Цель: Приобщать и побуждать детей к изучению прикладного творчества, основанного на народных традициях.
Задачи:
- Познакомить детей с разновидностью оберегов;
- Обучение технологии изготовления куклы-оберег.
- Развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
- Развивать умение анализировать, делать выводы;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Воспитывать уважение к далеким предкам;
- Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность, художеств. вкус.
Раздаточный материал: кукла-образец, лоскуты для изготовления куклы, нитки.
Наглядность: кукла-оберег, плакаты с изображениями оберегов, презентация об оберегах (у автора).
Ход занятия
Упр. на сплочение коллектива «Комплимент»
Сейчас, ребята, мы с вами выполним упражнения на развитие мелкой моторики рук. Эти упражнения развивают память, внимание, мышление.
- Разогрев рук (дети растирают ладони друг о друга).
- Руки положить на стол ладонью вниз и поочередно сжимать пальцы. Упр выполняется каждой рукой, затем вместе.
- Сжать пальцы рук в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой, затем вместе.
- Упр. «Крючки» Руки сжаты в кулаки и прижаты друг к другу, мизинцы сцеплены с друг с другом. Продолжить так с каждым пальцем.
- упр. «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем, упр выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Упр. «Тяни- толкай» Ладони рук вместе, пальцы соприкасаются друг с другом и поочередно начинают толкать друг друга.
- Упр. «Кулак, ладонь, ребро»
- Упр. «Солнышко» Руки лежат на столе. Сжимать и расжимать пальцы рук.
Сегодня на занятии ребята я познакомлю вас с оберегами, вспомним обереги, которые знаете вы, научимся делать куклу-оберег.
Многовековая история культуры наших предков неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.
На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Что такое оберег? (ответы детей)
Оберег это не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический и даже мистический смысл, идущий к нам из далекого прошлого от наших предков.
Показ презентации об оберегах и рассказ воспитателя
.
«С давних пор люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать Обереги. И эти Обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев.
Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей.
Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него, добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме, родной земле.
(Давайте вспомним с вами, какие обереги вы знаете, дети называют их)
Показ детям иллюстраций с изображением оберегов.
Но рассказ об оберегах будет не полным без упоминания прародительницы современной куклы- тряпичной. (показ презентации)
В русской деревне главным оберегом была тряпичная кукла.. У такой куклы не было лица. Считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить человеку. А куклы без лица оберегают дом, очаг. А мы с вами будем делать вепсскую куклу-оберег, которая отличается яркой половой принадлежностью. Это образ замужней женщины. Ее делают из обрывков изношенной одежды. В одежде куклы обязательно должен присутствовать красный цвет. Детали куклы не сшиваются, а связываются нитками, можно красными, т.к. красный цвет, считалось, обладал охранительным действием: оберегает от сглаза и порчи.
Согласно традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя было пользоваться ножницами и иглами, ткань лишь рвалась и связывалась. Также наши предки верили, если нарисовать кукле лицо, то в нее вселиться злой дух.
Вепсская кукла – это символ благополучия и достатка, а ее большая грудь – символ сытого, здорового ребенка.
Вепсы это небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, которые до сих пор сохранили свои обычаи и традиции.
Чтобы изготовить своими руками вепсскую куклу-оберег. Вам понадобятся:
- Лоскут отбеленной ткани
- 3-4 лоскута цветного ситца
- Вата
- Нитки
(Практическая часть занятия) Оберег своими руками.
Показ образца.
Когда мы будем делать куколку-оберег, то вы можете загадать желание, или даже написать его на листочке бумаге и вложить в голову кукле, и оно обязательно сбудется.
- В середину белого лоскутка (размером примерно 15 на 15 см) кладём небольшой кусочек ваты, обрезки и обрывки ниточек:
- Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перематываем ниточкой
- Теперь делаем руки. Для этого противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани (уголок) подворачиваем внутрь рукава. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой:
- Формируем грудь куклы – оберега из двух лоскуточков поменьше (10 на 10 см), т.е. делаем 2 шарика – груди с ватой-наполнителем
- Связываем между собой шарики:
- И привязываем под голову куклы ниже рук, хвостиками вниз:
- На голову кукле повязываем платок (ещё один лоскутик, на этот раз треугольник).
- Переворачиваем куколку вниз головой и обматываем лоскутиком-юбочкой (лицевой стороной внутрь).
- Перевязываем туго ниткой под грудью куклы:
- Теперь выворачиваем юбочку. Поправляем и выравниваем складочки.
- Также подвязываем и передничек (отгибаем на лицо куклы, туго перетягиваем на поясе и отворачиваем):
- Обрезаем и обрываем лишние ниточки. Наша куколка-оберег готова.
Физкультминутка (в процессе работы) «Рисуй глазами треугольник»
(Дети представляют внешний вид треугольника)
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась
Ты молодец!!!!
Подведение итога занятия. Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня развивали на занятии?
Для чего мы развивали пальцы рук?
Какую куклу сегодня мы делали на занятии?
Что символизирует эта кукла?
(Поочередно по принципу снежного кома дети высказываю свое мнение о занятии
- Занятие мне очень понравилось. Я до сих пор не знала, что кукла-оберег должна обязательно быть без лица. Так как куклы с лицом могут иметь душу и в них может вселиться злой дух, который может навредить людям.
- Я узнала на занятии, что оберег должен быть в каждом доме. Он оберегает от злых людей, помогает людям в трудную минуту.
- Занятие мне очень понравилось. Я узнала, что кукла, которую мы делали – это символ благополучия, достатка в доме. Ее можно подарить, и я уже придумала, что подарю эту куклу хорошему человеку, чтобы у него был достаток в доме.
- Мне занятие очень понравилось. Я и представить не могла, что такие тряпичные куклы могут приносить в дом счастье, достаток. А самое главное надо в это очень верить, и делать куклу с хорошим настроением.
- Занятие мне очень понравилось. Особенно когда мы делали куклу. Я узнала, что в одежде куклы обязательно должен присутствовать красный цвет. Именно этот цвет обереговой.
- Занятие мне очень понравилось. Мы сегодня делали куклу-оберег – символ замужней женщины, ее грудь символизирует достаток. А еще я узнала, что существует много кукол оберегов и каждая в чем то помогает людям.