Элективный курс "Экология человека"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно концепции профильного обучения, значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися. Элективные курсы могут поддерживать и углублять базовые и профильные дисциплины или открывать возможности учащимся в постижении смежных областей знаний в дополнение к профильным предметам. Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. В связи с этим программа элективного курса “Экология человека” весьма актуальна.

В содержании программы предусмотрена практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся. Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Блочно-модульное построение учебной программы, разнообразие заданий внутри каждой темы, их различная направленность и разный уровень трудности позволяют каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям.

Программой предусмотрено выполнений заданий, предполагающих раскрытие разных аспектов поставленной проблемы, различную степень сложности и разный уровень познавательной самостоятельности школьников. Сравнительно простые задания обозначены значком *, задания более высокого уровня – знаком **, исследовательские задания, требующие творческого подхода и высокого уровня подготовленности школьников, – знаком *** (Приложение 1).

Цель курса:

В процессе изучения своего ближайшего окружения способствовать:

  • созданию ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения;
  • формированию экологического сознания учащихся.

Задачи курса:

  1. Освоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния своего ближайшего окружения.
  2. Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.
  3. Развитие творческого, экологически направленного мышления.

Элективный курс составлен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ Кежемского района. Образовательный материал рассчитан на 24 часа обучения.

Школьники, выбравшие данный курс в рамках предпрофильной подготовки, имеют возможность самостоятельно выстраивать свой образовательный маршрут изучения курса (Приложение 1) в зависимости от интересов к тому или иному заданию и того, сколько каждому из них необходимо времени на изучение отдельной темы. Таким образом, возможно прохождение курса менее чем за 24 часа. По окончании курса проводится итоговое тестирование на основе изученного теоретического материала.

Планируемые результаты и средства их диагностики.

Контроль и оценивание результатов освоения учащимися элективного курса “Экология человека” осуществляется по трем основным направлениям.

Выбор естественно-научного профиля.

По окончании изучения курса проводится рефлексивное анкетирование по выбору данного профиля (Приложение 2).

Экологическое сознание.

Целесообразно использовать для изучения основных составляющих экологического сознания школьников анкету “ЭЗОП” (Приложение 3). Проведение анкетирования в начале изучения курса и на последнем занятии позволит получить представление о развитии ценностных ориентаций, эстетических представлений о природе, природоохранных и потребительских мотивов учащихся.

Знания, умения, навыки.

Выполнение намеченных образовательных результатов фиксируется:

  • по полноте и правильности выполнения учащимися заданий к темам;
  • по выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности: при выполнении заданий переход от репродуктивного уровня (*) к продуктивному (**) и творческому уровню (***).
Уровень требований Содержание требований Средства диагностики
Знать термины и понятия Экология человека. Основные характеристики Кежемского района, как среды обитания ее жителей. Биологические ритмы человека. Здоровье человека. Здоровье социума. Среда, как фактор, формирующий здоровье. Факторы риска заболеваний. Различные виды загрязнения окружающей среды и здоровье человека. Экологические проблемы Кежемского района. Питание и здоровье. Выполнение заданий различного уровня, предложенных по темам.
Знать законы, принципы, проблемы Выживания и адаптации человека. Проблемы сохранения здоровья. Законы экологии Б. Коммонера.
Уметь использовать знания в учебных экологических ситуациях и в быту Участвовать в дискуссиях по экологическим проблемам жителей района. Собирать и анализировать данные по экологической ситуации района. Проводить оценку экологического состояния своего организма и своей среды обитания. Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности. Характеризовать экологическую обстановку своей местности. Составлять экологические паспорта помещений. Осуществлять природоохранные мероприятия.

Учебно-тематический план.

№ занятия. Тема. Количество часов.
Введение. (1 ч.)
1. 1 Вводное занятие. Что изучает экология человека. 1
Среда обитания человека. Кежемский район как среда обитания. (8 ч.)
2. 2 Среда обитания человека и география приспособительных особенностей. 1
3. 3–4 Географическое положение территории района. Социально-экономические условия. 2
4. 5–6 Климат, почва, полезные ископаемые, водные ресурсы. 2
5. 7–8 Состояние лесного фонда района. Биоразнообразие: растения, грибы, животные. 2
6. 9 Биологические ритмы человека. 1

Окружающая среда и здоровье населения. (8 ч.)

7. 10 Окружающая среда и здоровье населения. 1
8. 11–12 Что можно узнать о своем здоровье. 2
9. 13–14 Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека. 2
10. 15 Экологические проблемы района, связанные со строительством Богучанской ГЭС. 1
11. 16–17 Экология питания. Особенности питания жителей района. 2
Как можно использовать экологические знания и умения в быту (социально-экологическая практика). (6 ч.)
12. 18 Экология жилища. 1
13. 19 Экологически грамотный потребитель товаров. 1
14. 20 Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия в быту. 1
15. 21 Изучение загрязнения окружающей среды бытовым мусором. 1
16. 22 Курение как фактор экологической опасности. 1
17. 23 Исследование ощущений человека в различных пространствах, поведения и восприятия человеком определенной территории. 1

Заключение. (1 ч.)

18. 24 Заключительное занятие. Подведение итогов. 1
Всего: 24 ч

Содержание программы представлено в (Приложение 4).

Литература. Интернет-ресурсы.

  1. *www. boges. ru/eco/
  2. *www. cdt.kodinsk – online/ru
  3. *www. eco. nw. ru – внешкольная экология.
  4. *www. ekoportal. ru – Всероссийский экологический портал.
  5. *www. forest. report. ru – Форум. Экология леса.
  6. *www. infrormeco. ru – информационно-экологический портал Информ – Экология.
  7. Авакян А.Б. Водохранилища – новые географические объекты планетарного масштаба. // География в школе. – 1998. – № 3.
  8. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара “Учебная литература”, 2006. – 144 с.
  9. *Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара “Учебная литература”, 2005. – 304 с.
  10. *Алексеевич Т. Кто отодвинет Богучанку. // Красноярский рабочий – 2005 – № 23.
  11. *Богучанская ГЭС: Социальная и экологическая оценка. Часть 1. Краткий отчет (Резюме). – М., 2007. – 76 с.
  12. Богучанская ГЭС: Социальная и экологическая оценка. Часть 2. Планы действий – М., 2007. – 60 с.
  13. Картавых М.А., Шмелев С.В. Программа элективного курса “Экологический портрет Нижнего Новгорода”. // Практика административной работы в школе – 2006 – № 2.
  14. *Кодинский лесхоз самый красивый. // Советское приангарье. – 2001 – № 48–49.
  15. *Корпачев В. БоГЭС – новое мертвое море? // Красноярский рабочий – 2006 – № 18.
  16. *Красная книга Красноярского края. – Красноярск.: Красноярское книжное издательство, 1995.
  17. Медведев Л.Н. Экология человека. Тексты избранных лекций. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2001. – 71 с.
  18. *Мы – газовая провинция. // Советское приангарье. – 2004 – № 141–144.
  19. Пакулова В.М. Природа и экология Красноярского края: Программа школьного курса. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. – 48 с.
  20. *Полонский В. Чтобы море не стало озером. // Наш край – 2006. 
  21. Программно-методические материалы: Экология 5-11 кл./Сост. В.Н. Кузнецов. –  4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
  22. *Река слабаков не любит. // Советское приангарье – 2006 – № 81–84.
  23. Смирнова Н.З. Изучаем экологию экспериментально: Экологический практикум. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. – 52 с.
  24. Смирнова Н.З. Экологическое образование: проблемы и решения (региональный компонент). Красноярск: РИО КГПУ, 2000. – 147 с.
  25. *Цивилизованная рыбалка. // Советское приангарье. – 2002 – № 82–84.
  26. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений / Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.
  27. *Энциклопедия для детей. Экология. – М.: Изд-во “Аванта”, 2001.

Примечание – * рекомендовано для детей.