Урок-олимпиада по теме "Действия с натуральными числами". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока: закрепить и проверить умения ребят решать примеры, решать и оформлять задачи на натуральные числа; развивать быструю работу мысли и внимательность; воспитывать дружеские отношения в классе и чувства сопереживания друг другу; развивать интерес к математике.

Подготовка к уроку: подготовить сигнальные карточки красного и зелёного цвета на весь класс. Также подготовить лист рейтинга для трёх команд.

Лист рейтинга

№ ряда 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап Общее кол-во баллов
1 (общие баллы)          
  1 парта - - -    
  2 парта - - -    
  3 парта - - -    
  4 парта - - -    
2 (общие баллы)          
  1 парта - - -    
  2 парта - - -    
  3 парта - - -    
  4 парта - - -    
3 (общие баллы)          
  1 парта - - -    
  2 парта - - -    
  3 парта - - -    
  4 парта - - -    

Таблица натуральных чисел:

30 22 35 49 31 27 18 43 12 23
8 40 19 45 9 6 33 5 39 46
46 11 34 25 50 42 7 47 4 15
41 36 28 3 21 2 10 44 26 37
24 13 1 14 38 32 20 48 29 17

Карточка с примерами для эстафеты “Бег с прицелом” (3 экземпляра).

Карточки с задачами для конкурса “Кто сильнее?”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разминка – устная работа. Так как соревнования по рядам, то и устный счет будет по рядам. Примеры решают дети по очереди и произносят ответы вслух, если учащийся ответил правильно, то весь класс поднимает красную карточку, а если ответил не правильно – зелёную карточку. Причем ответ предыдущего примера является, частью следующего примера. Примеры даются по рядам. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Если же ответ неправильный, то исправляет его ученик из другого ряда. Это делает всех детей внимательней.

1 ряд

63 : 9 =

+ 23 =

: 6 =

7 =

+ 15 =

- 10 =

2 =

- 62 =

2 ряд

72 : 9 =

+ 12 =

5 =

: 10 =

+ 58 =

- 32 =

: 9 =

12 =

3 ряд

20 5 =

- 60 =

: 8 =

+ 25 =

3 =

- 15 =

: 25 =

11 =

3. “Бег с прицелом”

Здесь важно выполнить задание быстро и правильно. Карточка даётся одна на весь ряд. На ней 8 примеров, каждому ученику – по одному примеру. Карточка выдаётся ученикам первой парты. Они переписывают себе в тетрадь пример, решают его, записывают результат на карточке и передают карточку дальше. Вторая парта решает следующие примеры и т.д. Та команда, которая выполнит все задания быстрее всех, за скорость получит 4 очка. Команда, пришедшая к финишу второй, получит два очка. Команда, пришедшая к финишу третьей, получит одно очко. Каждый правильный ответ приносит команде два очка. Если какая-нибудь команда ведет себя неправильно, ученики шумят или оборачиваются, то с них можно снять за первое замечание 1 очко, за второе – 2 очка и т.д.

4. Физминутка.

Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.

5. “Кто сильнее?”

На олимпийских играх проверяется, кто сильнее, с помощью штанги. Кто тяжелее поднимает груз, тот и сильней. На нашей олимпиаде сильнее будет тот, кто решит задачу более высокой сложности. Каждый ряд делится на две команды. Каждой команде дается 5 задач разной сложности. Какой сложности задачу решать, команды будут выбирать сами. Первая, вторая и третья задачи оцениваются по 3 очка, четвертая – 4 очка, пятая – 5 очков.

6. “Кто быстрее?”

Здесь очень важно участвовать дружно, друг другу доверять и внимательно слушать. К доске выходят по одному участнику от каждого ряда. За 1,5 минуты необходимо назвать и показать наибольшее количество чисел по порядку от 1 до 50. Тому ряду участник, которого назвал и показал наибольшее количество чисел, дается 5 очков, второму – 3 очка, третьему – 1 очко.

7. Подведение итогов.

Наградить победителей. Обсудить с детьми, что они уже умеют делать хорошо, а что им необходимо закрепить. Похвалить активных ребят.

Ответы

1. Разминка – устная работа.

1 ряд

63 : 9 = 7

+ 23 = 30

: 6 = 5

7 = 35

+ 15 = 50

- 10 = 40

2 = 80

- 62 = 18

2 ряд

72 : 9 = 8

+ 12 = 20

5 = 100

: 10 = 10

+ 58 = 68

- 32 = 36

: 9 = 4

12 = 48

3 ряд

20 5 = 100

- 60 = 40

: 8 = 5

+ 25 = 30

3 = 90

- 15 = 75

: 25 = 3

11 = 33

2. “Кто быстрее?”.

3. “Бег с прицелом”.

1) 1237 – 159 = 1078;

2) 1189 + 1250 = 2439;

3) 76 * 81 = 6154;

4) 216 : 12 = 18;

5) 5307 + 3001 = 8308;

6) 3000-981 = 2019;

7) 64 * 23 = 1472;

8) 8517 : 17 = 501.

4. “Кто сильнее?”.

1) 96:8=12 (км) – расстояние прошли пешком;

12:3=4(км/ч) – скорость, с которой туристы шли пешком.

Ответ: 4 км/ч.

2) Пусть х горшочков у Кролика было первоначально.

(х+4) - 9=15; х+4=15+9; х+4=24; х= 24 - 4; х=20

Ответ: 20 горшочков.

3) Пусть х метров шахты гномы прорыли после обеда.

х+4х=15; 5х=15; х=15:5; х=3

Ответ: 3 м.

4) 1 часть – х граммов

3х+5х=480; 8х=480; х=480:8; х=60;

60* 5=300 (г) – ирисок

Ответ: 300 г.

5) Пусть х литров масла было в 1 бидоне.

5х-х=32; 4х=32; х=32:4; х=8(л) – 1 бидон

5 * 8 = 40 (л) – 2 бидон.

Ответ: 40 литров.

Презентация