Цели урока:
- донести до учащихся основную мысль: поэма «Двенадцать» – сложнейшее символическое произведение, созданное из реалий, из которых складывалась реальная «музыка революции»;
- развивать и совершенствовать навыки анализа лиро-эпического текста;
- продолжить коммуникативное развитие личности через организацию деятельностно- творческого общения учащихся.
- воспитывать культуру ведения диалога, вхождения в социум.
Технология организации обучения: педагогическая мастерская.
Ход мастерской
Художник взял самые «пошлые», «рекламные» краски… и писал ими, добиваясь такого сочетания, чтобы целое выглядело благородно сдержанным.
М. Волошин
1-й этап. «Индукция»
– создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Обсуждение смысла эпиграфа.
Слово учителя. Поэма «Двенадцать» обычно производит на читателей шокирующее впечатление как "грубой", предельно сниженной образностью, так и "непонятностью" всего замысла и особенно финала. Чтобы разобраться в образной и композиционной структуре поэмы, ответьте на вопросы:
– Сколько "рассказчиков" в поэме?
– Чем они различаются?
Действия учащихся. Рисуют в тетрадях познавательный объект и составляют вопросы.
2-й этап. «Самоконструкция»
– индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка.
Индивидуальная работа. Ответьте на вопросы и выполните задания.
– Зачем в поэме два рассказчика?
– Как вы их представляете?
– Опишите их или нарисуйте ваши представления о них.
Действия учащихся. Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте.
3-й этап. «Социоконструкция»
– работа учащихся в группах по построению элементов.
1 Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что у вас получилось. Подумайте вместе над заданием.
4-й этап. «Социализация»
– выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)
5-й этап. «Афиширование»
– вывешивание работ учеников.
В поэме, кроме реплик действующих лиц, ясно звучат два голоса. Один – тот, кто начинает и заканчивает поэму ("авторский"), – отличается своей торжественной серьёзностью, отсутствием в речи простонародных словечек и "фольклорных" уменьшительно-ласкательных суффиксов. А главное, этот рассказчик умеет видеть невидимое. Это он знает, что ветер не только на улицах Петрограда, но и "на всём Божьем свете". И именно он видит идущего за вьюгой (над вьюгой) Христа. Его "точка зрения" приподнята над обыденностью, вынесена за пределы очевидной реальности.
Другой рассказчик ведёт своего рода репортаж с места событий, его взгляд приближен к точке зрения героев, становясь чем-то вроде несобственно-прямой речи одного из двенадцати красногвардейцев. Он отмечает только "видимую" сторону событий, и речь его заметно "снижена". Такое построение необходимо. Читатели должны попробовать увидеть за видимым – невидимое, за внешностью событий их глубинный смысл.
Дополнительное задание группам.
Слово учителя. Проверим одну гипотезу относительно композиции поэмы. Автор гипотезы Е. Эткинд. Его статья «Композиция поэмы А. Блока «Двенадцать» была опубликована в журнале «Русская литература (1972, №1) и потом искусственно изъята из научного «оборота» по политическим причинам. Переиздана по книге Е. Эткинда «Там, внутри: О русской поэзии 20 века: Очерки». Автор статьи утверждает, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии: 12-я глава отражается в 1-й, 11-я – во 2-й и т.д. Посмотрите, есть ли на самом деле переклички (образные, ритмические, смысловые) между этими главами. Выполнять это задание удобно в форме таблицы (или просто разделив тетрадь на два столбца по вертикали).
Задания для групп: Перечитайте главы 1 и 12, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 7. Найдите переклички (образные, ритмические, смысловые) между этими главами. Оформите в виде таблицы или рисунка.
Выступления групп.
1 группа. 1-я и 12-я главы
Наблюдения | 1 глава | 12 глава |
Образы | ветер | снег |
Вывод: В главах описано движение по городу | ||
плакат | флаг | |
на улицах города сначала людно, потом остаётся один бродяга, | никого, есть только голодный пёс | |
Цвет | «чёрный – белый» | «красный – белый» |
Основной мотив. | мотив злобы | символ любви. |
Вывод: сопоставив две главы (1 и 12), мы пришли к выводу, что автор статьи прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Сходство первой и последней глав в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается:«Позади – голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» В главах описано движение по городу, ветер, снег, «охота»на врага. Есть и несовпадающие детали: в первой главе плакат, в последней – флаг; в первой на улицах города сначала людно, потом остаётся один бродяга, в последней – никого, есть только голодный пёс. В первой есть цветовой контраст «чёрный – белый», в последней – «красный – белый»; в первой звучит мотив злобы, в последней появляется Христос – символ любви. |
2 группа. 2-я и 11-я главы
Наблюдения | 2 глава | 11 глава |
Музыка | Ритм марша (напоминает «Варшавянку») | |
Движение | 12 человек куда-то идут. | |
Основной мотив | «свобода без креста» | «без имени святого» |
Образы | незримый враг | |
Различия | патруль делает круговой обход | все двенадцать идут «вдаль» |
Вывод: сопоставив содержание глав (2 и 11), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. В обеих звучит ритм марша (он напоминает «Варшавянку»); в обеих главное – то, что 12 человек куда-то идут; во 2-й – «свобода без креста», в 11-й – «без имени святого»; в обеих упоминается незримый враг. Различия: во 2-й патруль делает круговой обход, в 11-й все двенадцать идут "вдаль" (то есть круг разомкнут, и путь этот не ограничивается уже одним вечерним обходом). |
3 группа. 3-я и 10-я главы
Наблюдения | 3 глава | 10 глава |
Музыка | Одинаковый ритм | |
Движение | Действие происходит «внутри отряда» | |
Основной мотив | мотив крови | |
Голоса | «Господи, благослови» | «От чего тебя упас // Золотой иконостас». |
«Общее звено» | «Разрыв» двустишья: «Мировой пожар в крови // Из-за Катькиной любви». | |
Вывод: сопоставив содержание глав (3 и 10), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Здесь очень много общего: ритм, вьюга, мотив крови, действие происходит «внутри отряда», в 3-й главе звучит: «Господи, благослови», в 10-й: «От чего тебя упас // Золотой иконостас». Самое же яркое «общее звено»: в процессе работы Блок "разорвал" двустишье: «Мировой пожар в крови // Из-за Катькиной любви». Первая строка осталась в 3-й главе, вторая была вставлена в 10-ю. |
4 группа. 4-я и 9-я главы.
Найти в них черты сходства труднее всего. Можно обратить внимание на мотив лихого разгула: в 4-й главке он въяве (не в воспоминаниях) начинается, в 9-й – заканчивается ("гуляй, ребята, без вина"). В 4-й "старый мир" явлен в образе летящего лихача и восторженной парочки – Катьки и Ваньки (вызывающей у красногвардейцев и злобу, и зависть). В 9-й тот же "старый мир" – это буржуй и пёс (совсем другая парочка и совсем другое отношение). Эта «кристаллизация» образа старого мира поразительно переведена в зрительную метафору в иллюстрации Ю.Анненкова: герб на вывеске, спина буржуя и нос пса отбрасывают одну общую тень. В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» с иллюстрациями Анненкова вышла тиражом 300 экземпляров, который разошелся по предварительной подписке. Издание имело успех, и было издано еще 10 тысяч экземпляров. Из письма Блока Анненкову: «Многоуважаемый Юрий Павлович. Рисунков к «Двенадцати» я страшно боялся и даже говорить с Вами боялся. Сейчас, насмотревшись на них, хочу сказать Вам, что разные углы, части, художественные мысли — мне невыразимо близки и дороги, а общее — более, чем приемлемо,— т.е. просто я ничего подобного не ждал, почти Вас не зная…»
5 группа. 5-я и 8-я главы
Наблюдения | 5 глава | 8 глава |
Музыка | Городской романс и хороводная, объединённые мотивом крови | |
образы | Нож | |
Основной мотив | Мотив мести, спровоцированной Катькой. | |
Важнейший мотив | Мотив надрыва и тоски, сердечной «скуки». | |
Вывод: сопоставив содержание глав (5 и 8), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Две песни (городской романс и хороводная), объединённые мотивом крови; в обеих главах упомянут нож; в обеих – мотив мести, спровоцированной Катькой, причём месть эта и ненависть соединяются с ненавистью классовой – к офицерам и буржуям; в обеих есть мотив надрыва и тоски, сердечной «скуки». С 8-й главы и этой скуки начиналась вся поэма. Этот мотив важнейший. |
6 группа. 6-я и 7-я главы
Вот, наконец, та грань, которая разделяет поэму на зеркальные половинки. В 6-й главке Петруха убивает Катьку, и на этом заканчивается его прежняя жизнь (личная, страстная). В 7-й отряд предлагает ему отречься от старой любви (как от «старого мира») и двинуться к какой-то новой цели («вперёд, вперёд, рабочий народ»). Именно здесь патрульный обход (сопровождающийся и грабежами, и убийством) начинает превращаться в символическое державное шествие к какой-то таинственной цели, а расправа с личными обидчиками – становится «охотой» на незримого врага.
Итак, мы увидели, как частная история (любви, ненависти, мести) и рядовой патрульный обход в символическом преломлении превращается в некое шествие, которое длится «дни и ночи напролёт», и в таинственное единоборство с неким «незримым врагом», скрывающимся за вьюгой, тьмой и флагом. Однако смысл этого символического действа по-прежнему остаётся неясным.
6-й этап. «Разрыв»
– внутренне осознание участниками Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
Действия учащихся. Закрепляют и применяют полученные знания. Происходит «проверка» правильности выдвинутой гипотезы.
7-й этап. «Рефлексия»
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение главы (на выбор) поэмы.