Тема урока. | Звуки и краски весны в произведениях художников и
поэтов. Е.А. Баратынский “Весна”. |
Цель урока. | Создание образного представления о весне на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. |
Задачи. | Формировать образное представление о весне. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Создать условия для развития наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей. Способствовать формированию умения работать самостоятельно, в парах и в группах. |
Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД. | Регулятивные УУД: развивать умения ставить цель,
составлять план действий, адекватно оценивать результат действия Коммуникативные УУД: формировать правила общения при совместно-продуктивной деятельности Познавательные УУД: учить основам восприятия смыслового текста; осуществлять анализ объектов с выделением признаков, обобщать |
Основные понятия. | Природа, пейзаж, лирический герой, настроение, поэт, композитор. |
Межпредметные связи. | Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство. |
Ресурсы. | Стихотворение Е.А. Баратынский “Весна”, репродукции картин И.Э. Грабаря “Вешний поток” и “Весенний пейзаж”, фотография художника, “аудиозапись пьесы П.И. Чайковского “Жаворонок” из цикла “Времена года”, альбом, акварель. |
Ход урока
Этапы урока. | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | Коммуникативные УУД (адекватно воспринимать и
передавать информацию) Познавательные УУД (строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков) |
– Вы любите природу? Что вам в ней нравится? – Что значит “красивая природа”? – – Кто сможет поделиться своим самым ярким впечатлением, которое произвела природа на вас? – Человек, видя, слыша, переживая различные явления природы, пропускает через свои чувства. Природа в искусстве такая, какой ее видит человек. |
Ответы детей.
|
Постановка проблемного вопроса. | Коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение) | Чем реальная природа отличается от изображения ее в
литературе и живописи?
– Может ли пейзаж украсить жизнь? Художник – воспевает красоту природы в цвете. |
|
Формулирование темы и цели урока. | Регулятивные УУД (формирование темы и цели в сотрудничестве с учителем) | – Сформулируйте тему и цель урока. – Чем мы будем заниматься на уроке? |
Дети формулируют тему и цель урока с помощью учителя. |
Работа над текстом до чтения. | Познавательные УУД (строить сообщения в устной форме, рассуждения в форме связи простых суждений об объекте) | – Прочитайте название стихотворения. – Кто автор? – Как вы думаете, о чем будет идти речь в стихотворении? – Обратите внимание на портрет? (Приложение 1.) Евгений Абрамович Баратынский– русский поэт. Родился 19.02 1800 года, в с. Вяжле Кирсановского уезда, Тамбовской губернии, Российской империи. |
Дети читают название и автора произведения. Высказывают свои предположения.
|
Первичное восприятие текста. | Познавательные УУД (учить основам смыслового восприятия художественного текста) | – Следит за правильностью и выражением чтения
стихотворения “Весна” Е.А.Баратынского.
|
Чтение текста хорошо подготовленным учеником. Дети слушают текст. |
Работа с текстом после чтения. | Коммуникативные УУД (формулировать
собственное мнение и позицию)
Познавательные УУД (учить основам восприятия смыслового текста; осуществлять анализ объектов с выделением признаков, обобщать) |
– Ваши предположения подтвердились? – Какие картины вы представили себе во время звучания этого стихотворения? Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картину родной природы особенно чувствуют художники. – Какая из предложенных репродукций, по вашему мнению, подходит к
данному стихотворению? И. Грабарь-мастер лесного пейзажа. Грабарь Игорь Иммануилович (1871–1960) природа наделила его многими дарованиями: живописец и искусствовед, архитектор, автор жизнерадостных, пронизанных светом пейзажей. Показ портрета. (Приложение 3.) – Вы встречали в жизни такие уголки природы? Где? В пейзажах большое значение имеет колорит. Именно через него можно сказать о том, как относится художник к изображению, какое чувство выражено в картине, какие переживания она вызывает у зрителя. – Где бы вы хотели оказаться? Подумайте и скажите, почему репродукция “Вешний поток” больше подходит к данному стихотворению? |
|
Пластический этюд. | Регулятивные УУД (планировать свои действия, адекватно оценивать правильность выполнения действий) | – Попробуйте передать форму деревьев с картины И. Грабаря, пластикой тела, покажите движением рук и пластикой тела дерева на ветру? | Дети изображают деревья, покачивая головой и туловищем из стороны в сторону. |
Вторичное восприятие текста. | Коммуникативные УУД (контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь) | –Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения. | Чтение стихотворения. Работа в парах над интонацией чтения |
Анализ поэтического текста. | Коммуникативные УУД (контролировать
действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь,
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, что нет, адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач)
|
– Учитель ведет работу над текстом после чтения. – Как называется произведение? (“Весна”). – Какая пора весны здесь изображена? Используя текст, докажите свою версию. – Какие цвета преобладают в этом стихотворении? Работа со словом лазурь, заздравный. – Перечитайте и найдите строки, которые ярко, точно выражают настроение лирического героя. Учитель предлагает поработать в группах. Посоветуйтесь, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и, главное, результативно? – Прочтите текст, найдите и обсудите ответы на вопросы. Проверка задания. |
Дети отвечают на вопросы, формулируют ответы.
Дети работают в группах с текстом по карточкам. |
Рефлексия. | Познавательные УУД (учить основам смыслового
восприятия музыкального произведения, осуществлять анализ и синтез,
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте)
Регулятивные УУД (составить план действия, оценивать правильность выполнения действия, адекватно воспринимать предложение и оценку учителя и товарищей) |
– Учитель предлагает послушать аудиозапись пьесы
П.И.Чайковского “Песня Жаворонка” из цикла “Времена года”.
(Приложение 5.) – Как звучит музыка: плавно или резко, быстро или медленно, радостно или печально? – Какое настроение вам навеяла музыка? В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустно, то радостно. Слышны легкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птицы. – Какое настроение вам навеяла музыка? – Подберите цветовой фон для передачи вашего настроения в своих рисунках. – Учитель выслушивает и помогает формулировать ответы детей. |
Дети слушают музыку.
Обучающиеся формулируют ответы.
Ребята выполняют творческое задание. Показ рисунков и обсуждение нарисованного детьми. |
Итог урока. | Регулятивные УУД (осуществлять итоговый и пошаговый контроль, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после завершения работы. | – Какие звуки весны вы сегодня услышали? – Какие у весны запахи? – Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну! |
Ответы детей. |