52.
3. Самостоятельные работы. Русский язык. 3 класс. По новому образовательному стандарту. М.И. Кузнецова.
4. Самостоятельные работы. Русский язык. 3 класс. По новому образовательному стандарту. Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова.
5. Презентация физкультминутки взята из раздела «Посмотри вокруг», автор Земзюлина Л.В. ГУ Песчанская СОШ №2.

Приложение 2