Интегрированный урок "Звуки и краски весны в произведениях художников и поэтов". Е.А. Баратынский. «Весна»

Разделы: Начальная школа


Тема урока. Звуки и краски весны в произведениях художников и поэтов.
Е.А. Баратынский “Весна”.
Цель урока. Создание образного представления о весне на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.
Задачи. Формировать образное представление о весне.

Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Создать условия для развития наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.

Способствовать формированию умения работать самостоятельно, в парах и в группах.

Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД. Регулятивные УУД: развивать умения ставить цель, составлять план действий, адекватно оценивать результат действия

Коммуникативные УУД: формировать правила общения при совместно-продуктивной деятельности

Познавательные УУД: учить основам восприятия смыслового текста; осуществлять анализ объектов с выделением признаков, обобщать

Основные понятия. Природа, пейзаж, лирический герой, настроение, поэт, композитор.
Межпредметные связи. Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.
Ресурсы. Стихотворение Е.А. Баратынский “Весна”, репродукции картин И.Э. Грабаря “Вешний поток” и “Весенний пейзаж”, фотография художника, “аудиозапись пьесы П.И. Чайковского “Жаворонок” из цикла “Времена года”, альбом, акварель.

Ход урока

Этапы урока. Формирование УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент. Коммуникативные УУД (адекватно воспринимать и передавать информацию)

Познавательные УУД (строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков)

– Вы любите природу? Что вам в ней нравится?
– Что значит “красивая природа”?

– Кто сможет поделиться своим самым ярким впечатлением, которое произвела природа на вас?
– Человек, видя, слыша, переживая различные явления природы, пропускает через свои чувства. Природа в искусстве такая, какой ее видит человек.
 

Ответы детей.

 

 

Постановка проблемного вопроса. Коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение) Чем реальная природа отличается от изображения ее в литературе и живописи?

– Может ли пейзаж украсить жизнь?
– Есть ли настроение в пейзаже?
– А в стихотворении?

Художник – воспевает красоту природы в цвете.
Композитор – в звуках.
Поэт – словом.

 

 

 

 

Формулирование темы и цели урока. Регулятивные УУД (формирование темы и цели в сотрудничестве с учителем) – Сформулируйте тему и цель урока.
– Чем мы будем заниматься на уроке?
Дети формулируют тему и цель урока с помощью учителя.
Работа над текстом до чтения. Познавательные УУД (строить сообщения в устной форме, рассуждения в форме связи простых суждений об объекте) – Прочитайте название стихотворения.
– Кто автор?
– Как вы думаете, о чем будет идти речь в стихотворении?
– Обратите внимание на портрет? (Приложение 1.)

Евгений Абрамович Баратынский– русский поэт. Родился 19.02 1800 года, в с. Вяжле Кирсановского уезда, Тамбовской губернии, Российской империи.

Дети читают название и автора произведения.

Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

Первичное восприятие текста. Познавательные УУД (учить основам смыслового восприятия художественного текста) – Следит за правильностью и выражением чтения стихотворения “Весна” Е.А.Баратынского.

 

Чтение текста хорошо подготовленным учеником.

Дети слушают текст.

Работа с текстом после чтения. Коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию)

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД (учить основам восприятия смыслового текста; осуществлять анализ объектов с выделением признаков, обобщать)

– Ваши предположения подтвердились?
– Какие картины вы представили себе во время звучания этого стихотворения?

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека.

Картину родной природы особенно чувствуют художники.

– Какая из предложенных репродукций, по вашему мнению, подходит к данному стихотворению?
– Что изображено на картинах И.Э. Грабаря “Вешний поток” и “Весенний пейзаж”? (Приложение 2.)
– Чем эти картины похожи, чем отличаются?

И. Грабарь-мастер лесного пейзажа.

Грабарь Игорь Иммануилович (1871–1960) природа наделила его многими дарованиями: живописец и искусствовед, архитектор, автор жизнерадостных, пронизанных светом пейзажей. Показ портрета. (Приложение 3.)

– Вы встречали в жизни такие уголки природы? Где?
– Какие деревья вы видите на картинах?
– Они одинаковы или разные? Почему?
– Какие цвета использовал художник в каждой из картин?
– Чем отличаются их колориты?
– В какой композиции больше солнечных цветов, в какой больше серых, темных? Как вы думаете, почему?

В пейзажах большое значение имеет колорит. Именно через него можно сказать о том, как относится художник к изображению, какое чувство выражено в картине, какие переживания она вызывает у зрителя.

– Где бы вы хотели оказаться?

Подумайте и скажите, почему репродукция “Вешний поток” больше подходит к данному стихотворению?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пластический этюд. Регулятивные УУД  (планировать свои действия, адекватно оценивать правильность выполнения действий) – Попробуйте передать форму деревьев с картины И. Грабаря, пластикой тела, покажите движением рук и пластикой тела дерева на ветру? Дети изображают деревья, покачивая головой и туловищем из стороны в сторону.
Вторичное восприятие текста. Коммуникативные УУД (контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь) –Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения. Чтение стихотворения.

Работа в парах над интонацией чтения

Анализ поэтического текста. Коммуникативные УУД  (контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, что нет, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач)

 

– Учитель ведет работу над текстом после чтения.
– Как называется произведение? (“Весна”).
– Какая пора весны здесь изображена?

Используя текст, докажите свою версию.

– Какие цвета преобладают в этом стихотворении?

Работа со словом лазурь, заздравный.

– Перечитайте и найдите строки, которые ярко, точно выражают настроение лирического героя.

Учитель предлагает поработать в группах.

Посоветуйтесь, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и, главное, результативно?

– Прочтите текст, найдите и обсудите ответы на вопросы.
– В каких строках природа воспринимается как живое существо?
– С чем можно сравнить облака, реку? Докажите строчками стихотворения.
– Почему о весенних ручьях сказано, что они шумят, блестят?
– Кому поет гимн жаворонок?

Проверка задания.

Дети отвечают на вопросы, формулируют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в группах с текстом по карточкам.

(Приложение 4.)

Рефлексия. Познавательные УУД (учить основам смыслового восприятия музыкального произведения, осуществлять анализ и синтез, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте)

 

 

Регулятивные УУД (составить план действия, оценивать правильность выполнения действия, адекватно воспринимать предложение и оценку учителя и товарищей)

– Учитель предлагает послушать аудиозапись пьесы П.И.Чайковского “Песня Жаворонка” из цикла “Времена года”. (Приложение 5.)
– Как звучит музыка: плавно или резко, быстро или медленно, радостно или печально?
– Какое настроение вам навеяла музыка?

В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустно, то радостно. Слышны легкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птицы.

– Какое настроение вам навеяла музыка?

– Подберите цветовой фон для передачи вашего настроения в своих рисунках.

– Учитель выслушивает и помогает формулировать ответы детей.

Дети слушают музыку.

 

Обучающиеся формулируют ответы.

 

 

 

 

 

Ребята выполняют творческое задание.

Показ рисунков и обсуждение нарисованного детьми.

Итог урока. Регулятивные УУД (осуществлять итоговый и пошаговый контроль, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после завершения работы. – Какие звуки весны вы сегодня услышали?
– Какие у весны запахи?
– Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы.

Слушайте и смотрите весну!

Ответы детей.