Педагогические и социологические исследования последних лет показали, что для нравственного сознания молодых родителей («детей перестройки») характерны нарушения адекватного восприятия ранее считавшихся, безусловно, негативными явления, изменения ценностных ориентаций. Такие нравственные ценности, как чувство гордости за свою страну, уважение и любовь к Родине, высокие морально-этические качества ушли в пассив, поскольку многие молодые люди не видят в них практического смысла, а на первый план выдвигаются ценности и устремления материального характера. В годы «перестройки» вопросы нравственно-патриотического воспитания практически выпали из поля воспитательной деятельности. Сегодня назрела необходимость создания таких педагогических условий, которые должны способствовать не только успешному формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольников, но и побуждению родителей к осознанному развитию у себя указанных качеств, определению своих гражданских позиций, пониманию общечеловеческих ценностей и идеалов новой России.
Очевидно, что перемены в российском обществе коснулись всех сфер его жизни, и в первую очередь, как нам представляется, нравственной сферы. Образование в полной мере испытывает на себе все негативные черты как социально-экономического, так и нравственного кризиса, переживаемого Россией. Сказанное свидетельствует о том, что возникла необходимость глубокого теоретического осмысления проблем нравственности и патриотизма на современном этапе развития российского общества и организации на этой основе целенаправленного, целостного процесса формирования личности дошкольника, обладающей высокоразвитыми нравственно-патриотическими качествами.
"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" подчеркивает, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".[1]
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, например К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь - именно этот акцент на знание истории народа, его культуры помогает воспитывать уважение и интерес к культурным традициям народов России.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» [2] представлены базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии в России, искусство и литература, природа, человечество.
Именно в период дошкольного возраста происходит приобщение детей к национальным ценностям и формирование предпосылок к успешному нравственно-патриотическому воспитанию. Существуют три уровня приобщения: ближайшее семейное окружение; контактный коллектив УДО; удовлетворение потребности в общении по интересам в социуме.
Стратегическая цель Программы Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей №1»: «Воспитание новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности».
Занимаясь развитием навыка устной речи, речевого общения с окружающими и устранением нарушений речи у детей дошкольного возраста прививаю любовь к родной речи на основе овладения литературным языком средствами фольклора».
Нравственно-патриотическое воспитание напрямую зависит от активного участия родителей в образовательном и воспитательном процессе и обеспечивается систематичностью в работе, что требует от родителей огромного терпения и создания в семье необходимого микроклимата.
В Центре созданы особые условия для взаимоотношения с родителями (законными представителями): информационная откровенность, партнёрство, сотрудничество, конструктивность; осуществляется поддержка семьи в преодолении различных трудностей в воспитании, обучении и социализации детей, гармонизации отношений с детьми, развитие компетентности родителей в вопросах воспитания подрастающего поколения.
В связи с изменившимися общественными отношениями и их социальным многообразием у педагога возникла необходимость поиска нового подхода к воспитанию обучающихся, который с одной стороны, отвечает актуальным потребностям родителей (законных представителей) и ребенка в современных условиях, с другой стороны – позволяет перестроить педагогическую работу в образовательном учреждении.
В нашем Центре реализуется инновационный проект «Светёлка». Цель проекта: создание адаптивной модели взаимодействия ребенка, педагога и родителей (законных представителей) по обеспечению нравственно-патриотического воспитания дошкольника.
Проект реализуется через деятельность:
- создание условий совершенствования для нравственно-патриотического воспитания обучающихся путём личностно-ориентированного подхода, раскрытия внутреннего мира каждой семьи;
- разработка системы специальных методических приёмов, направленных на формирование эмоциональной лексики у детей с учётом развития невербальных и вербальных средств общения в образовательном процессе;
- диагностика внутрисемейных отношений, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию;
- стимулирование и активизация совместной деятельности детей, родителей, педагогов;
- формирование эмоциональной речевой активности ребенка в повседневной жизни как наивысшей формы социальной адаптации ребенка в обществе (социуме);
- воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, Центру, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам родного края;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, её городах, селах, заповедниках и т.п.;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям и т.д.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В нашей работе ведущим является принцип «от восприятия к действию от пассивности к инициативности». В реализации этого принципа нам помогают:
- циклы занятий: «Мой дом — моя семья»; «В Центре здорово у нас»; «Улицы родного города»; «Астрахань - мой город»; «Астрахань - многонациональная»; «Моя Родина — Россия»; «Москва — столица нашей Родины»; «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество история России); «Защитники Отечества»; «Мы — дети Земли»; «Береги свою планету» и т.д.;
- создание однодневных мини-музеев и выставок — боевой и трудовой славы, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского (национального) костюма;
- праздники в Центре дополнительного образования детей: «День знаний», «День города», «День защитников Отечества»; «Международный женский день»; «9 мая — День Победы»; «День матери в России»; праздники по народному календарю и т.д.;
- выставки детского творчества (сотворчество детей и родителей): «Славься, край родной!»; «Город — глазами детей»; «Герои любимых книг»; «Моя любимая игрушка»; «Народная игрушка и т.п.
- Акции: «Покормите птиц зимой»; «Зеленый патруль»; «Памятник»; «Озеленение территории Центра»; «Мы в ответе за тех, кого приручили» (выставка домашних питомцев) и т.п.
- Конкурсы: «Каждая семья талантлива по-своему»; «Папа, мама, Я – спортивная семья»; «Вот как мы умеем!»;
- Путешествие в прошлое - «Древо нашей семьи»; «История города»; «История улицы»; «День рождения ДОМА» и т.п.;
- Уроки памяти: «Спасибо тем, кто сохранил для нас мир»; «Сохраним и приумножим»; «Вечная слава!» и т.п.;
- Заседания психологического клуба для родителей (законных представителей) «СЕМЬ Я»: «Возрастные особенности дошкольников», «Норма и нарушение речи детей», «Читать с пеленок», «Познавательные игры», «Играя, готовим руку к письму», «Развод – это очень серьёзно», «Сенсомоторное развитие дошкольников», «Проблемы овладения предложно-падежными конструкциями», «Игры в формировании лексико-грамматического строя речи» и т.п.;
- Занятия-сказки: «Новый год»; «Мы читаем…» (цикл занятий по произведениям детских писателей и поэтов), «В гостях у сказки» и т.п.;
- Презентации учебных достижений: «Татьянин день»; «Скоро в школу», «Вот как мы умеем», «Умники и умницы» и т.п.
- Праздники национальной культуры: «Масленичная неделя»; «Астраханская кадриль» (русские танцы и частушки); «Сабантуй» (татарский праздник); Европейское и Русское «Рождество»; «День святого Саркиса» (армянский праздник); «Наурыз» (казахский праздник); «Чаепитие – что это?» (традиции разных народов) и т.п.;
- Занятия-игры: «Женский день»; «День починки»; «Тайна Планеты» и т.п.;
- Вернисажи творческих работ: «День смеха»; «Лето – чудная пора»; «Городской пейзаж»; «Я - сказочник», «Моя книга», «Детство!» и т.п.
- Театрализованные занятия: «Там, на неведомых дорожках» (творчество А.С. Пушкину); «Поможем Герде»; «Гадкий утенок» и т.п.
- Проекты: «С чего начинается Родина», «Моя малая родина» (семья, дом, УДО), «Мой край, в котором я живу», «Россия – Родина моя», «Земля – планета, на которой мы живем», «Масленица» и т.п.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Наша задача не только провести увлекательные и познавательные экскурсии, но и отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (Центра, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прежде чем начинать работу по воспитанию любви к родному краю, мы постарались сами хорошо узнать его; продумали, что целесообразнее показать и рассказать детям (учитывая возрастные особенности), особо выделив наиболее характерное для нашей местности.
В нашей работе мы отводим особое место внеаудиторным занятиям и внеурочному направлению деятельности. Например:
- 1 год обучения (дети 3-4 лет):
- автобусная обзорная экскурсия по городу «Астрахань, мой город родной»;
- познавательная экскурсия по зимнему саду кинотеатра «Октябрь»;
- встреча с моряками Каспийской флотилии;
- встреча с морскими пехотинцами;
- встреча с военными летчиками;
- посещение частной фермы, где в просторных вольерах проживают несколько десятков африканских черных страусов, перепелки, нутрии, дикие кабаны, верблюд Кеша и ручная овечка Маша;
- посещение театра кукол;
- прогулка по набережной;
- 2 год обучения (дети 4-5 лет):
- автобусная обзорная экскурсия «Историческая часть Астрахани»;
- познавательная экскурсия по зимнему саду кинотеатра «Октябрь»;
- экологическая экскурсия в Астраханский биосферный заповедник (Дамчикский участок);
- встреча с моряками Каспийской флотилии;
- встреча с морскими пехотинцами;
- встреча с военными летчиками;
- посещение частной фермы, где в просторных вольерах проживают несколько десятков африканских черных страусов, перепелки, нутрии, дикие кабаны, верблюд Кеша и ручная овечка Маша;
- посещение театра кукол;
- прогулка по набережной;
- 3 год обучения (дети 5-6 лет):
- автобусная экскурсия по ансамблю Кремля «Музей под открытым небом»;
- познавательная экскурсия по зимнему саду кинотеатра «Октябрь»;
- экскурсия в Богдинско-баскунчакский заповедник;
- экологическая экскурсия в Астраханский биосферный заповедник (Дамчикский участок) с посещением Музея Природы;
- экскурсия в музей «Моряки Каспийской флотилии»;
- экскурсия в музей «Морские пехотинцы»;
- экскурсия в музей «Военные летчики»;
- встреча с ансамблем народной песни «Старинушка» (знакомство с русскими обрядами, чаепитие, игры);
- экскурсия в краеведческий музей;
- экскурсия в детский эколого-биологический центр;
- «Чаганочка» - деревенские посиделки с шутками, песнями, танцами, играми;
- познавательная экскурсия в производственный цех «Мелия» (изготовление пельменей, хачапури, пирогов и др. продукции);
- посещение театра кукол и театра юного зрителя;
- познавательные экскурсии в музеи города и области (краеведческий музей; дом-музей осетровых; Б. М. Кустодиева; доевой славы; В. Хлебникова; Г. Самитовой; истории промысла и рыбокомбината; истории города; истории медицины; культуры Астрахани; К. Сагырбаева; «Российский арбуз»)
- 4 год обучения (дети 6-7 лет):
- пешеходная экскурсия по ансамблю Кремля «Жемчужина Астрахани»;
- экскурсия «Храмы и соборы» (православные храмы:Успенский и Покровский кафедральные соборы, Казанский собор, Ионно-Предтеченский монастырь, храм Святителя Иоанна Златоуста), католический костел Успения Богородицы, Соборная мечеть и Армянская церковь, белая мечеть, старообрядческая церковь и собор Святого князя Владимира;
- познавательная экскурсия по «Зооботанический сад в КРК «Октябрь», «Аквариум» - выставочный салон;
- экскурсия в село Красный Яр с посещением православного храма Спасителя и часовни Иерусалимской чудотворной иконы;
- экскурсия в село Малый Арал – посещение захоронений Букей-хана и св. Сейд-бабы;
- экскурсия на гору Богдо и озеро Баскунчак (уникальные природные объекты, входящие в состав Богдинско-баскунчакского заповедника);
- экологическая экскурсия в Астраханский биосферный заповедник (Дамчикский участок) с посещением Музея Природы и катанием на лодках;
- паломнический тур вВолодарский район (Посещение храма Казанской Божьей матери в селе Ильинка, Чуркинского монастыря, храма Николая Угодника);
- экскурсия в Алтын-жар с посещением Мавзолея и музея казахского поэта Курмангазы;
- экскурсия «В гости к морякам Каспийской флотилии»;
- экскурсия « В гости к морским пехотинцам» (с. Новолесное);
- экскурсия « В гости к военным летчикам» (посещение Военного аэродрома);
- экскурсия в с. Евпраксино - Центр славянской культуры «Добродея» (Встреча с ансамблем народной песни «Старинушка». Знакомство с русскими обрядами, чаепитие, игры и дискотека);
- экскурсия в с. Селитренное, где находится столица Золотой Орды – город Сарай-Батау;
- экскурсия в детский эколого-биологический центр;
- поездка в село Татаро-Башмаковка на татарский праздник «Сабантуй» (игры, песни, танцы, костюмы астраханских татар, угощения);
- экскурсии в плавательные бассейны города (формирование предпосылок к воспитанию здорового образа жизни);
- познавательная экскурсия в астраханский планетарий;
- познавательные экскурсии в особняки и дома богатых купцов XIX – начала XX века;
- обзорная экскурсия по городу Волгоград, Мамаев Курган, планетарий;
- обзорная экскурсия по городу Элиста (республика Калмыкия), посещение буддийского храма, экскурсия по шахматному городку;
- многодневные поездки (3-5 дней): «Блистательный Санкт-Петербург», «Золотое кольцо России», «Москва Злотоглавая»;
- посещение театра юного зрителя;
- посещение картинной галереи П. М. Догатина;
- посещение государственной филармонии.
В процессе нравственно-патриотического воспитания мы получаем не только воспитательный результат, но благодаря взаимодействию «родитель – ребенок - педагог», в том или ином виде деятельности, и воспитательные эффекты:
- воспитание личности, ориентированной на создание гармоничной семьи, улучшение микроклимата в семье и поднятие статуса родителей в глазах ребенка;
- получение огромного количество положительных эмоций, создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе;
- способность детей грамотно выражать свои чувства, эмоции и настроения;
- создание коллектива единомышленников (педагог-дети-родители) в совместной социально-значимой деятельности.
Из года в год всё большее количество родителей обучающихся Центра из сторонних наблюдателей превращаются в активных, полноправных участников образовательного и воспитательного процесса. Изначально мы ограничивались сбором статистических сведений о родителях, чтобы составить так называемый социальный портрет семьи. Однако скоро убедились, что данная информация не позволяет выстроить партнерские отношения при взаимодействии педагогов центра дополнительного образования детей и семьи. В результате мы разработали для себя критерии, которые отражали количественные (присутствия родителей на групповых мероприятиях) и качественные (инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых) показатели. Данный анализ позволил выделить три группы родителей: родители-лидеры (умеют и с удовольствием учувствуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность работы педагогов ЦДОД); родители-исполнители (принимают участие при условии значимой мотивации); родители-наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успехе своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные.
Это дало возможность дифференцированного подхода к родителям в вопросе совместной работы с педагогами Центра по реализации образовательной программы. Что, в свою очередь, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства и делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного и воспитательного процесса. Совместное планирование, подготовка и проведение мероприятий сплачивает не только детский коллектив, но и позволяет говорить о создании адаптивной модели взаимодействия ребенка, педагога и родителей (законных представителей). Результаты анкетирования показали, что в процессе реализации инновационного проекта «Светелка» родители обучающихся стали занимать более активные позиции в вопросах нравственно-патриотического воспитания (2008-2009 уч. год - 40% от опрошенных респондентов, 2009-2010 уч. год соответственно 70%, 2010-2011 уч. год соответственно 90%).
Анализ состояния и прогнозы дальнейшего развития общеобразовательной системы в процессе реформирования образования показывают, что сегодня, для успешного формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников, необходим творческий подход всех участников воспитательного процесса, готовность, желание, умение работать в этом направлении всех членов педагогического коллектива четкое осознание целей, задач, основных требований, предъявленных обществом и государством. Для этого необходимо восстановить в сознании молодых родителей потребность в знании и осмыслении исторического опыта, национальной политики прошлого, настоящего и будущего. Необходимы согласованные действия основных социальных институтов - семьи, армии, молодежных организаций, средств массовой информации, которые должны помочь родителям и детям выбрать главное, развить в себе положительные качества, отвечающие требованиям жизни.
Результаты нашей работы показали, что совместные игры, занятия, развлечения, прогулки и экскурсии, проводимые в процессе реализации инновационного проекта «Светелка», не только делают детей и родителей ближе духовно, но способствуют успешному нравственно-патриотическому воспитанию.
У нашей страны, безусловно, есть все основания для оптимизма и веры в доброе будущее России, и потому сегодня необходима жизнеутверждающая концепция воспитания созидателей новой будущности, ориентированная в этом плане на далекие перспективы и одновременно конкретно-историческая, сугубо прагматическая, реалистическая, направленная на практическое решение воспитательных задач современности.
Литература:
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» Москва. «Просвещение». 2009.
- Симбирцев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов// Социологические исследования. 1988. №6. С.106-107